Психология внутренних дел

Психология внутренних дел
Фото Олега Кузьмина и из архивов краевой полиции

Психолог в полиции – та самая служба, которая «на первый взгляд, как будто не видна», особенно непосвященным. Между тем их работа стала неотъемлемой и важной составляющей деятельности правоохранительных органов.

В системе краевого ГУ МВД психологическая служба появилась в 1994 году. В самом начале специалистов было меньше, чем пальцев на руке, теперь они есть практически в каждом органе внутренних дел края.

В чем состоит работа полицейского психолога, насколько она значима – об этом рассказывает руководитель психологической службы ГУ МВД России по Красноярскому краю Андрей ПОРШУКОВ.

– Андрей Сергеевич, начнем с вопроса почти наивного. Зачем вообще полиции понадобились психологи? Советская милиция как-то без них обходилась…

Нет, это не так. Специалисты по работе с личным составом появились в органах милиции еще в начале 70-х годов. Их основной функцией было участие в отборе граждан на службу в МВД. Уже в то время при приеме на работу учитывались результаты психофизиологических обследований. Затем стали обращать больше внимания на необходимость учета индивидуальных особенностей сотрудников, психологическое сопровождение личного состава.

Кроме того, сами сотрудники начали получать знания по психологии, чтобы применять их в своей деятельности. Иными словами, сфера применения психологии постоянно расширялась.

– Как эта сфера выглядит сейчас?

– Она довольно широка, начиная с участия психолога в отборе граждан на службу. В нашей структуре есть комиссия по профессионально-психологическому отбору. Далее начинается следующий этап – сопровождение.

С 2013 года появилось новое направление – ежегодный мониторинг морально-психологического состояния сотрудников. Это проведение регулярных дополнительных исследований, в том числе психологического климата. Такая работа необходима, чтобы своевременно корректировать обстановку в коллективах.

Также психологи проводят консультации по возникающим вопросам, в том числе управленческим. Например, когда руководителю подразделения необходимо выстроить работу с некоторыми из своих подчиненных. Да, в полиции единоначалие, но человек остается человеком, к нему иногда нужен индивидуальный подход. Кроме того, коллеги обращаются к нам по поводу собственного эмоционального состояния, когда нужен поиск каких-то психологических ресурсов. То есть нужна коррекционная работа.

Более того, сотрудники обращаются к нам в случае проблем в семье, например, связанных с воспитанием ребенка. Семьи вообще являются субъектами нашего взаимодействия, хотя бы потому, что не всегда близкие наших сотрудников готовы принимать на себя те тяготы и невзгоды, которые сопровождают службу полицейского.

Искусство уговаривать

– В кино часто встречаются сцены, когда для переговоров с преступником вызывают психолога, который знает секрет, «как уломать». В реальности такие переговоры как проходят?

– Прежде надо отметить, что помощь сотрудникам в составлении психологических портретов преступников и правонарушителей, а также содействие в переговорной деятельности, – это отдельное направление нашей работы.

Что касается переговоров, то на практике больший эффект достигается, когда их ведет сам сотрудник – оперуполномоченный, участковый… Как правило, они случаются неожиданно и на той территории, которая им хорошо известна. Сотрудники знают свой «контингент», его язык. Но для дополнительной поддержки, чтобы дать при необходимости рекомендации, психолог находится рядом. Когда все происходит «здесь и сейчас», полицейский не всегда видит свои действия со стороны, может быть немного взвинченным – особенно в ситуациях, выходящих за рамки обычного, когда, например, преступник берет в заложники детей.

– Расскажите о каком-либо наиболее запомнившемся случае.

– В Свердловском районе Красноярска преступник в состоянии опьянения, алкогольного и, видимо, наркотического, захватил женщину с ребенком. Угрожая ножом, требовал денег, машину.

Переговоры с ним вел командир переговорной группы, мы находились рядом. Поскольку дело касалось ребенка, сотрудник был в несколько возбужденном состоянии, но с учетом наших рекомендаций смог сделать все, чтобы отвлечь внимание преступника, вывести его из помещения – якобы за выкупом. Когда тот вышел, спецподразделение успешно провело операцию по задержанию.

Хотя бывали случаи, когда переговоры вели непосредственно психологи. Например, специалист одного из территориальных органов отговорил от самоубийства человека, который забрался на опору ЛЭП и хотел броситься вниз. Наша коллега поднялась на опору, беседовала с ним практически тет-а-тет. В итоге убедила отказаться от страшного шага.

Спектр эмоций

 

– Трудность работы полицейского не только в том, что она ненормированная и опасная. Почти ежедневно приходится сталкиваться с, мягко говоря, не лучшими человеческими проявлениями. Насколько сильно психологическое давление такой вот профессиональной специфики?

