В отделе по утверждению трезвости Красноярской епархии считают: даже зависимость дается человеку не напрасно. Рассматривать ее нужно как некий ресурс, на фоне которого можно трансформироваться и прокачать себя. Не просто прийти к трезвости, но и помочь другим понять пагубность пристрастия к зелью.
Чем больше потерял, тем ярче озарение
Руководитель отдела по утверждению трезвости Красноярской епархии Евгений Окулов сам разработал систему, по которой можно вывести человека из зависимости. Говорит: столкнулся с этой бедой в своей семье, заинтересовался, а обучаясь в семинарии, даже дипломную работу написал на эту тему. Сейчас священник активно работает с зависимыми людьми в Красноярском крае. При епархии действуют две группы, в которых можно рассказать о своем пристрастии и получить поддержку таких же зависимых людей. Одна из групп – для верующих, которые добровольно решили убрать из своей жизни зелье.
– Вера помогает приходить к очень интересным убеждениям. Не секрет, что все делается с попущения Господа. Все, что явлено в мир: все события, действия, встречи, диалоги, зависимости, – все попущено Богом, – говорит Евгений Окулов. – И когда человек это понимает, внутри происходит трансформация: зависимость не просто грех, а возможность прийти к выздоровлению, новым жизненным ценностям.
Так приходит понимание: есть на тебя у Бога свой замысел. Например, не только пройти путь трезвения, но и другим помочь в этом непростом деле.
– Проблема не в зависимости, а в образе жизни человека, – уверен священник. – А вера в Бога помогает изменить привычки, в сознании происходит коренной перелом, озарение.
Батюшка рассказывает: это озарение даже наблюдать можно. И чем больше человек потерял в этой жизни из-за зависимости, тем ярче исцеление.
Ужас прежнего состояния
В епархии знают немало примеров, когда человек, принимавший зелье не один десяток лет, приходит к убеждению, что его место в Церкви. Один из исцелившихся даже окончил семинарию и уехал в соседний регион – имеет свой приход. Женщина, потерявшая на фоне употребления ногу, сейчас не просто осознала весь ужас своего бывшего состояния, но и до других пытается донести, как важно преодолеть привязанность к зелью.

– Мы с ней работали почти год, и сейчас в ней не увидишь зависимого человека, который творил несусветные вещи, – рассказывает батюшка. – То есть надежда есть, искра Божия есть в каждом, даже самом заблудшем человеке. И когда разговариваешь с ним по-честному, обычным житейским языком, по глазам видно, как устал он от своего пристрастия к запрещенным веществам. Понимает, что так жить дальше нельзя, нужно меняться.
Таких людей много приходит в православную группу: телефоны отдела по утверждению трезвости можно найти в каждом храме края. Но, как говорит Евгений Окулов, главная цель Церкви – спасти душу человека. Вся терапия на это направлена.
– Духовное пробуждение – цель нашей работы, – поясняет батюшка. – Как только оно произойдет, человек сам начинает двигаться правильным путем.
Им нужна помощь
Кстати, Красноярская епархия работает не только с зависимыми. Здесь считают: лучше не доводить человека до такого состояния, когда он вынужден будет лечиться от пристрастия к запрещенным веществам. А потому нужно предупредить употребление.
– Мы ведем просветительский проект – ездим вместе с краевым наркодиспансером в техникумы и вузы, встречаемся со студентами, – рассказывает батюшка. – Врачи говорят о своем, а мы – о практике реабилитационных центров: насколько страшно, когда человек умирает духовно. Ведь в состоянии зависимости погибает часть души и человек становится животным.
Священники взывают к высоким материям внутри человека. А когда подростки начинают подхихикивать, как это бывает в молодежной среде, в ход идет «тяжелая артиллерия» – реальные примеры таких же, как и слушатели, ребят, которых погубили запрещенные вещества.
– Это отрезвляет, – считает Окулов. – Реальные примеры работают лучше любых гипотетических страшилок. Из практики могу сказать: когда с молодежью разговариваешь откровенно, на одном языке, и требуешь ответов, – все это производит интересный эффект.
На таких встречах отец Евгений не просто читает лекцию, он забрасывает зал вопросами, на которые подростки не всегда могут ответить. А это заставляет их задуматься. Ведь у многих студентов в семье присутствует тот или иной вид зависимости. А иногда и они сами подвержены этому злу.
Батюшка не требует от них признания или обещания бросить употреблять зелье. Он приглашает их к разговору, оставляет телефон: «Звоните, отвечу на все вопросы». И ребята звонят, подходят после лекции.
– В их вопросах чувствуется боль, которая присутствует в семье, и страх рассказать сверстникам, поделиться с учителями – будут смеяться, поставят на учет. Они раскрываются, только когда чувствуют участие, – считает руководитель отдела по утверждению трезвости Красноярской епархии. – Сейчас у жителей края очень много проблем с зависимостью. Особенно у женщин. Попробовав единожды, они уже не могут отказаться от зелья. Им нужна помощь.
Как из-за зелья погубили святого
Евгений Окулов любит рассказывать ребятам библейскую историю об усекновении главы святого Иоанна Предтечи. Сначала молодежь воспринимает ее как сказку, а затем задумывается. Ведь пьянство привело к гибели человека.
После того как умер Ирод Великий, император Август разделил палестинские земли на четыре территории, и в каждой из них появилось по новому наместнику. Галилеей стал править Ирод Антипа, женой которого была аравийская царевна – дочь Арефы. Но Ирод жил не с ней, а с женой своего брата, которую звали Иродиадой.
Ирод, как и многие, считал Иоанна истинным пророком. Святой Предтеча требовал прекратить сожительство с Иродиадой и вернуть законную жену, но Ирод не покорялся пророку, хотя при этом и не смел сделать Иоанну ничего плохого, потому что опасался гнева многочисленных почитателей Крестителя.
Все-таки наместник однажды заточил Иоанна в тюрьму.
Случился день рождения Ирода, в честь которого устроили богатое пиршество с изысканными угощениями и алкогольными напитками. Пришла и дочь Иродиады по имени Саломея. Она плясала перед правителем и гостями, и ее танцы очень понравились Ироду. В пьяном угаре наместник поклялся выполнить любую просьбу Саломеи. А Саломея по этому поводу один на один поговорила с матерью, и та велела просить принести во дворец отрубленную голову пророка Иоанна, да еще и на блюде.
Ироду просьба сильно не понравилась – он любил слушать поучения пророка, хотя и не хотел выполнять его повеления. Но между страхом кары за злодеяние и страхом потери уважения гостей он выбрал второе. По приказу Ирода оруженосец отрубил голову Иоанну Крестителю и отдал ее Саломее.
Вот так алкоголизм честолюбивого властителя стал причиной смерти святого. Так зелье способно убить не только зависимого, но и его близких.



