В этом году в России случилось немало событий разной степени шизофреничности. Одно из самых показательных приключилось недавно в одном из московских спальных районов. Вернее, приключалось в течение более чем десяти лет.
Есть ли в сегодняшней России рабство? В большинстве случаев ответом на этот вопрос станет пожимание плечами. Кто-то может предположить наличие в отдаленных горных районах «кавказских пленников». Кто-то, знакомый с новейшей криминальной историей, вспомнит случаи, когда маньяк держал девушек в подвале.
А вот недавно рабов освободили – где бы вы думали? – в Москве. В европейской, вообще говоря, столице. Не в самом центре, правда.
Стандартный продуктовый магазин на первом этаже панельного дома в Гальянове. Район – так себе, окраина. Метро там нет. Магазин – тоже ничего приятного. Раньше в подобных из-под прилавка дешево продавали (тем, кто знает) заведомо «паленую» водку. Сейчас вовсю торгуют крепким алкоголем после 23.00. Теперь говорят, что отравившихся алкоголем увозили в морг прямо с крыльца этого магазина…
Так вот, персонал этой торговой точки содержался на положении рабов – денег им не выплачивали, жили все в подсобке, за пределы магазина не выходили. И был в этой «жизни» полный садомазохистский комплект: приковывание наручниками к батарее, избиения, изнасилования. Детей, приключившихся вследствие последнего, рожали там же. Один ребенок в пять лет не говорит, другого хозяйка магазина унесла в неизвестном направлении. В подсобке проходило даже несколько бракосочетаний. По мусульманскому обряду (и хозяева магазина, и его «сотрудники» – выходцы из Казахстана), звали муллу, он читал молитву. Что думал мулла, находясь в этом магазине, – одному Аллаху известно. А что думали местные полицейские, да и сами жители Гальянова? Все были, в общем-то, в курсе. В телесюжете показали старушку, благообразную такую, в очках. Она сказала довольно злобно: «Отовариваюсь там, и мне все равно, лишь бы продавцы здоровые были и никакой заразы не принесли. Ну а то, что они там в рабстве, – да наплевать!» Старушка лица от камеры не прятала, и, при всей дискуссионности позиции, нельзя ее не уважать за честность. Так думают очень многие. Хотя последнему идиоту (в древнегреческом значении слова – абсолютно не вовлеченному в общественную жизнь человеку) ясно, что здоровыми и незаразными люди, содержащиеся в таких условиях, быть не могут по определению.
В подобных районах коренное население соседствует с «понаехавшими». Мигрантов не любят. Именно с этих окраин съезжаются люди на всеразличные «Русские марши». Одной ногой. Другой – идут в подобные магазины за пивом, отметить День народного единства или победу «Спартака». Ибо кидать зигу и орать «Россия для русских» веселее, чем критично оглядываться по сторонам и шевелить серыми клеточками. Рабство в спальном районе стало возможным не благодаря равнодушным правоохранителям даже, а из-за молчаливого согласия самих жителей. Прочитал тут в Интернете комментарий: «Да они все равно скоты, пусть делают друг с другом что хотят».
Что до освобожденных, то тут мы наблюдаем такой гальяновский синдром, что стокгольмскому будет на зависть. Своим мучителям они не просто сочувствуют (одна пленница сейчас и вовсе живет с охранником магазина, который «уволился» вслед за ней), но где-то понимают даже такую вот «бизнес-стратегию». Кстати, хозяйка магазина в Казахстане жила по соседству с семьями своих рабынь и самолично приглашала их на заработки в Москву. Те не уехали на родину, конечно, хотят довести дело до суда, кто-то и вовсе алчет крови, но нигде я не прочел в их высказываниях осуждения такой, хм, корпоративной политики. В целом если. Обидно, что такое делали с ними, но понятно, зачем такое делалось вообще. Кто-то ожидает, что я сейчас вслед за комментатором в Интернете скажу: «Ну дык, это ж Азия-с, господа!» А вот не дождетесь! Потому как мы внутри себя такая же «Азия-с». Оправдываем рабовладельцев, но некоторые охотно бы встали на их место. Эти мысли – наша собственная батарея и наша персональная пара наручников. Мы не рабы. Рабыни мы. Изауры.
И еще о грустном. Из магазина персонал «уволился» при помощи общественных активистов, волонтеров, правозащитников. К ним обратились приехавшие в Москву на поиски родственники. Бунта в магазине не было. Среди спасителей, кстати, ни одной раскрученной, популярной фамилии. Известным правозащитникам, судя по их молчанию, не до казахских рабов. У них, видимо, иные заботы.