Путешествие на "фабрику спутников"

или Как журналист НКК чуть в космос не улетел

Путешествие на "фабрику спутников" или Как журналист НКК чуть в космос не улетел

«Космос… Последний рубеж… Наша цель – смело идти туда, где не ступала нога человека…». Эти знаменитые слова из культового американского сериала «Звездный путь» вспомнились, как только я оказался на территории «Информационных спутниковых систем имени академика Решетнева». Покорение пространств Вселенной, выход за пределы Земли, изучение новых планет, звезд и, возможно, знакомство с другими разумными цивилизациями давно будоражит умы и сердца человечества.

Космическая индустрия всегда представлялась чем-то загадочным, таинственным, мифическим – обычной рукой не достать, как и до тысяч звездных систем на небе. Просто так на космодром или на предприятие, производящее 2/3 российских спутников, не попасть. Тем не менее, для нас на знаменитом «ИСС» сделали исключение и устроили настоящую экскурсию по «космическому государству». Повод весомый: поздравляя Железногорск с 60-летием, губернатор края Лев Кузнецов говорил, что этот город является в России действующей «силиконовой долиной». И «ИСС» – одна из важнейших ее лабораторий. Какие голливудские фильмы? Какие зарубежные астронавты? Железногорские покорители космоса заставляют гордиться всех нас. Ведь именно здесь, в Красноярском крае, находится сердце громадной и многомиллиардной российской отрасли, всегда направленной на великие цели – освоение неведомых пространств во имя будущего человеческой расы.

Этот фантастический мир

В гостях у «решетневцев» поначалу словно попадаешь куда-то в недалекое прошлое. «ИСС» снаружи – эдакий уютный, аккуратненький советский НИИ. Тихие зеленые аллейки, огромные, но компактные здания-цеха, воздух, в котором сквозит свежая, космическая магия. Ощущаешь себя героем романа «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких или серии союзных телепередач «Этот фантастический мир», которую вел легендарный космонавт Георгий Гречко. Кажется, вот-вот навстречу нам выйдут пожилые ученые, окруженные стайкой практикантов, или в соседней лаборатории раздадутся крики: «Эврика!». Но нет, мы все-таки живем в XXI, корпоративном веке и «фантастическая» атмосфера – скорее стилистический знак равенства между славным прошлым «ИСС» и продвинутым технобудущим.

Все начиналось с ракет

Мы в конференц-зале главного офиса компании. Перед тем, как запустить страждущих в цеха, нас решают кратко ознакомить с богатейшей историей предприятия. На экране черно-белые кадры 50-летней давности. Закадровый голос, копирующий левитановские интонации, триумфально сообщает: «4 июня 1959 года. Важная дата в истории российской космонавтики». Именно в этот день в Железногорске официально появился филиал знаменитого ОКБ-1, возглавляемого академиком Королевым. СССР и Штаты находились в состоянии холодной войны и постоянной космической гонки. У западных и южных границ нашей страны стояли американские корабли, чьи ракеты были направлены в первую очередь на Москву и Днепропетровск – космоцитадели Советского Союза. Поэтому Кремль решил: в Сибири, куда не долетят западные снаряды, необходимо создать центр по производству ракет. Он-то и стал предшественником «ИСС». За 50 лет предприятие стало крупнейшим в России научно-производственным центром по созданию космических аппаратов различного класса и значения. Только вдумайтесь в цифры. На счету «решетневцев» – создание более 1200 космических аппаратов, разработка и ввод в эксплуатацию свыше 40 космических систем и комплексов. В год на орбиту Земли запускается более 10 спутников железногорского производства. «ИСС» – единственное предприятие в России, которое создает и изготавливает спутники для отечественной спутниковой системы навигации ГЛОНАСС. Здесь работают 11 докторов и 40 кандидатов наук. А всего предприятие выпустило 70 % всех спутников российской космической группировки. Цифры впечатляют: чувствую себя Нео, которому впервые объясняют, что такое Матрица. Поражен и жажду новых знаний!

Как гений меняет систему

Следующая остановка на пути к недрам «ИСС» – музей предприятия. По сути, экспозиция посвящена одному-единственному человеку – многолетнему руководителю и идейному генератору компании академику Михаилу Федоровичу Решетневу. Именно ему, возглавившему «ИСС» с первого дня основания, пришло в голову перепрофилировать производство с ракет на спутники. Решетнев – человек-легенда. Вундеркинд, окончивший школу в 15 лет. Ветеран Великой Отечественной, который за время войны подготовил сотни самолетов к вылетам. Любимый ученик академика Королева. Гениальный конструктор, поставивший себе цель по созданию компании международного уровня – и добившийся ее. Уже 14 лет, как Михаила Федоровича нет с нами – но дело его живет. Бесконечные ордена, медали, награды – блестящее украшение корпоративного музея. Но ведь за этими титульными почестями – годы тяжелой, кропотливой работы. Компания начала с разработки ракетоносителя «Космос-3», долгое время стоявшего на союзном вооружении. Но Решетнев понимал: его предприятию необходима собственная ниша, собственное лицо. В Советском Союзе – государстве пропаганды – огромное внимание уделялось организации связи, прежде всего, развитию телевидения. И «решетневцы» оказались в первых рядах отечественного научного прогресса.

