Учебный год закончился, впереди летние каникулы. И это не то время, когда нужно расслабляться, считает директор «Школы антропоники», кандидат философских наук Мария МИРКЕС. Дополнительное образование, которое шире, чем простые кружки пения и рисования, нередко оказывается полезнее привычных уроков в школе, уверена она.
Удобные дети
– Несколько последних лет проходит апробацию новый образовательный стандарт. Он введен в младшей школе, начинается процесс в средней ступени. В чем принципиальное отличие этого стандарта? И чем старый не устраивал?
– Это очень хороший стандарт, в нем заложен принципиально другой – деятельностный – подход. Теперь школа может проводить вместо уроков погружения, математические бои – что-то более живое, активное, современное. Но, к сожалению, родители в большей своей части не хотят, чтобы школа экспериментировала с образовательными формами. Хотят, чтобы оставили уроки, и в этом смысле есть разрыв: стандарт-то хороший, но, к сожалению, большая часть специалистов, которые имеют к нему отношение, не умеют это делать: если уроки снять, непонятно, что вместо них поставить. А как детей контролировать и удерживать? Мы работаем со многими школами, и что выясняется? Часть педагогов не хочет менять ситуацию – привычно же. Учебник открыл – и поехали.
– Но полностью ломать прежнюю систему, отказываться от имеющегося опыта, наверное, неправильно. Новые стандарты, методики требуют наработок, анализа плюсов и минусов.
– Да, педагоги, которые хотят чего-то нового, нередко сталкиваются со сложностями: как соорганизовать такое же количество детей, не используя при этом урочную форму? Ведь чем удобна классно-урочная система? Один взрослый, 25–30 учащихся – и он ими управляет. Но не всегда эффективность такой формы высокая: ученик в этой ситуации пассивен, ничего не выбирает и не совершает, не может действовать по-своему. Пассивное безвольное обучение дает короткий результат (на две недели запомнил). Если в твоей учебе нет активности и азарта, собственных подвигов и неудач – это не может глубоко усвоиться и стать ТВОИМ знанием, умением.
Но родителям в подавляющем большинстве нравится именно такой вариант. Он для них понятнее. Где ребенок? На уроке с Марь-Иванной, которая его вот так за шею держит. Контролирует.
– Часто родители, выбирая учителя, говорят: мы выбрали ее, потому что она такая строгая! У нее на уроках дисциплина. То есть для них это – абсолютная непререкаемая ценность. Как вам кажется, почему родители так боятся дать детям больше свободы?
– Это нормальный страх любого человека в ситуации, которую ты не очень-то и контролируешь. Но посмотрите, что получается? Пока ребенок в начальной школе, его родители вполне «держат». И Марь-Иванна его «держит». А потом начинается подростковый возраст, ребенок начинает бунтовать против контроля взрослых: и учителей, и родителей. Страдают все: подросток сам за собой следить не умеет, у него нет такого опыта – за ним всегда следили родители и учителя.
На мой взгляд, родители и педагоги гонятся за сиюминутным удобством. Удобный ребенок, подконтрольный, понятно где находящийся. А что он в подростковом возрасте не будет уметь собой управлять, они же этого пока не понимают.
Мы работаем с хорошими ребятами – мне нравится современная молодежь, но год за годом увеличивается число мальчишек и девчонок, которые не знают, кем быть. Наступает 9-й класс, нужно уже понимать, на какой предмет ты налегаешь, а они понятия не имеют, какую профессию выбрать! Почему? Их держали вот так за шейку, у них собственных проб нет, собственных мыслей о себе нет. И они выбирают профессию исходя из непонятных соображений, через год в вузе выясняется, что «я как-то не подумал». Еще год они существуют на этом удержании за шейку – и все. Начинаются метания.
«Важно ошибаться самому»
– Как родителю поступать, чтобы ребенок понимал, кем он хочет быть, и знал, что за свои поступки отвечает сам?
