Раритеты приенисейской Сибири

Исследователи раскрыли тайны, которые хранят отдаленные села

Раритеты приенисейской Сибири Исследователи раскрыли тайны, которые хранят отдаленные села
Фото участников экспедиции

Сотни километров пути, масса записанных историй, десятки раритетов, переданных в музеи Красноярского края, выставки и обсуждения, издание фотоальбома – все это результаты большого историко-этнографического проекта «Река и люди», который в прошлом году стал победителем Фонда президентских грантов. Эту работу историки называют бесценной, ведь она позволяет сохранить информацию о речной культуре приенисейской Сибири.

Путем предков

Люди издревле селились вблизи полноводных рек. Вдоль Енисея существовало большое количество поселений самых разных народов. Заселение территории края происходило именно по долине Енисея с юга на север. Первыми обитателями были представители монголоидной расы. До прихода русских здесь обитали немногочисленные тюркские, самодийские, тунгусские и енисейские племена – предки современных долганов, ненцев, эвенков, – обладавшие самобытной древней культурой и ведущие особый образ жизни.

Река служила естественной преградой для нападавших врагов. Воды Енисея питали людей свежей пресной водой, обеспечивали богатый запас рыбы. Енисей служил также транспортным путем, по которому передвигались коренные жители Сибири.

Различные гидрографические режимы водных потоков Енисея порождали разные традиции, связанные с реками, развивалась приенисейская речная культура, – рассказывает руководитель проекта Галина Идиатуллина. – И идея межрегионального историко-этнографического проекта «Река и люди» заключается в изучении, сохранении и популяризации традиций и практик речной культуры приенисейских народов XIX–XX веков. Это организация экспедиций для сбора информации о речной культуре приенисейской Сибири.

Найти ответы на вопросы

Экспедиции прошли сразу по трем территориям – Красноярскому краю, Тыве и Хакасии. В каждой работали специалисты – этнографы, научные сотрудники музеев, краеведы, члены Русского географического общества.

Задачу, стоявшую перед ними, исследователи считают архиважной. Ведь до сих пор история речной культуры остается слабо изученной. Как и тема русской традиции речного судостроения, сыгравшая огромную роль в процессе освоения Сибири. Отдельный вопрос – русский допетровский корабельный, судостроительный словарь, полностью вытесненный в новое время европейской терминологией, но сохранившийся в сибирских диалектах и говорах русского языка.

Сегодня технологии, принесенные на енисейскую землю русскими землепроходцами, обогатившими речное культурное наследие региона, исчезают. Большинство форм и типов лодок больше нигде не встречается. Их не найдешь даже в сибирских краеведческих музеях.

На юге края еще встречаются 10 — 12-метровые лодки

Однако традиции изготовления и эксплуатации деревянных лодок в регионе не исчезли полностью. До сих пор они продолжают существовать и развиваться в труднодоступных районах – в горах, где быстрые реки, богатые шиверами, порогами, мелями и косами. Чтобы преодолеть их, требуется специализированный водный транспорт. Да и для охотников, промышляющих в горной тайге с плохими дорогами, лодки, изготовленные по старинным технологиям, порой остаются единственным средством передвижения.

Экспедиция пошла на север

В Красноярском крае исследователи побывали в населенных пунктах Курагинского, Каратузского, Шушенского, Енисейского, Туруханского, Богучанского районов. В Хакасии – в Абакане и Абазе, в Тыве – в Кызыле и Сизиме. И, как рассказывают участники экспедиции, встретили немало интересных вещей.

Научный сотрудник Енисейского музея-заповедника Дмитрий Мариловцев не впервые отправляется по северу края на поиски раритетов. Но участие в проекте «Река и люди» стало особенным.

– Анциферово и Усть-Пит – два населенных пункта, с которых мы начали сбор материала. Здесь и обнаружили одну из самых интересных находок, – рассказывает Дмитрий Мариловцев. – Это коза (решетка из металлических прутьев) – приспособление для ловли рыбы, которое использовали еще в XIX веке. С его помощью можно было лучить рыбу. В конце лета – начале осени люди выезжали на деревянных лодках на реку и протыкали острогой рыбу – щуку, налима, крупных окуней. В козу накладывали просмоленные заготовки, и они горели на носу лодки для подсветки.