– Сила этого воздействия достаточно высокая. Но она сопряжена со способностью человека переносить такого рода нагрузки, что учитывается при отборе на работу в полицию. Кроме того, мы обучаем личный состав различным коммуникативным техникам, навыкам саморегуляции, чтобы сотрудник в ситуации «здесь и сейчас» мог управлять своим внутренним состоянием.

Не секрет, что многие идут в полицию из романтических побуждений – хотят помогать людям, но в реальности сталкиваются с тем, что помогать сложно. А иногда такая помощь сопряжена с противодействием того, кому ты помогаешь. Так появляются некие внутренние противоречия, с которыми сотрудник должен уметь справляться. Задача психолога – научить его этому.

На начальных этапах бывает определенное чувство тревоги, в том числе связанное с осознанием правомерности применения физической силы или огнестрельного оружия. К этим аспектам сотрудники относятся очень внимательно, осторожно и применяют оружие только в случае реальной необходимости. Иногда появляется чувство внутренней вины – оттого, что не получилось выполнить задачу так, как нужно, вины перед товарищами за то, что проявил страх…

Спектр эмоций и состояний, которые переживает полицейский, очень широк, что-то одно невозможно выделить. Поэтому психологи в системе МВД – специалисты широкого профиля.

– Приходится ли встречаться со случаями выгорания? Как их распознать?

– Один из признаков – появляется определенная черствость, притупляется эмоциональное реагирование на ситуации, сниженная мотивация к деятельности – ощущение, что «это уже было» или «это не приносит нужного результата».

Психолог, конечно, не волшебник, но вместе с кадровиком или руководителем – если речь идет о сотруднике, долгое время работающем на одном месте и внутренне выгорающем, – можно найти выход из ситуации. Например, сменить вид деятельности. Но в любом случае нужен гуманный подход. Когда человеку действительно тяжело служить, то не надо ставить себе цель любой ценой уговорить его работать дальше. Можно создать условия грамотного ухода на пенсию, сделать все так, чтобы он мог бы реализовать себя в чем-то другом. Конечно, лучший вариант, если сотрудник продолжит службу, хотя бы потому, что наработанный им опыт – бесценен.

Женщин – больше

– Применимо ли к службе психологов МВД такое понятие, как «модернизация», в том числе техническая?

– Да, конечно. Например, активно применяется уже довольно известная среди специалистов технология профайлинга – составление психологического профиля определенного лица исходя из его индивидуальных особенностей, событий, которые с ним происходили… Все это в итоге позволяет прогнозировать возможности деструктивного или ресурсного поведения.

Изначально профайлинг создавался для того, чтобы выстраивать стратегию допроса преступника или подозреваемого. Но система оказалась универсальной, применимой для работы с сотрудниками, определения их психоэмоционального состояния, прогнозирования их деятельности. Что касается технических новшеств, то упомяну аппараты «Новопро» и «Апэк», позволяющие через воздействие на рецепторы глаз, слух в кратчайшие сроки формировать необходимое эмоциональное состояние, настрой сознания на определенную деятельность.

На базе Главного управления есть специализированное оборудование «Сенсориум», которое позволяет сотруднику долго находиться в состоянии, оптимальном для выполнения задач и без ущерба для здоровья. Применяется также психодиагностическое оборудование, которое позволяет психологу быстро определить профиль по тесту, дать рекомендации по характеру возможной работы, дать рекомендации по назначению на ту или иную должность.

И, наконец, полиграф. Он широко используется при служебных проверках и в обязательном порядке при отборе на службу, а также на определенные должности в системе МВД, в том числе руководящие либо имеющие некоторые коррупционные риски.

– Сколько специалистов работает сегодня в службе психологов?

– Их около ста человек, и среди наших сотрудников женщин больше, чем мужчин. Более того, первый наш специалист, который работал в день создания службы психологов 14 января 1994 года, Светлана Михайловна Хохлова, отработав много лет, уйдя на пенсию, вновь вернулась на службу и передает свой богатейший опыт коллегам.

ДОСЬЕ

Андрей Поршуков. Работает психологом более 20 лет. Выпускник Красноярского педагогического университета и Санкт-Петербургского университета МВД России. Возглавляет психологическую службу регионального ГУ МВД с 2011 года. Подполковник полиции.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное
Без рубрики
29 апреля 2024
Как вернуть тепло в дома
В № 18 от 8 марта 2024 года газеты «Наш Красноярский край» был опубликован материал «Если холодно в квартирах». Поводом для