Ростислав СТЕПАНЧУК – открытый, улыбчивый. О своей жизни рассказывает с долей здорового юмора. В общении с ним чувствуешь, насколько это сильный духом человек.
Он врач-реаниматолог Березовской районной больницы. В буквальном смысле вытаскивает людей с того света. И считает это своим предназначением. Желание работать с тяжелыми больными появилось у него не случайно – после того как сам Ростислав подростком победил опаснейшее заболевание – рак.
Болезнь – это параллельный мир
С Ростиславом мы встречаемся в больнице во время его дежурства. На стене в ординаторской мишурой выведена кривая кардиограммы – зубцы то вверх, то вниз.
– Наш пациент всегда жив, – шутит доктор. – Никто не хочет умирать, и мне нравится жить.
Сейчас Ростиславу 28 лет, а с тяжелой болезнью столкнулся накануне своего 15-летия. Говорит, никогда ничем не страдал, кроме детских простуд, а тут – такое!
– Я в Шарыпово жил, сколько себя помню – спортом занимался. Как в фильме «День сурка» – изо дня в день одно и то же: утром в школу, после уроков на каток – заливать лед, затем бегом в спорткомплекс на занятия кикбоксингом, а вечером – на хоккейную тренировку, – вспоминает молодой человек. – В этой круговерти и не замечал недомоганий.
Ростислав в спорте показывал хорошие результаты: на соревнования по кикбоксингу ездил, выступал за сборную района по хоккею с шайбой…
– В 10-м классе на медкомиссии в военкомате я уже всех врачей прошел и на последнем этапе педиатру пожаловался: «Лимфоузлы на шее увеличены». Отправили меня к фтизиатру, а тот – в Красноярск в тубдиспансер. Сделали снимок и откомандировали в онкологию. Диагноз подтвердился, когда сделали биопсию – вырезали лимфоузел. За день до моего дня рождения позвонили к нам домой: срочно нужно ехать лечиться.
У подростка обнаружили лимфогранулотоз – злокачественное заболевание лимфоидной ткани.
Это сейчас Ростислав, будучи врачом, знает, что заболеванию этому подвержены больше мужчины от 15 до 29 лет и после 45. А тогда даже не понимал, что с ним происходит, крепкий, здоровый парень – да разве может он болеть?!
– Насколько это серьезно, понял, только когда увидел плачущих мать и отца. Меня потрясли слезы отца. Он крепкий человек, из него слезу не выдавишь, мне всегда говорил: «Мужчина может плакать только внутрь», – а тут… Я не сильно верующий человек, но к своей болезни отнесся как к жизненному испытанию. Решил, что надо его пройти.
Определили Ростислава в отделение онкологии и гематологии Красноярского краевого центра охраны материнства и детства. Первое впечатление – попал в параллельный мир.
– Захожу в отделение – большой крепкий парень, а по коридору бегают маленькие (3–5 лет) детишки. Все лысые, как инопланетяне. Мне жутко стало. Даже не понял сначала, почему они здесь и что с ними. Дошло, только когда сам облысел.
Решил, что справлюсь
Ростислав жизнерадостный человек, победитель. И тут, говорит, отчаяния не было. Хотя уже прочитал в Интернете о своей болезни. Привык побеждать в спорте, и тут решил: с онкологией справится!
– Большую роль в моем излечении сыграл парень, с которым я в одной палате лежал, – Игорь Драгоморецкий (царство ему небесное!). Он тогда уже с третьим рецидивом в больницу пришел, а мне предстоял первый курс химиотерапии. У Игоря был эпизод отчаяния, ему надоело лечиться. Но мне рассказал: «Если соблюдать все рекомендации врачей, ограничивать себя, то выкарабкаешься. Я уже многих ребят видел, которые излечились».
И Ростислав строго следовал предписаниям медиков – ни одного шага в сторону. Лечение заняло больше года. Прошел шесть курсов химиотерапии и два курса лучевой. Мотался из Шарыпово в Красноярск и обратно. О школе на этот год пришлось забыть: у больного онкологией ослаблен иммунитет, следовало избегать лишних контактов. Учился в центре материнства и детства, в Шарыпово учителя приходили к нему на дом.
– А что было делать, – говорит Ростислав. – Читал.
Он не терпел жалости к себе. Не мужской это удел – жалость. И окружающие общались с мальчишкой как со здоровым. Его тошнило от гормональной терапии, выворачивало от таблеток, но он не показывал вида.
– Жить хотелось, – констатирует Ростислав. – Мне нравилась моя жизнь. Решил, что справлюсь, и справился.
Делаю, что должно
В 11-м классе Степанчук вернулся в школу, получил высокие баллы на ЕГЭ и поступил в Красноярский медицинский университет. Решил стать детским онкологом. Говорит, слезы на глаза наворачивались, когда наблюдал за больными малышами в отделении онкологии и гематологии. Удивлялся медсестрам – сердце у них железное, что ли: всю боль матерей и детей через себя пропускать.
– Когда поступал в медуниверситет, уже знал, что буду работать с детьми, потому и пошел на педфакультет. Но не получилось. В ординатуру нужно было в Москву ехать, а я по семейным обстоятельствам не смог – уже женат был. Пришлось выбирать другую специальность.
Студентом он уже работал медбратом в реанимации, понял: это ему близко, здесь также тяжелые больные. Их нужно спасать. От реаниматолога многое зависит.
Три года отработал в реанимации краевой клинической больницы, ординатуру проходил в отделении реанимации Красноярского перинатального центра. Затем пошел в нейрореанимацию больницы скорой медицинской помощи.
– С детьми сложнее всего работать. Тем более с малышами, которые ничего сказать не могут, – отмечает реаниматолог. – Нужно самому догадаться, что же случилось.
Уже около двух лет трудится Ростислав в Березовской районной больнице – ставит на ноги тяжелых больных. И детей, и взрослых. Некоторых буквально возрождает к жизни. Одного пациента в течение четырех часов реанимировал – восстанавливал деятельность сердца. В результате больной ушел домой самостоятельно.
– Я не Господь Бог, – замечает Ростислав. – Делаю, что должен. Остальное от людей зависит.
Волонтер
В свободное от работы время Ростислав Степанчук приходит в отделение онкологии и гематологии Красноярского краевого центра материнства и детства. Разговаривает с мамами больных онкологией ребятишек, настраивает их на победу.
– Очень многое зависит от настроя человека, – считает доктор. – Без веры в себя успеха не добьешься. Мамам важно верить, что с их детьми все будет хорошо.
Работает как волонтер – рассказывает историю своего излечения, советует соблюдать больным все предписания врачей и заботиться о своем здоровье.
– Для перенесших онкологию существуют ограничения, но они не критичны, – считает молодой человек. – С ними можно жить. Не нужно пить, курить, загорать.
Ростислав оставил спорт, не напрягается в спортзале, как раньше. Но нашел новые увлечения: катается на сноуборде, гоняет по «Красному кольцу» на автомобиле. У него растет сын.
– Я считаю себя духовно счастливым человеком, – говорит Ростислав. – Друзья шутят: за что ни возьмусь, все получается. Наверное, потому, что самое главное испытание в жизни я уже прошел.