Козу исследователи нашли в одном из домов села Анциферово, и хозяин передал ее в дар музею. А в Усть-Пите научные сотрудники увидели очень редкие лодки, которые изготавливали народные умельцы. Одна из них – лодка-дощаник, сделанная по старинным чертежам, длиной более шести метров. Именно такие средства передвижения использовали в XIX веке на севере нынешнего Красноярского края. Еще одну лодку, длиной около шести метров, нашли в Подгорном.

– Это самые длинные лодки, которые нам встретились, но у них разные конструкционные особенности. Одна просто деревянная, а другая деревянно-металлическая, – рассказывает научный сотрудник Енисейского музея-заповедника. – Они сделаны как плоскодонки – для устойчивости на речных водоемах. Люди вставали в них в полный рост, а также перемещались внутри. Это ангарские лодки.

Их делали жители населенных пунктов с правой стороны Ангары, которая раньше называлась Тунгуской, говорят исследователи. И у тунгусов, которые еще обитают в верховьях Енисея, такой транспорт до сих пор в ходу. На нем лучше плыть против течения – меньше сопротивление воды. А так как моторов раньше не было, отталкивались шестами, это было существенным преимуществом. Кроме того, в такую лодку больше умещалось людей и груза, острым носом она резала тонкий лед.

Были и другие интересные находки, но главная ценность экспедиции – все же беседы с людьми. Один из охотников, например, рассказал этнографам о своей дружбе с медведем. Человек и зверь охотятся на одном участке уже более 10 лет, научились узнавать друг друга по следам и запаху, изучили повадки. При этом охотник даже не пытался добыть зверя, а медведь в некоторых случаях защищал своего соседа по промыслу. Очень интересная история взаимодействия и сосуществования человека и животного.

На пути исследователей лежала деревня Макаровка. Это неофициальное название населенного пункта, который стоит на берегу реки Кия в 100 км на север от Енисейска. Обосновались в нем старообрядцы.

– С одной стороны, в этой деревне патриархальный уклад, дети не учатся в школе, только познают азы счета и письма на домашнем обучении, а с другой – имеют современные лодки, солнечные панели, которые вырабатывают свет, – удивляется Дмитрий Мариловцев. – Это замкнутая группа, которая очень тяжело идет на контакт.

Тем не менее из разговоров со старообрядцами исследователи узнали, что они никуда не собираются переезжать с севера Красноярского края, имеют большие семьи – в каждой минимум четверо детей – и тщательно хранят свою культуру и традиции.

Река нас кормит

Кстати, старообрядцы живут и в Тыве. Экспедиция прошла по реке Каа-Хем (приток Енисея) до старообрядческого села Сизим.

Команде проекта удалось пообщаться с местными старожилами – старообрядцами сел Сарыг-сеп, Сизим и поселка Эржей – и собрать уникальные материалы для сибирских музеев: охотничьи камусные лыжи, берестяные корзинки, коромысло и другие предметы, веками бытовавшие у местного населения.

– Старообрядцы, наверное, как никто другой сохраняют, чтут традиции предков, используют древние технологии (при этом даже с использованием современной техники). Мы хотели увидеть лодки-долбленки, которые раньше бытовали в этой местности. Но, к сожалению, лодки они уже не делают, эта технология утрачена. А вот бытовые предметы и их производство, в том числе из бересты, еще сохранились, – рассказывает участница проекта – секретарь Минусинского отделения РГО Ирина Решетникова.

Зато на юге Красноярского края исследователи отыскали водный транспорт, изготовленный по старинным технологиям из дерева в три доски.

В самом южном населенном пункте Каратузского района Красноярского края, селе Верхний Кужебар, которое расположено на берегу реки Амыл, делают и вовсе уникальные лодки.

Кужебарские лодки отличаются особым изяществом и оригинальностью конструкции. Называющиеся в народе амылками и щуками, они полностью приспособлены к гидрологическим условиям реки Амыл. Эти лодки имеют глубокую и славную сибирскую родословную и являются наследниками древних шитиков и стружков, – отмечает руководитель экспедиции, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук Игорь Грачев.

