На Красноярском алюминиевом заводе создан рабочий совет. В его состав вошли опытные специалисты основного производства. Причиной создания рабочего совета послужила смена состава совета директоров РУСАЛа. Трудовой коллектив КрАЗа выдвинул инициативную группу, которая заявила о желании заводчан быть услышанными новым советом директоров и готова вступить с ними в диалог на территории своего предприятия. Среди них заслуженные и почетные металлурги, чей трудовой стаж на предприятии включает несколько десятков лет. Чем взволнованы рабочие и какие вопросы задают кразовцы новому руководству РУСАЛа – в интервью председателя рабочего совета КрАЗа Виктора Тихомирова.
– Расскажите, пожалуйста, почувствовали ли рядовые заводчане влияние санкций на деятельность завода?
– Не надо быть топ-менеджером, чтобы увидеть результаты американских санкций. Эта чехарда с переносом даты снятия санкций очень сильно нам мешала работать. Многие наши надежные клиенты, с которым мы годами выстраивали отношения, отказались от нашей продукции, новые контракты в сентябре – октябре мы не смогли заключить. Можно сказать, что нас отбросили назад, очень сильно подорвали наши позиции на рынке. РУСАЛ был вынужден приостановить многие проекты, особенно по продукции с добавленной стоимостью (ПДС).
В конце января санкции были отменены, но результаты работы компании за первый квартал не очень хорошие. Например, доля ПДС в РУСАЛе сократилась до 29 %. В 2018 году, для сравнения, за первые три месяца доля ПДС составляла 48 % от общего объема продаж. В результате прибыль от ПДС упала почти в два раза. В целом чистая прибыль РУСАЛа сократилась на 49,8 %.
Очевидно, что в такой ситуации нужны какие-то дополнительные меры по сохранению стабильности. Будем их вырабатывать, в т. ч. силами наших рабочих советов.
– Таким образом, получается, что именно санкции стали причиной появления рабочих советов?
– Рабочие на предприятиях РУСАЛа были активны всегда. Но, действительно, сейчас стали объединяться в советы, чтобы получить ответы на новые вызовы. Их костяк состоит из сотрудников, наиболее активно принимающих участие в жизни коллектива. Поясню.
После введения американских санкций многие сотрудники стали беспокоиться за свое будущее. В условиях неопределенности заводчане часто обращались к руководителям за разъяснением текущей ситуации, в некоторых случаях недостаток информации порождал необоснованные слухи и домыслы. Масла в огонь подлило вхождение в совет директоров РУСАЛа иностранных независимых директоров. Помню, как один рабочий сказал: «До санкций, если у нас были вопросы про будущее, проекты, перспективы, мы могли их задать напрямую Олегу Владимировичу Дерипаске во время его визита на предприятие, например. А сейчас кому? Лордам и пэрам?» И как бы эмоционально это ни звучало, но людей можно было понять. Ведь до этого на предприятии все было понятно: увеличиваем ПДС, есть клиенты, завод модернизируют. Была перспектива на 5–10 лет. А сейчас что? С апреля прошлого года нам чуть ли не каждый месяц переносили даты снятия этих санкций, потом в конце января их отменили. При этом сами заводчане оказались отрезаны от участия в жизни компании. А когда у вас семья, дети, невозможно жить одним днем! Начал образовываться информационный вакуум.
Чтобы предупредить распространение непроверенной информации и вовлечь сотрудников в управленческие процессы, наиболее активные заводчане решили создать независимый совещательный орган.
В итоге в начале 2019 года я и другие члены инициативных групп приступили к созданию рабочих советов. Я еще раз подчеркиваю, инициатива создания советов шла именно от рабочих. Представители юридической службы, PR и HR нужны только для помощи в осуществлении деятельности советов.
– Вы сказали, что ранее все было по-другому. А что хотят заводчане от новых директоров, назначенных США?
– Мы хотим получить обратную связь от новых директоров РУСАЛа. Люди устали работать в режиме постоянного давления на заводы, наши коллективы.
Заводчане просят приехать новых членов совета директоров РУСАЛа, назначенных ОФАК, к нам на завод, другие предприятия, встретиться с коллективами предприятий и ответить на вопросы о будущем завода, как дальше будем работать, что будет с городом, с нашими семьями. Пусть к нам приедет лорд Баркер или кто-то еще. Здесь, в нашем городе, надо обсуждать наши задачи и проблемы, а не в Лондоне или в Вашингтоне.
Необходимо создать постоянно действующий канал коммуникаций, который позволял бы рабочим поддерживать регулярный диалог с советом директоров РУСАЛа. И в этой парадигме было бы логично подключать представителей рабочих советов к решению тех задач и проблем, которые есть на заводе. Так люди смогут лучше понимать, что происходит на предприятии, что необходимо сделать для сохранения завода, рабочих мест.
– А в чем отличие рабочего совета от обычного профсоюза?
– Рабочие советы не являются частью профсоюзной организации предприятия, его молодежного совета, волонтерского совета, совета ветеранов и прочих объединений сотрудников предприятия. Все перечисленные объединения существуют автономно и никак не влияют на деятельность рабочих советов.
Члены совета имеют прямой доступ к руководству компании и получают информацию о деятельности компании от первых лиц, а также принимают участие в обсуждении результатов деятельности компании. Участники рабочих советов обсуждают вопросы производственной, экономической деятельности, а также социально значимые темы. Совет взаимодействует с руководством предприятий, советом директоров РУСАЛа.
По сути, основные задачи рабочего совета – повышение вовлеченности работников в деятельность предприятия, привлечение их к разработке и реализации мер по повышению эффективности производства. Кроме того, совет принимает участие в анализе и разработке предложений в части производственной и иной деятельности, способствует внедрению новых технологий и практик на всех этапах производственной цепочки, участвует в оптимизации организационной структуры предприятия.
– Получается, что у совета довольно много полномочий. Но нет ли опасности, что сотрудники будут злоупотреблять своими полномочиями? Или в совет в скором времени войдут одни руководители, которые будут диктовать свою волю?
– В состав совета входят только надежные люди. Сотрудники обладают в среднем 10-летним стажем работы в компании, многочисленными трудовыми достижениями, а главное – непререкаемым авторитетом среди коллег. Про отсутствие судимости и дисциплинарных взысканий я и говорить не буду. Что касается злоупотребления административным ресурсом, то члены совета не должны занимать руководящих должностей.
– Сколько людей может входить в рабочий совет?
– Состав совета варьируется и зависит от предприятия. Обычно это группа до 15 человек, в которую входят работники, выдвинутые инициативными группами.
– Подобные советы уже созданы на всех предприятиях?
– В настоящее время, насколько мне известно, рабочие советы действуют в Иркутске, Красноярске, Братске, Шелехове и Новокузнецке, Ачинске. При этом возможно появление рабочих советов и на других промышленных площадках. Как гласит наше внутреннее положение, «рабочий совет создается при наличии заинтересованности представителей трудового коллектива, а факт создания фиксируется распоряжением директора предприятия».
– Что уже сделано рабочими советами?
– Первая акция носит экологический характер и приурочена к глобальной программе РУСАЛа по сокращению «углеродного следа». По инициативе рабочих советов будет высажено более тысячи деревьев на территории Красноярского края, Иркутской и Кемеровской областей, а также Республики Хакасии.
На территории Красноярского края в Березовском районе на землях лесного фонда 20 мая рабочий совет при поддержке активных заводчан высадил 200 сосен. 7 июня примем участие в традиционной акции КрАЗа «Сиреневый день», чтобы украсить дворы и общественные пространства любимого Советского района кустами сирени.
– Какие новые акции планируют рабочие советы РУСАЛа?
– Акции – это не самоцель. Поверьте, на каждом заводе и так полно задач, которые необходимо оперативно решать силами трудового коллектива, рабочего совета. Будем выдвигать инициативы, направленные на улучшение безопасности условий труда, на повышение эффективности, на развитие социальных проектов в регионе. Для нас сейчас самое важное – наладить коммуникацию со всеми заводчанами, чтобы нам доверяли. Выступать единым фронтом. Понимаете, разрозненные 10–15 человек на одном предприятии – это капля в море. Но когда на всех предприятиях РУСАЛа начнут централизованно функционировать рабочие советы, а это без малого 500 человек, это будет внушительная сила, с которой необходимо считаться.