Раритеты земли Бирилюсской

Здесь даже церковь – переселенка

Раритеты земли Бирилюсской Здесь даже церковь – переселенка

Бирилюсский район пережил несколько волн переселения. Сначала этот дикий край был покорен русскими, затем потекли сюда реки переселенцев из различных волостей – добровольные и вынужденные. Приезжали, обживали новые земли, строили дома, росли деревни. Здесь мирно соседствовали разные национальности и культуры. Свидетельства этому можно найти в экспозиции Бирилюсского краеведческого музея.

Чулымцы стали хакасами

Столица Бирилюсского района Новобирилюссы стоит на берегу Чулыма. Это сейчас здесь живут в основном русские. А когда-то земля эта принадлежала чулымским тюркам. Сегодня от них только название осталось. В годы, когда крестьянам вручали паспорта, всех чулымцев записали хакасами. Исследователи свидетельствуют: народ этот сильно похож и на хакасов, и на татар, и на монголов, «а особливо уподобляются бурятам и чрезвычайно с якутами схожи», писал в 1776 году этнограф Иоганн Георги. Исследователь Николай Костров в 1867 году даже дал описание этого народа: «большей частью среднего роста, довольно широкоплечи, сутуловаты, лицом смуглы, волосы на бороде жидкие, глаза у всех карие». Летом жили они в чумах, обернутых шкурами или берестой, а зимой в землянках. Питались в основном рыбой.

Чулымцы изготавливали остроги, лодки-долбленки, нарты, туеса из бересты, распространено было у них и кожевенное дело. В экспозиции Бирилюсского музея хранятся бродни из шкуры лося, сшитые местным жителем по старой чулымской технологии.

Есть и вовсе уникальный экспонат – идол чулымских тюрок. В 1980-х годах местный житель нашел его в дупле дерева в тайге. Рассказывал: пошел на охоту, и чувствует – кто-то смотрит на него из леса. Обернулся – никого. А затем заметил в дупле спрятанную фигуру идола.

Святой камень острожный

В 1621 году томскими воеводами решено было поставить здесь острог – для сбора ясака с чулымских татар, как их называли наши предки. Место выбрали на правом берегу реки Чулым – на половине дороги из Томска в Енисейск. Название острог получил Мелесский (жил в этих местах князец Мелесский).

По отписке из Тобольска томские воеводы – князья Шеховский и Максим Радилов – отправили в 1621 году в «Мелесскую землицу» Бурнаша Никонова и с ним 30 человек служилых, чтобы поставить острог. Но ясачный князец Туталко и другие ясачные чулымские люди сообщили Бурнашу, что киргизы в союзе с багасарами, тубинцами, моторами собираются идти в «Мелесскую землицу» и требуют от чулымцев не пропускать русских и не давать острог ставить. Тогда для усиления отправили еще 120 служилых конных казаков с атаманом казачьим Молчаном Лавровым и 100 томских татар во главе с Осипом Кокоревым.

Не договорившись с киргизским князем Карой, они вступили в битву. И побили его войско, а самого Кару с женой и детьми взяли в плен. А остальных отпустили и положили им платить ясак – по 10 соболей с человека.

Но киргизские феодалы все совершали набеги на острог и грабили мелесские земли. Закончились набеги в 1700–1701 годах, когда объединенный отряд томских, красноярских и кузнецких казаков разбил наголову киргизов. А в 1710 году Мелесский острог был построен заново.

Тогда же появилась рядом с укреплением первая русская деревня в этих краях – на правом берегу Чулыма. Стояла она рядом с улусом чулымцев, который местные жители называли «Бир-люсси», что означает «большая вода». Так и деревню назвали – Бирилюссы.

– Сегодня от острога не осталось даже следа, – рассказывает директор Бирилюсского краеведческого музея Елена Коденко. – Чулым с того времени сменил русло, и постройки ушли на дно. Но в 2013 году на берегу Чулыма около Бирилюсс местные жители нашли камни. Старики рассказывали – это основание старой церкви, которая стояла в селении. Мы забрали этот камень в музей, для нас он святой.

Перемешались языки и племена

Первая русская деревня, в которой поселились пашенные крестьяне, дала начало заселению чулымских земель выходцами из центральной части России.

Получив разрешение на строительство в этих местах, русские начали возводить свои деревни почти вплотную с улусами чулымцев. Отсюда и названия первых русских поселений, сохранившихся до настоящего времени, и проживающего в них населения: Басманово, Кумыры, Подкаменка, Проточное, Щелево (возле улуса Щелюстева), Шуточкино (около Шутайского улуса) и другие.

Взаимоотношения между коренными жителями и русскими первопоселенцами складывались дружеские. Жившие рядом чулымцы и русские приобретали друг от друга полезные занятия и навыки: чулымцы у русских – традиции строительства, а русские у чулымцев – охоту и рыбалку. Со временем стали появляться смешанные браки, а значит, и дети-метисы.

После 1730 года на пути колесных дорог появились русские деревни. На дорогах Ачинск – Енисейск: Алтат, Малая Кеть, Сосновая (ныне Сосновка); Ачинск – Бирилюссы: Новоселово, Старая Еловка, Чипушево, Арефьево.

До начала XX века вся эта причулымская земля относилась к Большеулуйской волости. А в 1911 году ее раздробили, и с начала 1912 года в составе Ачинского уезда появляется новая волость – Бирилюсская, с населением девять тысяч человек, центром которой становится село Бирилюссы.

В конце XIX – начале XX века в этот отдаленный край началось переселение крестьян из Белоруссии, Украины, Татарстана, Чувашии, Латгалии и других губерний России. Так в результате проводимых правительством аграрных реформ на территории Бирилюсской волости появились новые деревни.

В северной части Бирилюсской волости в 1912 году уже был закончен так называемый переселенческий тракт от Мелецка до Алтата, где были нарезаны переселенческие участки. А от пристани на Чулыме хотели построить железную дорогу на конной тяге до Енисейска, но планам помешали осуществиться мировая война 1914 года и Октябрьская революция 1917 года.

В память о предках

С тех пор в Бирилюсском районе каждая деревня имеет национальную принадлежность. В Петровке, Ивановке, Орловке – белорусы, в Александровке – чуваши, в Борисовке, Верхнем и Нижнем Тунуе – татары, в Сахарном – латгальцы. Жители этих деревень хранят память о своих предках и делятся раритетами с местным музеем. В экспозиции соседствуют татарские красные полотенца и сапоги читеки с вышитыми рушниками из Белоруссии и Украины, льняным свадебным платьем чувашей и самопряхой-лежачком из Латгалии.

Все вещи уникальны, потому что пользовались ими прабабушки и прадедушки нынешних жителей Бирилюсского района. Но есть в экспозиции и настоящие раритеты – как, например, праздничный костюм архангельской крестьянки. В музей его принесла праправнучка женщины, которая носила эту красоту.

– Переселенцы из Архангельской губернии поселились в деревне Шаман. Ее так называли, потому что жил там один человек, и его считали шаманом, – рассказывает Елена Коденко. – Было у них 250 гектаров земли. Им пришлось вручную корчевать пни и обрабатывать поле. Столько трудов вложили, что когда пришла коллективизация, архангелогородцы не захотели объединяться в колхозы.

С собой с Русского Севера привезли переселенцы уникальную прялку мезенской росписи – трехъярусную, с конями и птицами, а также традиционные наряды. На все праздники крестьянки в Шамане щеголяли в архангельских кокошниках и шитых сарафанах.

Два конца одной деревни

В конце XIX века на территории Бирилюсского района проживали уже 25 тысяч человек, здесь действовали пять церквей и две часовни. Переселенцы строили свои мечети и соборы.

Предки учительницы начальных классов из деревни Сахарное Лидии Заяц приехали в Сибирь по столыпинской реформе из восточной части Латвии – из Латгалии. Семьи были большие – по восемь детей, наделов на родине не хватало. А за Чулымом шла нарезка земель.

– Деревня у нас делилась на две части – русский конец и латгальский, и погоста два, – вспоминает Лидия Заяц. – Но мы никогда не враждовали. У меня соседка была русская, мы с ней до сих пор дружим – она в Красноярск переехала. Просто так исстари повелось: у каждого своя вера – у русских православная, а у латгальцев католическая.

Впрочем, католического храма в Сахарном не было, он стоял в 12 км от деревни – в Малиновке, а обряды совершать ездили в Ачинск.

– Родители мои разговаривали на латгальском языке, потому наречие я знала, – говорит Лидия Антоновна. – Но в школе этот язык уже не преподавался, как раньше, изучение его продолжалось в Ачинском педколледже.

Латгальцев на Чулым приехало немало. В Сахарном даже колхоз был образован «Красный латгалец». Считался передовым.

Время уравняло всех

А в 1930-е годы пошла новая волна переселений в Бирилюсский район. Теперь уже вынужденных. Здесь отбывали наказание депортированные семьи кулаков и зажиточных крестьян Кубани, а в 1940-х годах – немцы Поволжья. Район приобрел статус спецпереселенческого.

Появились и новые населенные пункты – Абольск, Боковое, Сопка, Полевое.

Этимология этих названий не столь мирная, как кажется на первый взгляд. Полевое, например, назвали так вынужденные переселенцы потому, что высадили их зимой в чистом поле – живи как хочешь. И такой вой, говорят, стоял в тех местах…

В Полевом установлен памятный знак жертвам политических репрессий на месте первого кладбища кулаков, высланных с кубанских хуторов.

Здесь же находится могила комсомолки Тони Романеевой, зверски убитой мародерами в 1946 году при защите колхозного имущества. Рассказывают, девушка ночью наткнулась на расхитителей зерна и решила сообщить о ворах в управление. Мародеры попробовали договориться – зерно тогда было на вес золота, времена стояли голодные, но Тоня не согласилась. Тогда ее убили, а тело закопали за деревней.

Здесь же в 1945 году погиб епископ Василий Кинешемский, в миру Всеволод Преображенский.

Он окончил Киевскую духовную академию, десять лет прожил в Англии, где стал участником кружков по изучению Евангелия и Библии. Был знаком с русским философом Николаем Бердяевым. Окончил Московский педагогический институт, но в 1917 году стал псаломщиком, а в 1920 году был рукоположен в сан священника в Костромской области.

Советские власти три раза высылали его из Кинешмы, он отбыл пять лет каторжных работ на строительстве канала под Рыбинском. Там он и поселился после освобождения. Но в 1943 году епископа в очередной раз осудили и сослали в Бирилюссы, где он и скончался.

В октябре 1985 года останки Преображенского извлекли из могилы и перевезли в Москву. В июле 1993 года мощи перенесли в Свято-Введенский женский монастырь Иванова. В августе 1993 года почитание Василия Кинешемского благословил патриарх Алексий.

На территории района немало памятных мест, где происходили исторические события XX века. В деревнях Петровка, Монастырка, Шпагино, Зачулымка есть памятники и братские могилы партизан, расстрелянных колчаковцами в марте 1919 года.

Время уравняло всех – и тех, кто устанавливал на Бирилюсской земле новую власть, и тех, кто от нее пострадал. Все они – история этой территории.

Как столицу переселили

Сегодня столица Бирилюсского района – село Новобирилюссы.

В 1966 году здесь случилось большое наводнение – Чулым вышел из берегов и затопил Бирилюссы. На месте стихийного бедствия работала правительственная комиссия, которая и приняла решение: райцентр перенести в новое место – на северную окраину деревни Чипушево. Переселение началось в 1967 году, и в 1969 году в 28 километрах от Бирилюсс образовался новый райцентр – Новобирилюссы.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня
Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание