Образование – сфера нашей жизни, изменения в которой происходят медленно, и результаты приложенных усилий появляются через несколько лет. Но, как уверена и. о. министра образования края Светлана Маковская, они уже есть: например, впервые за долгое время мы добились улучшения оценок ЕГЭ по математике.
– Светлана Ивановна, произошли ли в школьном образовании края существенные изменения – по сравнению с последними пятью годами?
– Красноярский край включился в федеральный проект создания современной образовательной среды для школьников. Если раньше большое внимание уделялось изменению инфраструктуры дошкольного образования, строилось до 27 детских садов в год, то теперь акцент смещен в сторону школ.
В 2018 году построена новая школа в Красноярске на 1 280 мест в микрорайоне Иннокентьевский. Это современное учебное заведение с новой образовательной средой. В этом году строятся еще три школы по аналогичному проекту в краевом центре – в микрорайонах Покровский, Солнечный, Преображенский. Они будут сданы в 2019 году, это серьезно разгружает все находящиеся рядом школы, кроме того, красноярские школьники получат возможность учиться в современных, комфортных условиях. Пять школ строятся и в крае, вне зависимости от того, где они расположены, они оснащаются современным оборудованием, которое позволяет и обучать, и обучаться на новом уровне.
Мы также включились в федеральный проект по улучшению качества образования в школах с низкими академическими результатами: анализируем результаты школьников, привлекаем опытных педагогов и на основании этого переобучаем и повышаем квалификацию наших учителей.
Эти направления остаются для нас приоритетными.
По итогам прошедшего года в крае улучшились результаты Единого государственного экзамена у школьников по математике. Мы стремились к этому: работали с педагогами, серьезно анализировали результаты всероссийских проверочных работ, ОГЭ, ЕГЭ, открыли физико-математические классы. И в этом году у нас повысилась доля учащихся, которые набрали высокие баллы по ЕГЭ – больше 81, это хорошая пятерка с плюсом. Стало меньше учеников, которые не справились с экзаменом. Есть и обратная сторона у таких оценок: чем выше результаты, тем чаще ребята покидают пределы Красноярска и края и поступают в ведущие вузы страны. Поэтому мы понимаем, что нам нужно повышать престиж высшего образования на территории края.
В принципе с каждым годом количество школьников, которые выбирают для сдачи предметы естественно-научного цикла, остается стабильным. Интерес к точным наукам у детей есть, это говорит о том, что они будут получать профессии, связанные с инженерным направлением, и потом встроятся в реальный сектор экономики. Конечно, юридические и экономические специальности традиционно востребованы у абитуриентов, но уже сильного перекоса нет, распределение между специальностями происходит равномерно.
– Хватает ли краю учителей? Получается ли привлекать в школу молодых?
– Несколько последних лет в крае существенно увеличивается количество школьников – в этом году придет более чем на 15 тысяч учеников больше. Поэтому педагогические кадры нам нужны постоянно. Сейчас в школах работает чуть больше 23 тысяч учителей, вакансий – 750, но это не критично: еще три года назад их было в два раза больше. Все предметы ведутся, но увеличивается нагрузка на работающих учителей. Стараемся привлекать педагогов, талантливую молодежь, квалифицированные кадры – тесно взаимодействуем с педагогическим университетом, СФУ, педагогическими колледжами. Очень много проектов ведем с молодыми учителями, серьезно развиваем наставничество. Сейчас в крае больше 20 % учителей моложе 35 лет. Этот показатель выше, чем во многих регионах.
– За прошедший учебный год закрывались школы?
– В этом году в крае будут работать 1 106 школ. Есть учебные заведения, которые пока будут размещаться в других помещениях: 10 школ на комплексном капитальном ремонте либо строятся заново. По сравнению с прошлым годом есть незначительное уменьшение и количества малокомплектных школ – на шесть учебных заведений. Но, как правило, они несколько лет уже не работали из-за отсутствия детей школьного возраста на территории муниципалитета. Красноярский край сохраняет большую сеть сельских школ, их даже больше, чем городских. Сельских – почти 53 %, а школьников – с точностью до наоборот: 76 % детей учатся в городах. Но мы будем сохранять такие школы – их закрыть невозможно. В прошлом году, к примеру, у нас работали 85 школ, в которых учились от 1 до 10 учеников.
– Как проходит подготовка школ к новому учебному году?
– Уже приняты 65 % школ. Ключевыми задачами при подготовке к началу учебного года являются приведение зданий в соответствие с требованиями надзорных органов для обеспечения безопасности детей и проведение текущих и капитальных ремонтов. Приемка должна быть закончена к 20 августа. Если возникают какие-то проблемы, мы стараемся их решать оперативно. Замечания либо устраняются до 20 августа, либо образовательная организация должна представить дорожную карту, как оно будет устранено и в какие сроки.
– Какие проблемные точки министерство образования видит в своей сфере?
– Проблемная точка у нас все-таки инфраструктура. К сожалению, если говорить в целом, она устарела: очень много учебных заведений, которые построены давно, много деревянных школ, в которых мы не можем создать комфортную развивающую среду. Темпы строительства должны быть значительно выше.
Также новая задача поставлена президентом в майском указе этого года – обеспечить доступность дошкольного образования для детей до трех лет. В этом году мы начинаем строительство восьми новых детских садов с ясельными группами на территории Красноярска, потому как именно в краевом центре потребность в таких местах наиболее востребована.
Еще одна задача – повышение качества образования, мы должны быть конкурентоспособными не только на уровне края, но и среди других субъектов РФ. И среди мирового сообщества. При этом на всех уровнях образования: дошкольном, школьном, высшем.
– То есть идеальный вариант: у нас в будущем такие школы, что родители меняют место жительства ради них и переезжают в край?
– А у нас уже есть такие, например, в Заозерном. Там создана такая среда, когда дети с ограниченными возможностями здоровья чувствуют себя очень комфортно, получают образование, и главное – они успешны после школы. И ради обучения своих детей здесь родители на самом деле меняют место жительства.
Какие школы строятся в крае?
– 3 школы на 1 280 учащихся в Красноярске (ввод – 2019 год);
– школа на 550 учащихся в Канске (декабрь 2018 года);
– школа на 115 учащихся в деревне Петропавловка Курагинского района (декабрь 2018 года);
– школа на 100 учащихся в поселке Усть-Авам Таймырского Долгано-Ненецкого района (2019 год);
– начальная школа на 30 учащихся в поселке Эконда Эвенкийского муниципального района (сентябрь 2018 года);
– интернат на 250 детей в поселке Носок Таймырского Долгано-Ненецкого района (декабрь 2018 года).