Местные жители хвастались своими средствами передвижения. Например, Александр Китов в весенне-летний период использует 10-метровую лодку для рыбалки и сбора черемши в верховье Амыла. Он говорит, что благодаря этому имеет небольшой заработок: «Река нас кормит».

А у другого кужебарца – Николая Викторова – лодка 12-метровая. Делали ее по старым традициям из кедра.

Село Верхний Кужебар было основано в 1853 году переселенцами Ливенского уезда Орловской губернии. Жители и сейчас сохраняют исторические обычаи и традиции своего села, опираясь на быт и наследие предков.

– Этот населенный пункт примечательный, он последний вверх по реке Амыл, дальше поселений нет. Здесь сохраняются многие технологии, знакомые еще нашим предкам, заселявшим Сибирь. И одной из этих технологий является изготовление деревянных лодок. Во время экспедиционной поездки мы познакомились с мастерами, до сих пор делающими эти средства передвижения, – рассказывает Игорь Грачев. – Изделия массового технологического производства здесь не подходят из-за особенностей гидрологических условий реки и специфических задач, которые они выполняют. Поэтому в ходу остаются старые традиционные деревянные лодки, изготавливаемые по лекалам, оставшимся от дедов и прадедов. Сохраняются пропорции, размеры, технологические приемы.

Конечно, время не стоит на месте, и многие технологические решения уже не подходят. Используются новые материалы и технические средства. Например, моторы. А в Петропавловке и Гуляевке – деревнях Курагинского района – местные жители пользуются пластиковыми лодками. Здесь их нежно называют «пэвэхашки».

Культура старожилов

Одним из самых самобытных районов на карте Красноярского края участники этнографической экспедиции называют Богучанский. Населенные пункты здесь расположены вдоль Ангары, в них до сих пор сохраняется быт русских старожилов Приенисейского края.

Исследователи убедились, что традиции изготовления деревянных лодок в регионе не исчезли полностью

– Там живут прямые потомки первопоселенцев. Наше общение с местными жителями подтвердило уникальность территории в части изготовления речных деревянных лодок! – поясняет директор Минусинского регионального краеведческого музея имени Н. М. Мартьянова Светлана Борисова. – В быту ангарцев лодки были всегда, и в ходе экспедиции нам удалось найти такую лодку и раритетные предметы: разные рыболовные снасти периода первой половины, а также 70–80-х годов XX века. Это невод, сети, якорь лодочный, короба, рыболовные крючья.

Кстати, уникальные самодельные снасти нашли исследователи и на севере Енисейского района. Чего стоят только грузила в форме ложки. Этнографы говорят: таких в магазинах днем с огнем не сыскать.

Ради будущего

Все раритеты отправились в коллекции музеев юга и севера Красноярского края, скоро пополнят экспозиции и модели старинных лодок, которые изготавливают мастера из отдаленных деревень. В этом году проект продолжается – систематизируется информация, выпускается сборник фотографий, проводятся выставки и конференции по итогам исследований.

Главная ценность экспедиции – беседы с людьми

Как говорят историки, опыт этот уникальный для нашего региона. Он позволяет изучить и сохранить материальную культуру наших предков для будущих поколений, которые порой уже и не знают, как передвигались по Енисею их прадеды. А изучение истории своей земли – гарантия того, что у края есть будущее.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
11 апреля 2025
«Розовая Луна» 12 апреля 2025 года: красота и тайны апрельского полнолуния
В ночь с 12 на 13 апреля 2025 года жители России и многих других стран смогут наблюдать удивительное астрономическое явление — «Розовую
Без рубрики
11 апреля 2025
Афиша событий в Красноярске с 14 по 20 апреля
Понедельник. 14 апреля В 15:00 в «Енисей Кино» состоится кинопоказ фильма «Солярис». На космическую станцию, сотрудники которой давно и тщетно
Без рубрики
11 апреля 2025
В объективе «Русская весна»
В красноярском Доме офицеров с 3 по 5 апреля прошла фотовыставка «Русская весна. Луганск. 2014: Даты, люди, события». Ее открытие