Новый год в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского начинается с премьеры. Опера «Опричник» 21 января откроет всероссийский оперный фестиваль «Словцов. Постскриптум», посвященный 100-летию создания в Красноярске оперной труппы и 150-летию Федора Шаляпина. Еще один шедевр композитора Петра Чайковского возвращается на сцену.
Незаконченная опера
В Красноярске уже несколько произведений вернули любителям классических оперы и балета. Так было с «Бесприданницей» Даниила Френкеля, «Катариной» Цезаря Пуни. Так происходит и с новой версией «Опричника» Петра Ильича Чайковского. Этот спектакль после долгого перерыва был поставлен московским режиссером Сергеем Новиковым в Михайловском театре Санкт-Петербурга, а теперь и в Красноярске.
Сергей Новиков – начальник управления администрации президента по общественным проектам и режиссер-постановщик многих оперных спектаклей. В красноярском театре впервые его имя зазвучало во время постановки «Реквиема» Верди, а затем оперы «Лакме».
Как говорят красноярские артисты, этого режиссера отличает вдумчивый подход к теме будущего спектакля, а еще любовь к истории, желание в мельчайших деталях донести до зрителя дух времени, в котором живут персонажи постановки. Таким ожидается и «Опричник».
С этого произведения началась слава Чайковского как оперного композитора. Работу над партитурой он окончил весной 1872 года, но премьера состоялась в Петербурге только два года спустя. Оперу показывали три сезона, но композитор был недоволен «Опричником» – запретил печатать партитуру, пока не сделает новую редакцию.
Он работал над оперой, по сути, всю свою жизнь, но так и не довел задуманное до конца. В последний год своей жизни вычеркнул из первоначального произведения несколько страниц и не закончил его. Основываясь на этих правках, и создали в Михайловском театре в 2021 году спектакль. Сергею Новикову пришлось драматургически переосмыслить отдельные фрагменты оперы.
– Во второй половине XVI века Иван Грозный проводит кровавую политику «искоренения измены» на Руси. Для этого царем избраны «опричь», то есть «кроме», бояр и родовитого земства малознатные дворяне, которых так и стали называть – «опричники» (или «кромешники»). Царь дал им исключительные полномочия на расправу с любым изменником, и таковым они могут объявить каждого по одному только слову своему – безо всякого суда. Между земщиной и опричниной мечется молодой боярин Андрей Морозов. Семейное древо и влияние горячо любимой матушки крепко связывают Андрея с земщиной. Но жажда мести князю Жемчужному – предателю, обманувшему и обездолившему боярина и его мать, – толкает Андрея вступить в опричнину, – поясняет историческую ситуацию в опере Сергей Новиков.
Кусать осетров не рекомендуется
Подготовку к этой премьере в красноярском театре начали с сентября 2022 года. Полгода ушло на то, чтобы изготовить тысячи предметов бутафории и декораций. Создавались диковинные блюда для свадебного пира, оружие опричников, посуда, трон Ивана Грозного, тюремные застенки, станок для пыток, сани и многое другое.
– Этот спектакль шел в Михайловском театре, и за основу мы взяли их декорации. Адаптировали для нашей сцены, – рассказывает заведующий производством Красноярского театра оперы и балета Игорь Валуев. – У них сцена поменьше и с уклоном, а у нас прямая.
Да, посуда, яства и сценические станки похожи на михайловские, но у наших мастеров и технология своя, и творческие приемы. Рассказывают, в Санкт-Петербурге бутафоры даже заказывали в местном ресторане запеченных осетров, чтобы сделать с них достоверные копии. В красноярском театре художники вырезали из пенопласта рыбное блюдо по эскизам художника Александра Купаляна. Сами придумали, как из пластиковых цветочных горшков соорудить дорогую царскую посуду для застолья или сделать на 3D-принтере уникальные бутылки для медовухи с изображениями орла и льва (такие были в ходу в XVI веке).
– Александр Купалян работал в музейных фондах, чтобы создать эскизы посуды. Чарки и братины у нас получились один в один! – показывает Игорь Валуев.
Чтобы сделать «Опричника» достоверным, изучать историю времен Ивана Грозного пришлось не только сценографу, но и всем художникам-бутафорам красноярской оперы. Теперь здесь каждый знает, что Иван Грозный сам на пирах не ел (у него был больной желудок, да и боялся, что его отравят), но любил смотреть, как пируют бояре. И блюда, подаваемые на царский стол, должны были быть не только вкусными, но и красивыми. За неэстетичный вид яства можно было и головы лишиться.
Так что ели приближенные грозного царя и осетров, и павлинов с лебедями, и сахарные белокаменные кремли, и десерты с единорогами.
Все это вынесут на сцену в опере «Опричник». Правда, кусать бутафорию не рекомендуется.
По древним технологиям
В красноярском оперном отдельное здание отдано под цеха, в которых изготавливаются декорации. Здесь и дерево режут, и металл куют-сваривают, и кулисы шьют, обувь, костюмы изготавливают.
В «железном» цехе, например, для «Опричника» изготавливают пять телариев. Это многофункциональные металлические «станки», которые будут передвигаться по сцене и имитировать то тюрьму, то терем боярский, то помост для хора. Мастера постарались: все сделано по древним технологиям – на металлической решетке ковка, какой она была в XVI веке. Здесь говорят: «Важна достоверность».
Тюрьма, лестницы, храм уже готовы. А одежда сцены еще шьется. Художницам нужно вручную пришить узорчатые элементы к восьми кулисам, четырем падугам и для первого плана. Говорят: «Работа не сложная, хотя кропотливая и нудная». Ведь каждый элемент нужно пришивать на полу – согнувшись в три погибели. Кулисы в театре немаленькие – каждая три метра шириной и 11 метров высотой. Хорошо, что раскрашивать не нужно все это великолепие – цветовые пятна будут создаваться разной подсветкой.
– По нашему «Опричнику» можно историю изучать, – удовлетворенно замечает Игорь Валуев. – Приходите!
На премьеру «Опричника» в Красноярск приедут звезды. За дирижерский пульт встанет лауреат Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени Рахманинова, дирижер московского театра «Геликон-опера» Филипп Селиванов. Главные партии исполнят солистка театра «Зазеркалье» Санкт-Петербурга Ольга Черемных, солисты «Геликон-оперы» Юлия Никанорова, Иван Гынгазов и Алексей Тихомиров, а также выступающий на многих сценах мира Вадим Волков.
Смотрите фоторепортаж: Бутафорский цех Красноярского театра оперы и балета в деталях
Фото Олега Кузьмина