От «Молнии» до «Луча»

Прогуливаемся по залу славы железногорского спутникостроения, где представлены все аппараты, разработанные «ИСС», – и диву даемся, сколько же всего Решетнев и его соратники сделали для страны. Обо всем и не расскажешь – места не хватит. Вот над нами нависает шестиконечная звезда «Молнии-1». Запуск этого спутника в 1967 году стал настоящей технической революцией. Он транслировал телевизионный сигнал на приемные станции «Орбита», построенные в 20 крупных советских городах, в том числе, и в Красноярске. Вся Сибирь и Дальний Восток смогли получать из Москвы «картинку» Первого канала в режиме реального времени. Количество телезрителей автоматически увеличилось на 20 миллионов человек! А кроме ТВ-сигнала, через «Молнию» в регионы передавались полосы центральных газет, телеграфные сообщения. А недалеко – спутник «Радуга». Этим аппаратом «ИСС» впервые в стране освоило геостационарную орбиту – 36 тысяч километров над землей и появление цветного телевидения в каждом доме. «Экран» – благодаря ему телепрограммы в режиме «он-лайн» смогли наблюдать в каждом часовом поясе, в мелких деревнях и поселках, в тундре и на флоте Северного Ледовитого океана. Благодаря «Экранам» в конце 70-х появились и первые мобильники. Хоть и весили они тогда по полкилограмма! Рядом – известные многим «глонассы», созданные для конкуренции с американской навигационной системой GPS. В этом году железногорцы выводят на орбиту спутник нового поколения – ГЛОНАСС-К. Герметичный аппарат, чей нави-сигнал в два раза точнее. Точность в определении и нахождении любого объекта – до двух метров. Такими темпами в «ИСС» скоро достигнут мастерства, при котором смотреть из космоса на Землю можно будет… человеческими глазами!

В ЗаТрехМерье

А теперь мы в святая святых компании – конструкторском отделе. Именно здесь рождаются идеи и проектируются новейшие системы и аппараты. Сам отдел представляет собой большой «бизнес-рум», где сотрудники, преимущественно молодые, сидят за мониторами и «раскладывают по частям» проекты – в трехмерных программных пакетах. Один из инженеров показывает нам, как работает программа. На экране аппарат «Ямал-300К». Он создается по заказу корпорации «Газпром Космические Системы» – на базе современнейшей платформы «Экспресс-1000Н». Такие суперспутники нужны «Газпрому» для обеспечения связи на всех этапах собственного технологического цикла – от бурения до продажи газа – а также для обслуживания органов государственной власти, особенно в области развития нацпроектов «Образование» и «Здравоохранение». «Ямал-300К» – на орбите, учителя и врачи даже из глухих населенных пунктов – в любой момент на видеоконференции с федеральными коллегами.
– Спутник состоит из двух частей. Первая – платформа. Это различные системы, отвечающие за бесперебойную работу аппарата на орбите. В общем, «предметы жизнедеятельности», – рассказывают сотрудники отдела. – А вторая часть – полезная нагрузка. Приборы связи, антенны, ретрансляторы – все те приборы, ради которых спутник и запускается в космос. Наша задача – все правильно и качественно смонтировать. Рассчитать, где какой кабель должен тянуться, создать изоляцию. В общем, создать спутник из разных частей, а затем отправить его в небо.
Инженер раскручивает изображение «Ямала» то в одну, то в другую сторону. А затем делает пару кликов мышкой – и ПК отображает многочисленные чертежи разработки. В «ИСС» давно перешли на ведение всей проектной документации в электронном виде. Раньше конструкторам приходилось днями и ночами сидеть над планшетами и расчерчивать все вручную, а затем обвешиваться рулонами бумаги и отправляться на обсуждение проектов к начальству. Малейший недочет – и каждый рисунок приходилось переделывать по новой. Теперь все гораздо проще. Чертежи – на сервере, работа убыстряется в несколько раз. И никаких огромных стеллажей с архивами: нажимай на кнопки и редактируй на здоровье!

Анатомия спутника

39-й цех – самый большой в «ИСС». Здесь производятся корпусные узлы для всех космических аппаратов. Начиная от «раскроя» материалов до финальной механической обработки. Корпусной узел для спутника – то же самое, что скелет для человека. На него впоследствии устанавливаются «органы», «мышцы», «сосуды» и «кожа» – антенны, приборы, зеркала и прочее. Практически все оборудование – высокоточное и последнего поколения. Мы подходим к гигантской игле, которая нависла над одной из готовых панелей и, словно коршун, пикирует на материал – то в одной его части, то в другой.
– Это уникальный итальянский центр «Матрикс», который занимается механической обработкой всех аппаратов, – рассказывает нам начальник цеха Евгений Патраев. – Игла может перемещаться по пяти осям. Для таких габаритов – это реальное ноу-хау. Создание любого спутника – работа точечная, вплоть до микронов. Чтобы все детали правильно состыковались друг с другом, необходимо их кристально отработать. Современные спутники находятся на орбите до 15 лет. Случись вдруг поломка – не будем же мы его возвращать на Землю, за тысячи километров, для ремонта. Наш «Матрикс» обрабатывает любые металлы и композиционные материалы. Отводит пыль, проделывает все необходимые отверстия, «вылизывает» поверхность – на 300-400-500 процентов!

