"Лучшие есть всегда. Важно, чтобы о них все знали" В крае начинается профессиональное соревнование муниципальных служащих

"Лучшие есть всегда. Важно, чтобы о них все знали" В крае начинается профессиональное соревнование муниципальных служащих

О проблемах муниципального самоуправления в нашей стране говорится много и постоянно. Если в крупных городах многие специалисты мечтают о работе в органах власти, то в глубинке с кадрами зачастую огромная проблема. Молодежь предпочитает уезжать на заработки в мегаполисы, а «заслуженные» местные чиновники после 5–10 лет труда в администрациях перестают расти и развиваться как профессионалы. Отсюда, бывает, и возникают жалобы от населения городов и районов края – на бездушие людей у власти, на нежелание глубоко вникать в проблемы населения.

Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления – президентская задача. Красноярский край – огромная территория с множеством городов и районов. Все – разные. В каждом – собственный менталитет, жизненный уклад, успехи и трудности. Чтобы «объять необъятное», краевой властью уже третий год активно реализуется комплексная региональная программа. Ее важнейшая составная часть – конкурсы на «Лучшую организацию работы с населением в местной администрации» и «Лучший муниципальный служащий». Корреспондент «НКК» встретился с начальником управления территориальной политики губернатора края Сергеем ЧИСТОВЫМ. Беседа началась с конкурсов, а затем переросла в обсуждение нынешней ситуации в муниципальных образованиях.

– Сергей Валентинович, и в России, и в крае действует множество программ по повышению «административной квалификации», государством создаются кадровые резервы управленцев. А как краевые «самоуправленческие» конкурсы вписываются в эту цепочку?

– В наших конкурсах не формируется резерв управленческих кадров. Цель другая. Они способствуют развитию муниципальных образований края – прежде всего социально-экономическому. А чиновники на местах получают стимул для дальнейшего роста и самосовершенствования. Конкурсы проводятся в рамках большой краевой программы «Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления». Объем ее финансирования – 2 млрд рублей. Из них лишь 20 млн выделены на трехлетний призовой фонд для конкурсов. За два последних года мы накопили серьезный организационный опыт. Система достаточно проста: муниципальные администрации предоставляют нам отчеты о своей деятельности, о внедренных новациях в области управления территорией, о достижениях. А конкурсная комиссия проводит отбор по четким, заранее сформированным критериям и выявляет победителей по разнообразным номинациям.

– Но в отчете можно написать и приукрасить что угодно. Неужели вы верите на слово?

– Конечно, нет. Во-первых, все, что пишут о себе претенденты на титул «Лучшего муниципального служащего», должно быть подтверждено оценками и отзывами глав муниципальных образований. Каждый отчет потом оценивается на краевом уровне. В состав комиссии входят представители всех отраслевых министерств, которые владеют реальной ситуацией и напрямую общаются с претендентами и главами. Это объективная оценка.
Кстати, наша конкурсная комиссия учитывает множество объективных факторов. Например, количество обращений и жалоб от населения территорий в краевые органы власти. Чтобы не получилось ситуации, когда глава района рассказывает о своей деятельности в «ярко-светлых тонах», а в это время люди заваливают правительство критическими обращениями по поводу деятельности своих управленцев. Мы судим о благополучии муниципальных образований, учитывая мнение населения. Кроме того, в соответствии с президентским указом введены конкретные показатели эффективности работы органов местного самоуправления – более ста. Они опубликованы на краевом информационном портале – вместе с цифрами районных показателей. Заходите, изучайте и сравнивайте с реальным положением дел – это может сделать любой житель Красноярского края.

– Какие критерии основные?

– Их свод разнообразен. Это и уровень затрат на содержание органов самоуправления, и количество чиновников, обеспечивающих работу муниципального образования, и уровень «властных» зарплат… Публикация таких «критериальных списков» делается для возможности общественного контроля. Поэтому не устаю повторять: если увидели где-то несоответствие, обращайтесь в краевые органы: мы разберемся.

– А почему конкурс проводит краевая власть? Ведь согласно действующему законодательству местный уровень самостоятелен.

– Это так. Но если брать в расчет экономическую ситуацию в стране, муниципалитетам, особенно небольшим, тяжело жить и развиваться только на собственные средства. И краевая власть обязана помогать глубинке. Но это не значит, что краевая власть бесконтрольно раздает деньги. Все необходимые виды финансирования территорий предусмотрены краевым бюджетом. Наша задача – заинтересовать руководство муниципальных образований. Если люди откликаются на региональную инициативу, если они выходят на нас с новыми, интересными проектами, успешно защищают их, то имеют возможность привлечь в район серьезные финансовые средства. А будут деньги, которые местные власти начнут использовать по делу, – вырастет уровень жизни людей. Это касается и мероприятий по благоустройству, строительству дорог… А через проведение подобных конкурсов «на определение лучших» формируется «пул» самых достойных представителей муниципальной власти. В каждом муниципальном образовании края работают лауреаты конкурсов. То есть имеются настоящие профессионалы. И чем больше таких специалистов на территории, тем больше новаторских идей, а значит, выше шансы получить дополнительное краевое финансирование для «социалки».

– А какова вообще ситуация с местным самоуправлением в крае?

– Последние два года были реформаторскими. Полностью вступил в силу 131-й ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Многие муниципальные образования перешли на работу в новых условиях. В первую очередь изменения коснулись формирования органов местного самоуправления. Главы территорий больше не избираются на прямых выборах. Население выбирает депутатский корпус, а потом парламентарии решают, кто из их состава наиболее достоин стать главой – руководителем законодательного органа власти. А исполнительную власть возглавляет глава администрации – так называемый сити-менеджер. Он – наемный специалист и назначается по конкурсу.
В первое время не обходилось без шероховатостей. В некоторых территориях глава района не мог найти общего языка с главой администрации. Но на сегодняшний день противоречий не наблюдается. Мы констатируем в муниципальных образованиях края нормальную, организованную работу. В марте прошли масштабные местные выборы. Полгода шли конкурсы на сити-менеджеров. Появилось множество интересных кандидатур. Половина претендентов – не чиновники, которые всю жизнь проработали в местной власти, а новые люди из сфер бизнеса и управления. Они могут оценить обстановку свежим взглядом, предложить новые идеи. И предлагают! Конечно, в любом муниципальном образовании действует программа социально-экономического развития. Бери и выполняй – что может быть проще? Но в ряде городов и районов основным требованием к конкурсантам стала инновационность. Чтобы участники конкурса не переписывали одну и ту же программу, а вносили свои предложения – по привлечению дополнительных инвестиций на территорию, по увеличению собственной доходной базы. Губернатор и правительство края настраивают местные власти именно на такую работу. Иждивенчество должно уйти полностью. А уйдет оно только в результате новаций, лучшие из которых всегда нами поощряются.

– Но есть и другое мнение по поводу местной реформы. Раньше глава был один. Теперь их, по сути, двое. Не секрет, что во многих районах существуют противоречия между элитами. И если, допустим, глава района – выходец из одной элитной группы, а сити-менеджер – из другой, они могут не договориться.

– Думаю, при прежней модели было гораздо сложнее. Шли прямые выборы – наблюдалась бесконечная политическая возня, борьба друг с другом. И результат часто оказывался непредсказуемым. Кандидаты пользовались поддержкой местных «финансовых воротил», а потом в случае избрания, скажем так, «отдавали им долг». И эта почва гораздо плодороднее для возникновения коррупции, чем сегодняшняя. Новая форма избрания главы – антикоррупционный барьер. Она более защищена от разного рода нечистоплотных проявлений во власти. Судите сами. Население избирает Совет депутатов. Каждый из них – потенциальный глава. Пока не пройдут выборы, никто не знает, в какой конфигурации сложится представительный орган. Сделать конкретную ставку невозможно. Небольшой круг главных претендентов, конечно, есть. Но здесь существенную роль начинают играть политические партии. У победителей выборов больше шансов выбрать главой своего однопартийца. Голосование обычно проходит открыто. Люди знают, за кого голосовал тот или иной депутат.
Это же касается и конкурсов на должность главы администрации. Он прозрачный. Если комиссия нарушит права кандидата или подойдет к рассмотрению его кандидатуры необъективно, можно обжаловать результаты. Затем комиссия по результатам конкурса предлагает местному совету несколько самых достойных кандидатур на утверждение. Парламентарии имеют право отвергнуть всех, если сочтут нужным. Тогда будет проведен новый конкурс. Но в этом году мы провели порядка 40 конкурсов. И у нас нет ни единой жалобы со стороны кандидатов! И ни одного факта, когда совет отказался утверждать предложенных претендентов. Значит, отобраны действительно лучшие.

– А институт губернаторских полпредов? Какую роль он играет для развития местного самоуправления?

– В первую очередь он помогает власти местного уровня взаимодействовать с краевой властью. Считаю, что за два года функционирования этого института нам удалось сблизить государственную власть с территориями. И прежде всего с жителями. Полпреды проводят много времени на местах, общаются с народом. Контролируют общую социально-экономическую ситуацию. Край у нас большой, губернатор не может быть везде и всюду лично. Поэтому его представители помогают главе региона быть в курсе всех местных проблем.

– Тем не менее часто, пока губернатор сам не приедет на территорию, некоторые вещи не меняются годами. История про «ачинские порожки» наделала информационного шума. Почему-то только Лев Кузнецов обратил внимание на чересчур высокие пороги, которые трудно преодолеть инвалидам на колясках. И это – в больнице!

– Согласен. Когда долго работаешь на своей территории, как говорится, глаз замыливается. И такие больничные порожки не кажутся чем-то из ряда вон выходящим. Я не считаю, что у нас на территориях все плохо. Но губернатор в любом месте обращает внимание руководителей на наличие «человеческих» проблем. В районах привыкли жить в определенных условиях, на что-то не обращать внимания. А губернатор хочет, чтобы муниципальные чиновники научились «видеть». Чтобы нормой стала не подготовка к визитам высокого руководства, а планомерная работа по устранению очевидных недочетов. Да, чиновник всегда может сослаться на букву закона и заявить гражданину: «Это не мои полномочия!» Но на местном уровне не может быть властного равнодушия. Люди не должны выходить из чиновничьих кабинетов разочарованными. Даже в ситуациях, где на 100 % помочь нечем, внимание и доброе слово всегда есть.

– «Местные чиновники должны видеть»… А как? Проблема низкой квалификации муниципальных кадров общероссийская. Эффективному управлению территориями нигде не учат. Ваши конкурсы «на лучших» способны помочь в решении этой наболевшей проблемы?

– Вообще, у конкурсов другая задача – стимулирование инициативы, активности, стремления к новым достижениям. Хотя повышение квалификации муниципальных служащих так же проходит в Кадровом центре администрации губернатора края. Кроме того, по заявкам территорий люди проходят профессиональную переподготовку в вузах г. Красноярска и Сибирской академии государственной службы (г. Новосибирск). Действующая краевая программа по повышению «местной эффективности» рассчитана на три года. Ее срок заканчивается, пора принимать новую – на 2011–2013 годы. Возможно, рассмотреть включение в призовой фонд обучение «муниципалов» в престижных учебных заведениях.

– Мы сгенерировали идею?!

– Думаю, ее нужно обсудить, доработать и представить на краевую комиссию. Вполне возможно, утвердят. Повышение квалификации – это же инвестиции в свое будущее.

– Давайте резюмировать. Какие муниципальные образования края вы могли бы отметить в числе наиболее активных по результатам конкурсов? А каким стоит подтянуться?

– В плане работы с населением среди городских округов – это, конечно, Красноярск. Хотелось бы также отметить Ачинск, Сосновоборск. Из районов – Северо-Енисейский, Рыбинский и Шушенский. В составе сельских и городских поселений большой активностью выделяется администрация Краснотуранского сельсовета. Активны северяне – поселения Таймыра и Эвенкии. Люди там живут в непростых климатических условиях, поэтому они всегда дружны, мобильны, организованы.
А подтянуться необходимо Ирбейскому району – одна из наиболее пассивных территорий. Долгое время там существовал общественный конфликт, который мешал позитивному развитию района, росту кадров. Люди во власти проводили время в разборках, подолгу не обращая внимания на проблемы жителей. Есть надежда, что ситуация изменится.
В завершение нашей беседы хотелось бы еще раз призвать муниципальные образования края к участию в наших конкурсах. Сроки подачи заявок продлены до 30 ноября. Мы очень хотим открыть новых, интересных людей с мест. У нас в крае работает более 10 тысяч муниципальных чиновников. Многие из них проработали на своих должностях по 10–20 лет качественно и спокойно, но на краевом уровне до сих пор неизвестны. Люди должны знать своих героев в лицо, а герои – получать признание. Моральная оценка твоего труда, моральный стимул, слава богу, в России еще имеют высокое значение. Кстати сказать, материальный стимул тоже нельзя сбрасывать со счетов: призы для победителей конкурса – вполне серьезные вещи.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными
Без рубрики
19 апреля 2024
В Красноярском крае открыли Вахту памяти
С апреля по сентябрь почти 200 поисковиков из разных районов региона отправятся на поиски погибших воинов Великой Отечественной войны. Ребята
Без рубрики
19 апреля 2024
Первый квартал отработали: «полет нормальный»
Зимы в Сибири год от года показывают свой суровый характер. Не стала исключением и нынешняя. Сильные морозы, установившиеся на территории