Раритеты земли Бирилюсской

Здесь даже церковь – переселенка

Раритеты земли Бирилюсской Здесь даже церковь – переселенка

Бирилюсский район пережил несколько волн переселения. Сначала этот дикий край был покорен русскими, затем потекли сюда реки переселенцев из различных волостей – добровольные и вынужденные. Приезжали, обживали новые земли, строили дома, росли деревни. Здесь мирно соседствовали разные национальности и культуры. Свидетельства этому можно найти в экспозиции Бирилюсского краеведческого музея.

Чулымцы стали хакасами

Столица Бирилюсского района Новобирилюссы стоит на берегу Чулыма. Это сейчас здесь живут в основном русские. А когда-то земля эта принадлежала чулымским тюркам. Сегодня от них только название осталось. В годы, когда крестьянам вручали паспорта, всех чулымцев записали хакасами. Исследователи свидетельствуют: народ этот сильно похож и на хакасов, и на татар, и на монголов, «а особливо уподобляются бурятам и чрезвычайно с якутами схожи», писал в 1776 году этнограф Иоганн Георги. Исследователь Николай Костров в 1867 году даже дал описание этого народа: «большей частью среднего роста, довольно широкоплечи, сутуловаты, лицом смуглы, волосы на бороде жидкие, глаза у всех карие». Летом жили они в чумах, обернутых шкурами или берестой, а зимой в землянках. Питались в основном рыбой.

Чулымцы изготавливали остроги, лодки-долбленки, нарты, туеса из бересты, распространено было у них и кожевенное дело. В экспозиции Бирилюсского музея хранятся бродни из шкуры лося, сшитые местным жителем по старой чулымской технологии.

Есть и вовсе уникальный экспонат – идол чулымских тюрок. В 1980-х годах местный житель нашел его в дупле дерева в тайге. Рассказывал: пошел на охоту, и чувствует – кто-то смотрит на него из леса. Обернулся – никого. А затем заметил в дупле спрятанную фигуру идола.

Святой камень острожный

В 1621 году томскими воеводами решено было поставить здесь острог – для сбора ясака с чулымских татар, как их называли наши предки. Место выбрали на правом берегу реки Чулым – на половине дороги из Томска в Енисейск. Название острог получил Мелесский (жил в этих местах князец Мелесский).

По отписке из Тобольска томские воеводы – князья Шеховский и Максим Радилов – отправили в 1621 году в «Мелесскую землицу» Бурнаша Никонова и с ним 30 человек служилых, чтобы поставить острог. Но ясачный князец Туталко и другие ясачные чулымские люди сообщили Бурнашу, что киргизы в союзе с багасарами, тубинцами, моторами собираются идти в «Мелесскую землицу» и требуют от чулымцев не пропускать русских и не давать острог ставить. Тогда для усиления отправили еще 120 служилых конных казаков с атаманом казачьим Молчаном Лавровым и 100 томских татар во главе с Осипом Кокоревым.

Не договорившись с киргизским князем Карой, они вступили в битву. И побили его войско, а самого Кару с женой и детьми взяли в плен. А остальных отпустили и положили им платить ясак – по 10 соболей с человека.

Но киргизские феодалы все совершали набеги на острог и грабили мелесские земли. Закончились набеги в 1700–1701 годах, когда объединенный отряд томских, красноярских и кузнецких казаков разбил наголову киргизов. А в 1710 году Мелесский острог был построен заново.

Тогда же появилась рядом с укреплением первая русская деревня в этих краях – на правом берегу Чулыма. Стояла она рядом с улусом чулымцев, который местные жители называли «Бир-люсси», что означает «большая вода». Так и деревню назвали – Бирилюссы.

– Сегодня от острога не осталось даже следа, – рассказывает директор Бирилюсского краеведческого музея Елена Коденко. – Чулым с того времени сменил русло, и постройки ушли на дно. Но в 2013 году на берегу Чулыма около Бирилюсс местные жители нашли камни. Старики рассказывали – это основание старой церкви, которая стояла в селении. Мы забрали этот камень в музей, для нас он святой.

Перемешались языки и племена

Первая русская деревня, в которой поселились пашенные крестьяне, дала начало заселению чулымских земель выходцами из центральной части России.

