Воспитанников кадетских корпусов легко отличить от их ровесников. Дело не только в военной форме. Даже после окончания учебы они сохраняют на долгие годы выправку, отличаются упорством в достижении цели. Одного выпускника в Красноярском кадетском корпусе вспоминают с особой теплотой и гордостью. С удовольствием расскажем о нем читателям «НКК». Тем более что он – наш коллега, тележурналист спортивного канала «Россия-2».
Дмитрий Занин с восьмого класса мечтал стать тележурналистом и на первом же курсе университета дебютировал в программе «Вести-Красноярск». Снимая новостные сюжеты, Дмитрий постепенно стал главным спортивным обозревателем телекомпании. Кроме того, периодически готовил сюжеты для федерального спортивного канала, который в ту пору назывался «Спорт». Старания молодого корреспондента в Москве оценили и пригласили на работу в знаменитый телецентр на Шаболовке, 37.
Теперь наш земляк рассказывает о мировых спортивных событиях всей стране. А не так давно за работу на Олимпиаде в Сочи Дмитрий Занин был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Хотя сам Дмитрий считает, что может и должен работать еще лучше и качественнее.
– Этой наградой отметили работников телевидения, которые хорошо работали на Олимпийских играх в Сочи, а, по моему мнению, как раз там я отработал не очень. Но это скорее вопрос к уровню собственной самокритики, недостатка которой я совсем не испытываю, – считает Дмитрий Занин. – В первую очередь я мечтал работать на телеканале «Спорт», мечтал рассказывать о спорте и делать это интересно. Иногда это получается, и в результате уже приходит известность и признание. В том числе и на государственном уровне, как показывает практика.
– Почему объектом пристального внимания стал спорт? Вы или ваши родственники имели отношение к профессиональному спорту?
– К профессиональному спорту отношения в моей семье никто не имел. Разве что папа и брат активно им интересовались, затем и я попал в эту струю. Всерьез зачитывался спортивной прессой и со временем понял, что об этом я и хочу рассказывать с телеэкрана.
Честно говоря, мечтал, что когда-нибудь мама будет сидеть с подружками на кухне, смотреть телевизор, а в нем буду я. Получилось эту мечту осуществить довольно быстро. Едва я поступил в университет, там начали набирать желающих заняться молодежной программой на красноярской ГТРК. Хотя без доли везения не обошлось – зацепившись за единственный шанс, я им воспользовался и остался на телевидении.
– Вы окончили филфак СФУ, а не профильный факультет журналистики. Помогает ли вам в профессии филологическое образование?
– Никогда не жалел, что оказался на филфаке, поскольку образование там гораздо глубже и вдумчивее. При этом глупо скрывать, что я был одним из самых бестолковых студентов, ведь работать начал с первого курса и лекции приходилось пропускать. Сложно сосчитать, сколько раз меня грозились отчислить, но я удержался и вуз все-таки окончил. Главное, что мне дал филфак (кроме синей «корочки», разумеется), – это литературный вкус. Я знаю, что такое хорошая литература, никогда не затеряюсь в книжном и всегда смогу найти себе прекрасное занятие на вечер, вместе с тем обогатив словарный запас – для работников СМИ это крайне важно, ведь язык – наш основной инструмент.
– Как складывалась карьера в Москве? Трудно было первое время?
– Когда я пришел на работу в Москве, первое, что мне сказали: «Ты никто и фамилия твоя никак, сюжеты у тебя плохие, учись всему заново…» Понятно, что начальство немного преувеличило положение вещей, но лишь немного. Сразу пришлось много работать, менять себя. Но я понимал, что делаю это для своей мечты, поэтому все давалось легко.
– Какие виды спорта наиболее близки спортивному журналисту Дмитрию Занину?
– По долгу службы я интересуюсь всем. Накануне чемпионата мира по дзюдо пришлось вникнуть в правила и полюбить этот спорт, иначе рассказывать о нем интересно и сочно не получится. Этап «Формулы-1» в Сочи заставил постигать азы автоспорта. Разумеется, люблю футбол, хоккей, волейбол. Вообще было бы странно, если б я что-то не любил.
Когда дело доходит до интервью, то мне интереснее общаться с теми спортсменами, у кого судьба непростая. Как правило, таких большинство, особенно если исключить футболистов и хоккеистов. С ними готов беседовать часами, только если они при этом хотя бы пару книжек в своей жизни прочитали. Бывает, что некоторые и хотят что-то поведать, да слов не хватает. Поэтому всегда и всем я советую читать книги.
– А свои работы вы критикуете?
– Критичнее, чем я сам, наверное, никто к моей работе не относится. Я практически никогда не бываю доволен собой, всегда знаю, что можно было сделать лучше. Например, за всю Олимпиаду мне понравились лишь один-два своих сюжета, на чемпионате мира по футболу – три-четыре. Зритель, может быть, особенной разницы и не видит, но мне всегда хочется прыгнуть выше головы, а получается это редко.
– Как вы относитесь к теме массового спорта и его пропаганде? Можно ли вообще заставить людей выходить на пробежки с помощью СМИ?
– Убежден, что с помощью телевидения можно сделать все что угодно, в том числе и заставить бегать по утрам. Однобокую тупую пропаганду никому смотреть не интересно, нужно делать это изысканней, и лучше на местном уровне, точечно. Тогда все получится. На федеральном уровне своих проблем хватает и без пробежек. Хотя если чаще смотреть «Россию-2», то, глядишь, и сами спортом займетесь.
– Скучаете по Красноярску? Оставляете ли возможность вернуться обратно?
– В последнее время достаточно часто приезжаю в Красноярск, но находиться здесь больше недели уже не могу. Чувствуешь, что организм отвыкает от привычного ритма жизни, и сразу тянет назад, в Москву. И, не поверите, очень хочется на работу. Когда-нибудь, возможно, я и вернусь в Красноярск, но пока не могу представить, что для этого должно произойти. Ведь сейчас я абсолютно счастлив, чего и вам желаю!