Далее нас ведут в небольшой отсек, где располагается громадная плита из гранита. Над ней – футуристическая конструкция с кучей датчиков и механической рукой. Это контрольно-измерительная машина, заказанная в Англии. За Уралом она единственная и предназначается для измерения геометаллических параметров любого спутникового изделия. Для изготовления космоаппарата требуются идеальные геометрические поверхности и плоскости. Каждую детальку выкладывают на «гранитный алтарь» и производят множество измерительных манипуляций. Если к «частице спутника» у ученых нет претензий – ее сразу после всех замеров плотно консервируют в баночках-эксикаторах. Это специальные сосуды, в которых поддерживается определенная влажность воздуха, обычно близкая к нулю. Полная герметизация – и никакой воздух, никакие микробы не смогут негативно повлиять на детали. Такие предосторожности не ради красного словца. Несколько бактерий могут испортить всю проделанную работу, что в космической отрасли означает потерю денежных миллионов, а бывает, и миллиардов.

А вы знаете, какие материалы являются спутниковой основой? Сотопанели – трехслойные плоские конструкции из двух слоев углепластика и алюминиевого сотового заполнителя. Они легки, как пушинки. Кажется, чтобы сломать, достаточно пресса двумя пальцами. Как бы не так. Сотопанели обладают высокой жесткостью. Хоть кувалдой молотите – выдержат. Сотопанели в разы снижают массу любого аппарата и позволяют более гибко компоновать спутниковое оборудование. Техника эволюционирует. Благодаря столь сверхлегким материалам размеры спутников становятся все меньше, а их наполняемость и функциональность – все больше.

От сборки до запуска

Финальный акт нашего путешествия – цех общей сборки космических аппаратов. Здесь происходит «спутниковая сборка», здесь же проводятся все необходимые испытания. Помещение – в несколько этажей. Все спутники – в натуральную величину. Подходишь к ним и немного трепещешь. Вот она, махина, рядом с тобой, – а через несколько месяцев отправится на космические просторы. Правда, перед этим на специализированных площадках каждый спутник проходит серию тестов, например, имитацию запуска на ракетоносителе или имитацию транспортировки на космодром – чтобы отследить все нагрузки на объект. В «ИСС» серьезно относятся к каждому своему продукту – вплоть до отслеживания его орбитальной деятельности. Мало ли, что может произойти в невесомости и под воздействием палящих солнечных лучей. Приборы, находящиеся внутри спутников, способны работать при температуре от нуля до плюс 40 градусов. Поэтому у каждого аппарата своя продуманная система кондиционирования. Например, «щеки» – жалюзи, располагающиеся по корпусным бокам. Когда спутник находится на солнечной стороне, он нагревается до 120 по Цельсию. В этом случае жалюзи закрываются на автомате – чтобы ничего не перегрелось и спутник не вышел из строя. Нюансов множество. У простого журналиста голова идет кругом – за день получил столько информации, что хватит на многотомный труд.

На работу – лучших!

ОАО «ИСС» благодаря крупным российским и международным заказам обеспечено работой до 2020 года. Попасть сюда – мечта многих студентов престижных технических институтов. Как говорят на предприятии, в «ИСС» трудится золотой сплав выпускников лучших вузов страны. Многие попадают на престижную, перспективную работу прямиком из СибГАУ. Конкуренция настолько высока, что отбирают лучших из лучших – без всякого блата. Главное требование – талант и знания. В «ИСС» высокая культура производства. Соответственно, и к сотрудникам повышенные требования. Всего на предприятии трудится более 6000 человек. 20 % из них – парни и девушки в возрасте до 30 лет. Ежегодно железногорские покорители космоса привлекают в свои ряды около 120 молодых специалистов. Мы пообщались с несколькими «новенькими» сотрудниками. Ребята в восторге! На предприятии действует множество социальных гарантий. Например, устраиваясь на работу, вчерашний студент получает пособие в размере двух должностных окладов. Если у него на руках диплом с отличием – прибавка еще в 10 «зарплатных» процентов. Молодежи помогают с жильем – в «ИСС» действует специально разработанная льготно-кредитная система. В общем, люди нам не жаловались. Ведь там, где развивают космос, нельзя обойтись без поддержки собственных кадров. Потому что рубежей у «ИСС» впереди очень много, а космос – это, в первую очередь, удел молодых.

Наш материал про «ИСС» – отрывок из книги «Путешествие по инвестиционным проектам Красноярского края», которую сейчас готовит группа красноярских журналистов, в том числе и автор «НКК» Владимир Пермяков. Ожидается, что книга будет выпущена в ближайшем ноябре к Красноярской книжной ярмарке.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности