В онкологии используются три основных метода лечения: хирургический, лекарственный и лучевой. Каждый из них интенсивно развивается. Хирургия становится все более щадящей, с минимальными разрезами и повреждениями внутренних органов. Лекарственные средства для таргетной и иммунной терапии на голову «умнее» и избирательнее препаратов для традиционной химиотерапии. Не отстает по темпам развития и радиология.
– Когда я объясняю студентам, на каком оборудовании мы сегодня работаем, – говорит заведующий радиотерапевтическим отделением № 1 красноярского онкологического диспансера Валерий Козин, – я привожу следующую аналогию (ведь сегодняшняя молодежь – все специалисты в марках автомобилей). Есть «Мерседес». Самого высокого класса. А есть «Майбах». В принципе тот же «Мерседес». Но понимающим разницу объяснять не надо. Так вот, мы работаем именно на «Майбахах».
«Майбахи» – это два современных линейных ускорителя TrueBeam, работающих сегодня в онкоцентре. В перспективе появятся еще два, менее мощных, для решения менее сложных задач и «разгрузки» своих больших коллег.
Некогда ускоритель субатомных частиц был непременным атрибутом физиков, работающих на переднем крае науки. Сегодня он используется врачами, которые находятся на переднем крае медицины. Точнее, здесь в тесном сотрудничестве работают врачи, знающие, что и как надо лечить, и медицинские физики, умеющие правильно произвести расчеты.
Ведь современные радиотерапия и радиохирургия требуют скрупулезной точности. Новые методики позволили перейти от плоскостной, так называемой конвенциональной методики к объемной, или конформной. В этой методике облучается трехмерная зона, совпадающая по объему и конфигурации с опухолью.
Это позволяет, во-первых, минимизировать вредное воздействие излучения на здоровые ткани. Во-вторых, такая точность наведения позволяет многократно увеличить дозу облучения опухоли. Поток фотонов, более жесткий, чем рентгеновское и гамма-излучение, может уничтожить небольшую опухоль в головном мозге не хуже, чем скальпель хирурга. Только для этого не нужно давать больному наркоз и вскрывать черепную коробку.
Однократное применение большой дозы облучения, «вырезающего» опухоль, называется стереотаксической радиохирургией (SRS). Многократное, когда пораженное место облучается дозами меньшей интенсивности, – радиотерапией.
В свою очередь, конформная радиотерапия имеет несколько разновидностей: лучевая терапия с модулированной интенсивностью (IMRT), лучевая терапия под визуальным контролем (IGRT), лучевая терапия с контролем дыхания (RGRT), ротационная лучевая терапия с объемной модуляцией интенсивности излучения ViMAT или RapidArc. Существует также стереотаксическая радиотерапия SBRT.
Этот большой набор технологий представляет собой прекрасный арсенал для борьбы со злокачественными опухолями методами лучевой терапии. Конечно, в умелых руках. Но с этим в онкодиспансере проблем нет.
– У нас отличные врачи, умелые медицинские физики, ответственные лаборанты. Поэтому мы применяем все современные методики лучевой терапии, которые возможно воспроизвести на этих аппаратах, – говорит Валерий Козин.