Путь нефти: от края до края Где заканчивается система транспорта ценного ресурса?

Путь нефти: от края до края Где заканчивается система транспорта ценного ресурса?

Трубопровод, по которому транспортируется российская нефть, можно сравнить с Транссибирской магистралью. Через всю страну движется поток людей и грузов, соединяя города и поселки с важной миссией. Без такой мощной транспортной инфраструктуры Россия с ее огромными расстояниями не смогла бы развиваться. Магистральные трубопроводы считаются одними из самых экономически выгодных и экологически безопасных видов транспортировки черного золота. Красноярский край открывает ворота нефти на восток. А порт Козьмино в Приморском крае отгружает ресурс на экспорт.

 

Курс на восток

В Красноярском крае под контролем АО «Транснефть – Западная Сибирь» функционирует нефтепровод «Омск — Иркутск», по которому нефть с запада страны поступает в нефтепровод «Восточная Сибирь-Тихий Океан» (ВСТО). Красноярская нефть с Ванкора и других месторождений севера края, а также с месторождений тюменского севера и Башкирии поступает в общий трубопровод и устремляется на восток страны, до самого края. А дальше «земной» путь нефти заканчивается – ее наливают в танкеры.

Налив происходит в морском порту ООО «Транснефть — Порт Козьмино», расположенном недалеко от Находки. Именно там находится конечная точка трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Нефть перегружается из трубы в танкеры и направляется океаном на экспорт.

В этом году нефтепорту исполнилось 10 лет. Стратегически важный объект был построен в рекордные полтора года, и уже в 2009 году первый танкер «Московский университет» был загружен российской нефтью для отправки на экспорт. Порт сегодня представляет собой несколько крупных площадок. В первую очередь — площадку приема нефти, откуда нефть по магистральному нефтепроводу перекачивается на нефтебазу, где расположены 12 резервуаров для хранения черного золота, а также береговые и причальные сооружения. Именно здесь находятся два причала, от которых танкеры с российской нефтью сорта ESPO отправляются в страны Азиатско-Тихоокеанского региона практически ежедневно.

Все производственное оборудование автоматизировано, на мониторах центрального диспетчерского пункта в режиме реального времени можно наблюдать за всем технологическим процессом.

Генеральный директор ООО «Транснефть — Порт Козьмино» Денис Чеплянский рассказал, что за первую десятилетку порт отгрузил 2388 танкеров:

«С каждым годом спрос на российскую нефть только растет: нефтепорт обеспечивает короткое транспортное плечо для рынков Азии. Также нефтепорт придерживается высоких стандартов в области экологии, энергосбережения и охраны труда. Однако главный наш приоритет — люди. Мы гарантируем высокую социальную защищенность персонала, направляем свыше 12 млн рублей на ежегодное обучение и повышение квалификации сотрудников».

Десять лет назад с появлением нефтепорта в Приморском крае жизнь региона изменилась. Здесь появилась новая отрасль промышленности, что в современной экономике является большим прорывом. Вспомним, каким событием стало появление в Красноярском крае отрасли нефтедобычи 15 лет назад с пуском Ванкора! ООО «Транснефть — Порт Козьмино» дало рабочие места Приморью, в том числе молодежи и опытным инженерам. Небольшой порт, построенный на берегу Японского моря в бухте Козьмина, решает стратегические задачи в масштабах страны и вносит существенный вклад в экономическое развитие территории края. Нефтепорт — крупнейший налогоплательщик Приморья: ежегодно отчисления в бюджеты разных уровней в среднем составляют 2 млрд рублей. К этой сумме нужно еще добавить миллионы рублей благотворительной помощи, оказываемой нефтепортом. Средства направляются на поддержку школ, садов, детских домов, других социальных учреждений.

Только цифры

Нефтепорт Козьмино по итогам первого полугодия 2019 года отгрузил через морской терминал 16,3 млн тонн российской нефти (рост на 10 %). Всего с момента запуска в 2009 году трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» и на конец 1-го полугодия 2019 года через порт Козьмино на мировые рынки в страны АТР экспортировано 233,8 млн тонн сырья. Среди стран, куда отправлялись танкерные партии, традиционно лидирует Китай – в порты этой страны отгружено порядка 76 % объема нефти. На втором месте Япония – 7 %, на третьем — Южная Корея с показателем в 6 %. На четвертом месте по итогам шести месяцев 2019 года – Малайзия (4 %), затем Сингапур (3 %), Новая Зеландия (2 %), Таиланд (1 %), США (1 %).

Живая акватория

Бухта, где располагается нефтепорт, может спокойно считаться самой чистой и «живой». Ведь в окружении причальных сооружений порта возле нефтеналивного терминала живут морские гидробионты — гребешки, мидии, ламинария. Они являются индикаторами влияния производственной деятельности на природную экосистему. Участок марикультуры как раз и был создан для биомониторинга. В специальных садках под водой ученые-ихтиологи занимаются выращиванием гребешков. Кроме того, для поддержания видового разнообразия бухты на ее дно высаживаются морские ежи, а также камчатский краб. Рост популяций редких морских обитателей подтверждает высокую экологическую ответственность и безопасность работы нефтепорта.

Большие проекты

Масштабным благотворительным проектом ПАО «Транснефть» в области культуры, науки и образования стала поддержка строительства Приморского океанариума на острове Русском. Здание в виде гигантской ракушки, вмещающее десятки тонн воды и тысячи видов растений и животных, стало жемчужиной всего Дальнего Востока и России в целом. Официальное открытие комплекса с участием президента В.В. Путина состоялось 3 сентября 2016 года. Это единственный океанариум страны, который входит в структуру Российской академии наук. Почти пять футбольных полей скрыто в здании, по величине это третий океанариум мира. 70-метровый подводный тоннель будто погружает гостей в глубины океана. Один из самых крупных животных комплекса — веселый и общительный морж Миша. Его нашли на Чукотке еще маленьким, отбившимся от стаи, и, чтобы он выжил, передали в океанариум. Сейчас Миша вырос и вместе с дельфинами выступает перед публикой на ежедневных представлениях.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Учись у учёного
«Весенняя школа учителей химии» — совместный проект фонда «Вольное Дело» и Московского государственного университета. Ведущие химики России делятся с коллегами
Без рубрики
25 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: истории одной фотографии
В маленькой деревенской школе – настоящее событие. Из города приезжает фотограф, и не просто так. Он будет снимать самых обычных
Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но