Получив разрешение на строительство в этих местах, русские начали возводить свои деревни почти вплотную с улусами чулымцев. Отсюда и названия первых русских поселений, сохранившихся до настоящего времени, и проживающего в них населения: Басманово, Кумыры, Подкаменка, Проточное, Щелево (возле улуса Щелюстева), Шуточкино (около Шутайского улуса) и другие.

Взаимоотношения между коренными жителями и русскими первопоселенцами складывались дружеские. Жившие рядом чулымцы и русские приобретали друг от друга полезные занятия и навыки: чулымцы у русских – традиции строительства, а русские у чулымцев – охоту и рыбалку. Со временем стали появляться смешанные браки, а значит, и дети-метисы.

После 1730 года на пути колесных дорог появились русские деревни. На дорогах Ачинск – Енисейск: Алтат, Малая Кеть, Сосновая (ныне Сосновка); Ачинск – Бирилюссы: Новоселово, Старая Еловка, Чипушево, Арефьево.

До начала XX века вся эта причулымская земля относилась к Большеулуйской волости. А в 1911 году ее раздробили, и с начала 1912 года в составе Ачинского уезда появляется новая волость – Бирилюсская, с населением девять тысяч человек, центром которой становится село Бирилюссы.

В конце XIX – начале XX века в этот отдаленный край началось переселение крестьян из Белоруссии, Украины, Татарстана, Чувашии, Латгалии и других губерний России. Так в результате проводимых правительством аграрных реформ на территории Бирилюсской волости появились новые деревни.

В северной части Бирилюсской волости в 1912 году уже был закончен так называемый переселенческий тракт от Мелецка до Алтата, где были нарезаны переселенческие участки. А от пристани на Чулыме хотели построить железную дорогу на конной тяге до Енисейска, но планам помешали осуществиться мировая война 1914 года и Октябрьская революция 1917 года.

В память о предках

С тех пор в Бирилюсском районе каждая деревня имеет национальную принадлежность. В Петровке, Ивановке, Орловке – белорусы, в Александровке – чуваши, в Борисовке, Верхнем и Нижнем Тунуе – татары, в Сахарном – латгальцы. Жители этих деревень хранят память о своих предках и делятся раритетами с местным музеем. В экспозиции соседствуют татарские красные полотенца и сапоги читеки с вышитыми рушниками из Белоруссии и Украины, льняным свадебным платьем чувашей и самопряхой-лежачком из Латгалии.

Все вещи уникальны, потому что пользовались ими прабабушки и прадедушки нынешних жителей Бирилюсского района. Но есть в экспозиции и настоящие раритеты – как, например, праздничный костюм архангельской крестьянки. В музей его принесла праправнучка женщины, которая носила эту красоту.

– Переселенцы из Архангельской губернии поселились в деревне Шаман. Ее так называли, потому что жил там один человек, и его считали шаманом, – рассказывает Елена Коденко. – Было у них 250 гектаров земли. Им пришлось вручную корчевать пни и обрабатывать поле. Столько трудов вложили, что когда пришла коллективизация, архангелогородцы не захотели объединяться в колхозы.

С собой с Русского Севера привезли переселенцы уникальную прялку мезенской росписи – трехъярусную, с конями и птицами, а также традиционные наряды. На все праздники крестьянки в Шамане щеголяли в архангельских кокошниках и шитых сарафанах.

Два конца одной деревни

В конце XIX века на территории Бирилюсского района проживали уже 25 тысяч человек, здесь действовали пять церквей и две часовни. Переселенцы строили свои мечети и соборы.

Предки учительницы начальных классов из деревни Сахарное Лидии Заяц приехали в Сибирь по столыпинской реформе из восточной части Латвии – из Латгалии. Семьи были большие – по восемь детей, наделов на родине не хватало. А за Чулымом шла нарезка земель.

– Деревня у нас делилась на две части – русский конец и латгальский, и погоста два, – вспоминает Лидия Заяц. – Но мы никогда не враждовали. У меня соседка была русская, мы с ней до сих пор дружим – она в Красноярск переехала. Просто так исстари повелось: у каждого своя вера – у русских православная, а у латгальцев католическая.