– Вернемся к стандарту, в нем заложено большое количество внеурочной деятельности. Если позволить внеурочную деятельность превратить в уроки, как делают сейчас школы, места для проб – в самом доступном понимании – не будет. У нас по стандарту, например, есть 10 часов внеурочной деятельности – они должны предоставлять ребенку огромное количество проб во всех направлениях. А что реально происходит? Часть отводится на досуг – танцы и песни, а другая должна бы обеспечивать базовые школьные предметы. Есть, например, шикарные математические игры – один из ведущих школьных предметов, но в игровом образе. Педагоги редко к ним обращаются.
Все базовые школьные предметы идут только в урочной форме, у ребенка нет возможностей личных проб – все они осуществляются в песнях и танцах. Поэтому дети гораздо лучше танцуют, чем знают математику. Я не против творчества, я против того, что дети совершают активные пробы только в творчестве, а математика остается сухой, урочной.
И вторая возможность получить опыт – дополнительное образование. На мой взгляд, оно даже важнее, чем основное.
– Но как без основного? Может быть, правильнее говорить о равнозначности?
– В образовании сейчас за ребенка все решают. Мы уже решили, что он должен заниматься математикой – и именно по этой программе. А дополнительное образование – это как раз то место, где он может пробовать. И очень важно, особенно в начальной школе, всего попробовать по чуть-чуть: месяц походил на одни занятия, потом месяц – на другие. Это нормально в таком возрасте. В среднем звене нужно следить, чтобы это был уже не месяц. Если хочет, например, фотографией заниматься, значит, три месяца хотя бы продержаться должен. Постепенно увеличивая продолжительность проб, можно добиться, чтобы в старших классах он уже подошел к выбору профессии. Чтобы в старшей школе ребенок умел делать осознанный выбор, он должен начинать в младших классах.
Футбол – это тоже важно
– То есть лучше он будет упорно заниматься конструированием роботов или модельки самолетов клеить, чем постоянно приносить пятерки из школы и потом не знать, чем занять свое свободное время?
– Когда он идет клеить модели, там смысл совсем не в самолетах. Он не этому в первую очередь учится, смысл в том, чтобы он в менее организованной деятельности – это ведь не урок – мог бы собой управлять. Например, понимает, что у него через два месяца какое-нибудь состязание по самолетам – и вкалывает, потому что хочет победить. За него это никто не решал. Это его решение.
Мы не можем говорить, что самолеты важнее математики, – извините, ребенку ЕГЭ сдавать. Важен опыт действий.
Родителям обязательно нужно помнить о разнообразии такого образования.
Необходимо, чтобы ребенок прожил какой-то командный вид спорта или увлечений. Неважно, будет это волейбол или математический бой. Мы как-то проводили опрос в крупной красноярской компании, там были проблемы с умением работать в команде. Мы спросили у коллектива: как вы считаете, кто из ваших сотрудников умеет работать в команде? И люди назвали одних и тех же – в коллективе 50 человек, все они назвали 10 коллег. Мы этих десятерых собрали и спрашиваем: а вы откуда умеете в команде работать? И выясняется, что кто-то в футбол играл серьезно, кто-то – в волейбол, кто-то в армии служил.
– Такая отдаленная перспектива получается.
– Не совсем отдаленная. Тот, кто умеет в команде играть, и в университете, например, учится иначе, вот что важно. Родитель легко видит тройку по математике, ребенок дневник приносит – она и в журнале стоит. А то, что его сын не умеет работать в команде, он же не видит.
– А такие оценки в принципе-то возможны?
– Конечно! Представьте себе последнюю страницу дневника, что там написано? Математика-русский, а по идее после них должно стоять «умение анализировать информацию», «умение ставить цели и добиваться их». В стандарте есть предметные и метапредметные результаты, а на последней странице дневника предметные есть, а вместо метапредметных есть такая строчка – поведение. А ведь именно метапредметные результаты родителю важнее. И если раз в четверть там будут стоять оценочки, вы будете заводиться не только на тройку по математике, но и на тройку по умению работать в команде.
– И по каким критериям оценивать такие умения и навыки? Не уверена, что все учителя к этому готовы.
– Да, в большей части пока не готовы. Говорят: я учитель математики, у меня в дипломе написано, я не учитель по умению работать в команде.
Гибкими, эффективными в формировании этих навыков могут быть родители. Они четко должны понимать, что нужно ребенку, чтобы тот был успешным. К сожалению, большая часть пока не способна заглядывать так далеко.