1. Внутренняя политика
Было: большое число убыточных субъектов Федерации, в том числе мелких, экономически слаборазвитых, «недееспособных» регионов, постоянно находящихся на содержании федерального бюджета.
Стало: вступившие в силу с 2005 г. законодательные новации в области реформирования полномочий уровней власти и межбюджетных отношений – явный стимул для реципиентов искать сценарии интеграции с регионами – лидерами регионального развития.
2.Устранение административных барьеров между тремя регионами
Было: дублирование функций государственного управления, раздувание бюджетных расходов, сложности для населения и ограничение возможностей развития бизнеса.
Стало: ресурс экономии в бюджетном секторе, возникающий при объединении субъектов: сокращаются тысячи рабочих мест в госаппарате федеральных и региональных органов, возникает возможность совместного проектирования и использования социальных инфраструктур, появляется возможность уменьшения расходов на государственные закупки за счет эффекта объема и использования единых транспортных схем.
3. Единое социальное пространство
Было: локальные социальные программы, барьеры в сфере образования, культуры, здравоохранения.
Стало: объединение значительно облегчает возможность жителям Таймыра и Эвенкии пользоваться объектами образования, культуры, здравоохранения Норильска и всего Красноярского края (поступление в вузы, лечение, отдых, культурные связи). Вместе с тем на автономные округа будет распространено действие краевых социальных программ (например, освобождение ветеранов войны от оплаты услуг ЖКХ, обеспечение бесплатными учебными пособиями школьников и т. д.).
4. Экономические эффекты объединения
4.1. Восстановление исторической экономической общности.
Было: исторически вся экономическая и социальная инфраструктура Красноярского края создавалась как единый хозяйственный комплекс, когда предприятия разных сфер деятельности были связаны цепочками межотраслевой кооперации. Одна из самых крупных территорий России, от азиатских до северных границ, действовала как единый административный и хозяйственный механизм.
Стало: восстановление единого Красноярского края открывает политическую и административную возможность для реализации нового этапа индустриализации региона в 2005–2010 гг. через запуск крупных проектов, стягивающих экономику трех субъектов.
4.2. Сохранение экономической конкурентоспособности региона
Было: слабые позиции в конкурентной борьбе.
Стало: а) административное объединение; б) сложение потенциалов роста трех регионов; в) снижение финансовых и политических рисков. Благоприятные условия для реализации на территории края крупных инвестиционных проектов, более конкурентное по сравнению с другими регионами пространство для инвестирования.
4.3. Развитие малого и среднего бизнеса
Было: слабое развитие малого бизнеса, не привыкшего жить на административную ренту. Удвоение количества согласований и проверок из-за того, что органы власти Таймыра, Эвенкии и Красноярского края фактически работают самостоятельно.
Стало: уменьшение административной нагрузки на бизнес. Развитие предпринимательства способствует созданию в объединенном субъекте новых рабочих мест. В 2005 году в малом и среднем бизнесе в крае было занято 200 тысяч человек, в 2009 году – почти 250 тысяч человек, или 23 % от экономически активного населения.
4.4. Ускорение реализации инвестиционных проектов в объединенном регионе
Было: Таймыр, Эвенкия – регионы с плохими кредитными и инвестиционными рейтингами, дефицитные бюджеты, дефицит инфраструктуры и, в конечном счете, невозможность реализовать природно-ресурсный потенциал. Предприятия, оставшиеся в наследство от советской эпохи.
Стало: реализация природно-ресурсного потенциала северных территорий края. Красноярский край – это донор с бездефицитным бюджетом, большим доходом, хорошими рейтингами, развитой инфраструктурой и высоким качеством госуправления. То есть партнер, который в состоянии развить потенциал поглощаемых округов.