Путешествие в эпоху Ивана Грозного

Путешествие в эпоху Ивана Грозного
Художникам нужно вручную пришить узорчатые элементы к восьми кулисам, каждая из которых – три метра шириной и 11 высотой

Новый год в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского начинается с премьеры. Опера «Опричник» 21 января откроет всероссийский оперный фестиваль «Словцов. Постскриптум», посвященный 100-летию создания в Красноярске оперной труппы и 150-летию Федора Шаляпина. Еще один шедевр композитора Петра Чайковского возвращается на сцену.

Незаконченная опера

В Красноярске уже несколько произведений вернули любителям классических оперы и балета. Так было с «Бесприданницей» Даниила Френкеля, «Катариной» Цезаря Пуни. Так происходит и с новой версией «Опричника» Петра Ильича Чайковского. Этот спектакль после долгого перерыва был поставлен московским режиссером Сергеем Новиковым в Михайловском театре Санкт-Петербурга, а теперь и в Красноярске.

Сергей Новиков – начальник управления администрации президента по общественным проектам и режиссер-постановщик многих оперных спектаклей. В красноярском театре впервые его имя зазвучало во время постановки «Реквиема» Верди, а затем оперы «Лакме».

Как говорят красноярские артисты, этого режиссера отличает вдумчивый подход к теме будущего спектакля, а еще любовь к истории, желание в мельчайших деталях донести до зрителя дух времени, в котором живут персонажи постановки. Таким ожидается и «Опричник».

С этого произведения началась слава Чайковского как оперного композитора. Работу над партитурой он окончил весной 1872 года, но премьера состоялась в Петербурге только два года спустя. Оперу показывали три сезона, но композитор был недоволен «Опричником» – запретил печатать партитуру, пока не сделает новую редакцию.

Он работал над оперой, по сути, всю свою жизнь, но так и не довел задуманное до конца. В последний год своей жизни вычеркнул из первоначального произведения несколько страниц и не закончил его. Основываясь на этих правках, и создали в Михайловском театре в 2021 году спектакль. Сергею Новикову пришлось драматургически переосмыслить отдельные фрагменты оперы.

– Во второй половине XVI века Иван Грозный проводит кровавую политику «искоренения измены» на Руси. Для этого царем избраны «опричь», то есть «кроме», бояр и родовитого земства малознатные дворяне, которых так и стали называть – «опричники» (или «кромешники»). Царь дал им исключительные полномочия на расправу с любым изменником, и таковым они могут объявить каждого по одному только слову своему – безо всякого суда. Между земщиной и опричниной мечется молодой боярин Андрей Морозов. Семейное древо и влияние горячо любимой матушки крепко связывают Андрея с земщиной. Но жажда мести князю Жемчужному – предателю, обманувшему и обездолившему боярина и его мать, – толкает Андрея вступить в опричнину, – поясняет историческую ситуацию в опере Сергей Новиков.

Кусать осетров не рекомендуется

Подготовку к этой премьере в красноярском театре начали с сентября 2022 года. Полгода ушло на то, чтобы изготовить тысячи предметов бутафории и декораций. Создавались диковинные блюда для свадебного пира, оружие опричников, посуда, трон Ивана Грозного, тюремные застенки, станок для пыток, сани и многое другое.

– Этот спектакль шел в Михайловском театре, и за основу мы взяли их декорации. Адаптировали для нашей сцены, – рассказывает заведующий производством Красноярского театра оперы и балета Игорь Валуев. – У них сцена поменьше и с уклоном, а у нас прямая.

Да, посуда, яства и сценические станки похожи на михайловские, но у наших мастеров и технология своя, и творческие приемы. Рассказывают, в Санкт-Петербурге бутафоры даже заказывали в местном ресторане запеченных осетров, чтобы сделать с них достоверные копии. В красноярском театре художники вырезали из пенопласта рыбное блюдо по эскизам художника Александра Купаляна. Сами придумали, как из пластиковых цветочных горшков соорудить дорогую царскую посуду для застолья или сделать на 3D-принтере уникальные бутылки для медовухи с изображениями орла и льва (такие были в ходу в XVI веке).

– Александр Купалян работал в музейных фондах, чтобы создать эскизы посуды. Чарки и братины у нас получились один в один! – показывает Игорь Валуев.

Чтобы сделать «Опричника» достоверным, изучать историю времен Ивана Грозного пришлось не только сценографу, но и всем художникам-бутафорам красноярской оперы. Теперь здесь каждый знает, что Иван Грозный сам на пирах не ел (у него был больной желудок, да и боялся, что его отравят), но любил смотреть, как пируют бояре. И блюда, подаваемые на царский стол, должны были быть не только вкусными, но и красивыми. За неэстетичный вид яства можно было и головы лишиться.

Так что ели приближенные грозного царя и осетров, и павлинов с лебедями, и сахарные белокаменные кремли, и десерты с единорогами.

Все это вынесут на сцену в опере «Опричник». Правда, кусать бутафорию не рекомендуется.

По древним технологиям

В красноярском оперном отдельное здание отдано под цеха, в которых изготавливаются декорации. Здесь и дерево режут, и металл куют-сваривают, и кулисы шьют, обувь, костюмы изготавливают.

В «железном» цехе, например, для «Опричника» изготавливают пять телариев. Это многофункциональные металлические «станки», которые будут передвигаться по сцене и имитировать то тюрьму, то терем боярский, то помост для хора. Мастера постарались: все сделано по древним технологиям – на металлической решетке ковка, какой она была в XVI веке. Здесь говорят: «Важна достоверность».

Тюрьма, лестницы, храм уже готовы. А одежда сцены еще шьется. Художницам нужно вручную пришить узорчатые элементы к восьми кулисам, четырем падугам и для первого плана. Говорят: «Работа не сложная, хотя кропотливая и нудная». Ведь каждый элемент нужно пришивать на полу – согнувшись в три погибели. Кулисы в театре немаленькие – каждая три метра шириной и 11 метров высотой. Хорошо, что раскрашивать не нужно все это великолепие – цветовые пятна будут создаваться разной подсветкой.

– По нашему «Опричнику» можно историю изучать, – удовлетворенно замечает Игорь Валуев. – Приходите!

На премьеру «Опричника» в Красноярск приедут звезды. За дирижерский пульт встанет лауреат Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени Рахманинова, дирижер московского театра «Геликон-опера» Филипп Селиванов. Главные партии исполнят солистка театра «Зазеркалье» Санкт-Петербурга Ольга Черемных, солисты «Геликон-оперы» Юлия Никанорова, Иван Гынгазов и Алексей Тихомиров, а также выступающий на многих сценах мира Вадим Волков.

Смотрите фоторепортаж: Бутафорский цех Красноярского театра оперы и балета в деталях

Фото Олега Кузьмина

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности