Когда говорят о благотворительности, сразу вспоминаются сборы денег и вещей. Однако работа таких организаций намного шире – они стараются помогать не только материально. Главное, как считают в волонтерском театре «Лови момент», – подарить живые эмоции и общение тем, кто нуждается во внимании. Тяжелым пациентам стационаров, оставленным старикам, больным детям.
«А уж не театр ли мы?»
– Как вам наше представление? – спрашивает голос за кадром.
– Во! – на видео пожилой мужчина в очках показывает два больших пальца, у него проблемы с речью, но чувствуется, что он доволен. – Приходите… Приходите еще.
Видео – один из многочисленных отзывов, размещенных в группе волонтерского театра «Лови момент» в социальных сетях. Во многом благодаря Интернету эта творческая группа и набралась. А началось все, можно сказать, случайно.
– Мы хотели сделать праздник для детей кардиоревманефрологического отделения детской краевой больницы, – вспоминает Виктория Краснопеева, директор, главреж, снабженец, костюмер и сценарист театра. – И поставили простенькую сказку с небольшими подарками.
В спектакле участвовала сама Виктория, ее родные и друзья. Сказку поставили раз – и решили, что будут время от времени приходить в это отделение. Так появились мероприятия на все основные праздники. Детям нравилось. А почему бы тогда не пойти в какую-нибудь другую больницу? – подумали ребята. Но здесь как раз и начались проблемы: к детям их не хотели пускать, говорили: зачем, пиариться хотите? Пришлось зарегистрировать свой благотворительный фонд «Попечительство».
– Сыграли сказку, другую. Но ведь со сказками ко взрослым людям не пойдешь, а именно им такие представления нужнее всего. И мы решили поставить… Шекспира, «Сон в летнюю ночь». А потом, уже после премьеры, задумались: настоящая большая пьеса, декорации, грим – а уж не театр ли мы? – улыбается Виктория.
Так родился единственный в Сибири (и один из немногих в России) волонтерский театр «Лови момент». Название как будто говорит: наслаждайся каждой минутой своей жизни, какой бы она ни была. Первый состав – 10 человек – остался фактически неизменным, ушли только трое. Как говорит Виктория, часто люди уходят и возвращаются – что-то тянет их выступать снова и снова. Хотя зрителей театра «Лови момент» нельзя назвать простыми.
– Мы испытываем очень сильные эмоции, – делится актриса Екатерина Машковская. – Когда видишь ребенка, который уже никогда не станет взрослым, очень хочется плакать. А у нас бывало такое, что девочки отыгрывали, а за кулисами рыдали навзрыд. А потом возвращались – и играли другой группе детей. Но никто из них не думает бросать, потому что дети дарят столько эмоций в ответ.
Кулисы – название весьма условное, они есть у театра не всегда: за почти два года существования «Лови момент» освоил, кажется, все больничные площадки: холлы, крохотные сцены. Если зал совсем маленький, спектакль приходится играть в режиме нон-стоп: так, однажды сказку получилось показать за день 315 детишкам. Одновременно зал вмещал не больше 60 человек.
Нет случайных людей
– Почему говорят, что волонтеры – это в основном школьники и студенты? – возмущается Виктория. – Для нас это совсем не так. У нас волонтеры 25+.
Сейчас основной состав в театре – 20 человек, но, если нужно, можно собрать и 30 актеров. Это разные состоявшиеся люди: бухгалтеры, банковские работники, много медиков, есть даже эколог. Мальчики, конечно же, на вес золота: девушек, как обычно, в труппе намного больше.
Есть люди, которые помогают со звуком и светом, мастер, которая накладывает профессиональный грим. Остальное делают сами: шьют костюмы, готовят декорации. Средства на все это – из собственного кармана. У ребят есть две репетиционные точки – их пускают на площади муниципальных волонтерских центров на Красномосковской и Ады Лебедевой. Но это не всегда удобно, поэтому приходится иногда репетировать и в крохотном офисе патронажной службы, где работают Виктория и Екатерина. Девушки со смехом вспоминают, как поначалу к ним прибегал испуганный охранник офисного центра, который через камеру наблюдал репетиционный процесс в коридоре.
– Нам бы хоть небольшую каморку, где мы могли бы хранить реквизит и костюмы, – говорит Виктория. – Сейчас все распихано по коробкам и пылится у меня в кладовке. Некоторые костюмы очень дорогие, мы переживаем, что они могут испортиться…
Репертуарный план в театре подбирают всей труппой, и сейчас актеры готовы выступать фактически перед любой аудиторией – от самых маленьких до стариков. Кроме Шекспира взрослый репертуар составляют пьесы современных авторов и советская классика. Сценарий адаптирует сама Виктория, а потом начинаются репетиции: три раза в неделю вечером по два часа. Прогулять и прийти, когда захочется, – нельзя. Ты поставишь под угрозу весь спектакль.
Здесь нет случайных людей: те, кто хотел реализовать свои актерские амбиции, не задерживаются. Это не театральный кружок, это именно волонтерский театр.
– Для нас самое важное – не желание реализовать себя как актера, а сострадание, – поясняет Екатерина. – Мы не выбираем, куда нам идти. Мы идем туда, где мы нужнее.
Ни у одного из актеров нет специального образования – они пытаются интуитивно уловить, когда сыграли хорошо. Виктория это определяет для себя очень просто: если зрители смеются и плачут там, где было задумано сценарием, – игра была хорошей.
«Забыла, что в больнице»
У театра есть свои поклонники: ребята, которые не знают имен и фамилий актеров, находят их в соцсетях, благодарят. Недавно после большого квеста в краевом центре охраны материнства и детства маленькая девочка подарила аниматору его портрет. Такая поддержка очень сильно подпитывает актеров.
– Мы дарим надежду, когда приходим: дети забываются, полностью погружаются в процесс, – рассказывает Виктория. – Одна девочка написала в соцсетях, что она даже забыла, что в больнице находится. Для нас это главная задача: помогать радоваться тогда, когда, кажется, радоваться уже невозможно.
И все-таки самый сложный и самый любимый зритель для волонтерского театра – взрослые люди. К ним мало приходят – намного реже, чем к детям. Просто эмоциональная отдача от взрослого совсем другая: не всегда даже понятно, понравилось или нет.
– Взрослые не привыкли к вниманию, общению, – объясняет руководитель театра. – Нужно, чтобы люди помоложе и постарше чаще встречались и общались. И тогда наши старики тоже научатся принимать радость, сказку.
В следующем сезоне ребята планируют вернуться к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», с которой начинали взрослый репертуар. И поставить ее немного по-другому. Актеры пытаются развиваться – работают над сценической речью, пластикой, вокалом. Мечтают, что когда-нибудь смогут поставить мюзикл. А сейчас им очень не хватает своего, хотя бы небольшого, помещения и того, кого Виктория называет «путеводной звездой». Профессионала, который помог бы театру развиваться и совершенствоваться.