Современное общество разделило всех родителей на два противоположных лагеря. Одни считают, что заморачиваться с детьми не нужно: растет и растет, мы же выросли, и ничего, люди исключительно хорошие. Другие уверены, что только самые правильные воспитательные методики позволят взрастить чадо без поколенческих травм и зажимов. И готовы учиться – в Интернете, на тренингах и семинарах. Можно бесконечно иронизировать над кажущимся безразличием одних и тревожностью других, но вопрос, нужно ли учиться быть родителем, остается открытым. Мы спросили мам, психолога, воспитателя и священника, что они думают по этому поводу.
«Главное – самому быть взрослым»
Вера Высоцкая, практический психолог:
– Семья всегда была так устроена, что в виде ритуалов и традиций родительские знания передавались из поколения в поколение. Передавалось, какой нужно быть матерью, каким отцом. Сейчас, к сожалению, в связи со всевозможными кризисами – экономическим, социальным – семья перестала быть институтом, в котором формируется адекватная родительская позиция.
Современного человека социологи, психологи, философы называют очень инфантильным. Проще сказать – ребенком. А как ребенок может воспитывать другого ребенка? Только спонтанно, стихийно, бессистемно. Фраза, которая мне как практикующему психологу говорит, что родитель еще не стал взрослым: «Что мне делать с ребенком?» Как только она появляется, становится ясно: для него любая проблема – это проблема детская, а не родительская. По своему многолетнему опыту могу сказать, что случаев, когда проблема именно с ребенком, единицы. Все остальное – родительские проблемы и родительские задачи.
Неповзрослевшие родители не выполняют главную функцию, которая заключается в том, что именно мама и папа обеспечивают малышу те условия, в которых он может вырасти, состояться, обрести свою силу и способность противостоять сложному миру, решать те задачи, которые в жизни возникают. Это целенаправленная работа, нужно – осознанно или бессознательно – уметь это делать. Понимать, что происходит с ребенком, понимать суть возрастных кризисов определенного периода развития, что какие-то чувства, которые переживает человек, являются естественными, хоть они нам и не нравятся.
Для этого родителю самому достаточно быть взрослым. Уметь проживать свою жизнь, находиться с собой в контакте – понимать свои чувства, понимать, чего хочешь, уметь о себе заботиться. Понимать, что мир прекрасен, даже если в нем есть трудности. У любого взрослого автоматически появляется очень адекватное отношение к ребенку: он может находиться с ним в контакте, ведь пресловутая родительская любовь не что иное, как хороший контакт с ребенком. Когда у ребенка такой родитель, ему хорошо. И никакого обучения специального не нужно.
Если родитель сам инфантилен, не понимает и не принимает себя, он и ребенка не сможет этому научить. И вот ему на самом деле нужно учиться. Родительская программа, как в вузе, например, не нужна, а вот тренинги или обучающие семинары для формирования ведущих компетенций необходимы. Это эмоциональная компетентность – умение понимать свои и чужие чувства, коммуникативная – умение слушать и слышать, находиться в отношениях с людьми: любить, дружить, давать поддержку, а также планирование, целеполагание. И такие курсы, к счастью, в Красноярске есть.
«Я учусь у старушек»
Даша Мосунова, журналист и писатель, мама четырех детей:
– Я считаю, что очень нужно учиться. Мы – поколение новых родителей, которых не научили наши родители. Им было некогда. И их родителям тоже было некогда, потому что был нарушен институт семьи: бабушки не должны были сидеть с детьми, родители даже отпуска не брали – было немодно брать отпуск. У нас даже папа мужа гордился, что не брал отпуск! Поэтому, когда мы стали родителями, оказалось, что не у кого было взять модель воспитания. Это прекрасно, когда есть психологи, у которых можно учиться. К примеру, я себе учителем взяла замечательную старушку – Юлию Борисовну Гиппенрейтер (психолог, профессор МГУ, бестселлеры «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», «У нас разные характеры… Как быть?». – «НКК»). Ее книги и философия жизни – самое лучшее, что есть на эту тему. У меня есть еще одна бабушка – философ по жизни Елена Григорьевна Макарова (русский прозаик, скульптор, педагог-искусствотерапевт, самая известная книга – «Как вылепить отфыркивание». – «НКК»). Она учит детей и родителей общаться через краски. И последняя книга, по которой я учусь, это книга Татьяны Викторовны Бабушкиной «Секретики» детства» (легендарный педагог, книга «Секретики» детства» помогает взрослым найти контакт с детьми. – «НКК»).
«Это обязательно нужно приемным родителям»
Наташа Чернобровкина, блогер, мама двоих детей:
– Рожающим мамам, наверное, специально учиться не обязательно. Это приходит в процессе: первый год – читаешь все, что должен уметь твой годовалый, потом к кризису трехлеточки готовишься и так далее. Ну и себя вспоминать в детском возрасте чаще нужно.
А вот приемным родителям учиться нужно обязательно, и речь не только о школе приемных родителей, которую проходят все благодаря стараниям государства. Нужно знать и особенности возрастной психологии, и азы педагогики, и педиатром отчасти быть, особенно если берешь ребеночка от трех и старше. Нужно прямо брать учебник и прописывать столбиком, что положено ребенку уметь делать в определенном возрасте. А потом идти и смотреть, что у него западает. Просто все дети из социальных учреждений идут с задержкой развития, с «битыми пикселями». И единственный шанс выровнять ситуацию, компенсировать эти дефициты – выявить их как можно раньше и начать с ними работать.
«Учиться, но без фанатизма»
Татьяна Екимова, воспитатель МБДОУ № 10:
– Я работаю воспитателем несколько лет и уже видела очень разных родителей. Некоторые мамы и папы своих детей вообще не слышат и не видят. Решил, например, родитель, что надо уметь что-то делать, да хоть крестиком вышивать – и все равно, сколько ребенку – три года или пять лет. Возмущаются: «Как так? Ребенок в четыре года не знает, что в России живет, что она – россиянка?! Не знает гордость такую». Да ребенку все равно в четыре года, где он живет. Требуют то, что не соответствует возрасту, а все потому, что элементарно не знают, как должен ребенок развиваться.
Так что основы психологии и педагогики, конечно, знать нужно, но не сильно углубляться. Потому что некоторые родители начинают учить воспитателей, как надо с детьми обращаться. А некоторые – молодцы, слышат своих детей, помогают им и к мнению специалистов, которые проводят с ребенком больше времени, прислушиваются. А ведь реальность такова, что я, воспитатель, зачастую знаю о детях больше родителей. И уж однозначно больше времени с ними провожу.
«Настроиться на изменчивость жизни»
Петр Боев, священник Покровского кафедрального собора, отец троих детей:
– Нужно ли готовиться к родительству? С одной стороны, мы слышим на каждом углу, что современные родители совершенно безответственны и что надо бы пройти какую-то школу. Основываясь на своем опыте отцовства, могу сказать: надо не просто что-то пройти или выучить, а необходимо настроиться на постоянную изменчивость жизни. Мне кажется, надо быть асом перемен, и поэтому если уж чему-то учиться, то не конкретным вещам и навыкам, а на основе их постижения усвоить науку разнообразия и живости. С другой стороны, кто-то мог бы сказать: он и так живой, интересный и многое знает. Здесь хотелось бы, опять же исходя из опыта, уберечь от ложных надежд. Зачастую то, что придумывают и рождают родители, есть только первая ступень реального опыта. А когда речь идет о ком-то третьем и о каждом последующем (я о детях), важно свои идеи и мысли соотнести с конкретным стоящим перед тобой человечком. Практика показывает: идеями, пусть даже уникальными, можно уничтожить точно так же, как и агрессией. Любое, даже самое лучшее и даже во имя любви действие может нести отрицание личности.