Впрочем, католического храма в Сахарном не было, он стоял в 12 км от деревни – в Малиновке, а обряды совершать ездили в Ачинск.

– Родители мои разговаривали на латгальском языке, потому наречие я знала, – говорит Лидия Антоновна. – Но в школе этот язык уже не преподавался, как раньше, изучение его продолжалось в Ачинском педколледже.

Латгальцев на Чулым приехало немало. В Сахарном даже колхоз был образован «Красный латгалец». Считался передовым.

Время уравняло всех

А в 1930-е годы пошла новая волна переселений в Бирилюсский район. Теперь уже вынужденных. Здесь отбывали наказание депортированные семьи кулаков и зажиточных крестьян Кубани, а в 1940-х годах – немцы Поволжья. Район приобрел статус спецпереселенческого.

Появились и новые населенные пункты – Абольск, Боковое, Сопка, Полевое.

Этимология этих названий не столь мирная, как кажется на первый взгляд. Полевое, например, назвали так вынужденные переселенцы потому, что высадили их зимой в чистом поле – живи как хочешь. И такой вой, говорят, стоял в тех местах…

В Полевом установлен памятный знак жертвам политических репрессий на месте первого кладбища кулаков, высланных с кубанских хуторов.

Здесь же находится могила комсомолки Тони Романеевой, зверски убитой мародерами в 1946 году при защите колхозного имущества. Рассказывают, девушка ночью наткнулась на расхитителей зерна и решила сообщить о ворах в управление. Мародеры попробовали договориться – зерно тогда было на вес золота, времена стояли голодные, но Тоня не согласилась. Тогда ее убили, а тело закопали за деревней.

Здесь же в 1945 году погиб епископ Василий Кинешемский, в миру Всеволод Преображенский.

Он окончил Киевскую духовную академию, десять лет прожил в Англии, где стал участником кружков по изучению Евангелия и Библии. Был знаком с русским философом Николаем Бердяевым. Окончил Московский педагогический институт, но в 1917 году стал псаломщиком, а в 1920 году был рукоположен в сан священника в Костромской области.

Советские власти три раза высылали его из Кинешмы, он отбыл пять лет каторжных работ на строительстве канала под Рыбинском. Там он и поселился после освобождения. Но в 1943 году епископа в очередной раз осудили и сослали в Бирилюссы, где он и скончался.

В октябре 1985 года останки Преображенского извлекли из могилы и перевезли в Москву. В июле 1993 года мощи перенесли в Свято-Введенский женский монастырь Иванова. В августе 1993 года почитание Василия Кинешемского благословил патриарх Алексий.

На территории района немало памятных мест, где происходили исторические события XX века. В деревнях Петровка, Монастырка, Шпагино, Зачулымка есть памятники и братские могилы партизан, расстрелянных колчаковцами в марте 1919 года.

Время уравняло всех – и тех, кто устанавливал на Бирилюсской земле новую власть, и тех, кто от нее пострадал. Все они – история этой территории.

Как столицу переселили

Сегодня столица Бирилюсского района – село Новобирилюссы.

В 1966 году здесь случилось большое наводнение – Чулым вышел из берегов и затопил Бирилюссы. На месте стихийного бедствия работала правительственная комиссия, которая и приняла решение: райцентр перенести в новое место – на северную окраину деревни Чипушево. Переселение началось в 1967 году, и в 1969 году в 28 километрах от Бирилюсс образовался новый райцентр – Новобирилюссы.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
13 марта 2025
Что такое «Кровавая Луна» и почему она взойдет 14 марта
Кровавая луна — это удивительное астрономическое явление, которое привлекает внимание людей по всему миру. Но что это такое, почему Луна
Без рубрики
13 марта 2025
Какой православный праздник отмечают 13 марта
Сегодня, 13 марта, православная церковь почитает память Николая Салоса, Христа ради юродивого, Псковского, одного из самых известных блаженных Русской Православной
Без рубрики
12 марта 2025
Красноярцам порекомендовали, как сделать сон более качественным
Около трети жизни человек проводит во сне. Многие считают это зря потерянным временем, которое, по возможности, нужно сократить и занять чем-то полезным.