Наш корреспондент побывал в еврейской общине Красноярска и в синагоге, где узнал, как живут в Сибири представители одного из самых древних народов на Земле и как они готовятся к своему главному празднику
«Гаскала» – это «просвещение»
Сибирь – большой плавильный котел этносов, религий, традиций. Было бы странно, грустно и неправильно, если бы в этом котле не нашлось места евреям – древней нации, которая расселена по всей планете. Слава богу, евреи в нашем городе и крае живут давно и благополучно. Они настоящие сибиряки, при этом свято хранящие культуру и обычаи предков, мирно соседствуя со всеми народами, населяющими наш край. В одном только Красноярске сегодня более двух тысяч евреев. Среди них множество талантливых врачей и педагогов, музыкантов и ученых, инженеров и юристов, бизнесменов и деятелей культуры…
Впрочем, то же самое можно сказать о людях любой национальности. Мы живем рядом, дружим, работаем, растим детей, свободно общаемся, понимаем друг друга – русские, татары, евреи, украинцы, азербайджанцы… И это прекрасно.
В Красноярске с 1989 года существует региональная еврейская общественная организация «Гаскала», что в переводе с иврита означает «просвещение». Ее создатель и первый председатель еврейской автономии – Олег Фирер, известный красноярский художник, живущий сейчас в Израиле. Начиналась эта организация как благотворительная. Собственно, благотворительность и сегодня одна из главных ее задач. Но не только. «Гаскала» – это еще и светский культурный центр, своеобразный еврейский клуб в нашем городе, двери которого открыты для людей всех национальностей, интересующихся традициями и историей потомков Моисея. Здесь часто проводятся совместные мероприятия с представителями других национальных диаспор города, есть молодежная секция, работают детские кружки.
Офис организации находится на улице Кирова, в старом уютном особнячке, куда я и отправился за несколько дней до Песаха.
Здесь было оживленно и многолюдно. Директор «Гаскалы» Светлана Бариловская весело и громко, в неповторимом еврейском стиле, общалась с десятком пожилых дам, которые пришли в общину за благотворительной помощью. «Гаскала» накануне праздника выдает малоимущим старикам, ветеранам войны и труда, купоны на продукты. И, конечно, – мацу, главный символ Песаха. Упаковки и коробки с мацой в этот день здесь лежат горой. У кого деньги есть, тот может ее купить, а кто небогат, тому так дадут. Ни один еврей в городе не должен остаться в Песах без мацы.
Первая синагога
В главном зале на первом этаже – небольшой, но очень содержательный музей еврейской общины Красноярска, которому ровно 15 лет. На стенах документы из архивов, некоторые еще с позапрошлого века. В застекленных шкафах – фотографии, книги, артефакты, предметы религиозного культа: особые подсвечники – менора и ханукия, специальная посуда для Песаха…
Его хранительница и создательница Наталья Орехова, старший научный сотрудник Красноярского краеведческого музея, рассказывает:
– Музей появился благодаря горячей поддержке Наума Рашковского, который тогда был председателем общины. У меня всегда было много друзей-евреев, я интересовалась культурой этого народа. А потом пошла в архивы, стала искать документы, связанные с евреями Сибири. Филолог, защитила по этой теме кандидатскую диссертацию по истории, моим руководителем был замечательный педагог, выдающийся ученый, профессор Красноярского педуниверситета Яков Михайлович Кофман, ныне покойный. Вот его портрет. Благодаря ему вышло 27 книг по теме «Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке. История и современность».
Наталья Алексеевна проводит небольшую экскурсию по музею:
– Первая красноярская синагога – ровесница Енисейской губернии, 1822 год… В 1874 году появилось уже второе еврейское кладбище у Троицкой церкви. А первое было в Николаевской слободе у подножия Афонтовой горы. Первые евреи в Красноярске поселились в Николаевке в начале XIX века, и одно из ее названий было Еврейская слободка, – рассказывает она. – В Канске синагога была открыта в 1820-х годах. А вот на снимке синагога в Ачинске, она построена по проекту известного архитектора Владимира Соколовского в 1907-м. Сейчас там находится больница скорой помощи. Это один из первых красноярских раввинов… На этом фото – старейшины еврейской общины Владимир Соломонович Лурье, он был инициатором возрождения еврейской религиозной жизни в годы перестройки, и его друг Борис Цалелович Галин, он умер прямо в синагоге после молитвы, во время трапезы.
Детские вопросы
Потом мы общались с Дмитрием Пидкусом, председателем совета «Гаскалы». По профессии он инженер-системотехник. А по призванию… возьму на себя смелость назвать его популяризатором еврейской культуры. Он хасид, то есть чистый еврей в пятом поколении, и гордится этим. Чувствуется: о том, во что он влюблен, может рассказывать часами – увлеченно, интересно.
– Пурим – от слова «пур» – жребий… Свиток царицы Эстер… Восстание Маковеев… Моше (Моисей) встречался с Богом, и Бог ему говорил… 10 казней египетских… Море расступилось, иудеи прошли, а египетское войско утонуло… Всего у нас 613 заповедей. 10 были даны на скрижалях, а остальные – в Торе… У раввина есть две печати – одна для кошерного, другая только на Песах… А вы знаете, почему евреи чтят субботу?..
Слушал бы и слушал.
Но пора было отправляться в синагогу, что на улице Сурикова. Пришел – и попал в разгар генеральной уборки. В синагоге есть кухня. Она вымыта до блеска. И двое мужчин в кипах водят огнем газовой горелки по столам, плитам, посуде…
– Готовимся к Песаху, – объяснил главный раввин Красноярска и края Беньямин Вагнер. – Во время праздника ни в домах евреев, ни в синагоге не должно оставаться ни грамма, ни крошки квасного (хамеца на иврите). Даже запаха. А это и дрожжевой хлеб, и макароны, и крупы, и еще целый список продуктов. Включая спиртные напитки из зерна. А потом еще по всем кухонным поверхностям надо пройтись открытым пламенем, так написано в Торе. Все восемь дней Песаха еврей вместо хлеба должен есть только мацу, сделанную из муки и воды. Этой традиции уже более 3 300 лет. Знаете, откуда она идет? Когда евреи выходили из Египта, им нужно было быстро собраться. Женщины поставили тесто, но оно не успело подняться. Тогда они испекли из него такие пресные лепешки… Мацу мы получаем из Москвы (там она делается на специальных аппаратах) и из Израиля – ручная работа.
Но это материальная сторона. Слово «хамец» имеет еще одно значение: все злое в душе человека. Гордыня, заносчивость, зависть. Поэтому в Песах надо убрать не только хамец, который вокруг, но и тот, что в душе, на сердце. Чтобы прийти к празднику внутренне чистым. Это, наверное, самое трудное.
Песах мы будем отмечать в синагоге, 3 апреля вечером первый седер – порядок, во время которого рассказывается история евреев, как мы пришли в Египет, как были рабами, как вышли оттуда. И главная роль в первом седере отдается детям. Они спрашивают, а раввин или кто-то из старших, уважаемых людей им отвечает. Ибо в Торе Всевышний дал закон: «расскажите детям своим». Нам наши традиции, наши законы надо передавать из поколения в поколение, иначе прервется связь…
Песах – центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта.
Слово это означает «прохождение мимо». В память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет.
Как правило, в Песах не работают и не решают деловых вопросов (хотя, в принципе, это и не запрещается). Не выполняют и домашнюю работу – стирку, уборку дома и т. д. Приготовление пищи дозволяется. А освободившееся время используют для глубокого изучения Торы. Проводят больше времени с семьей. Ходят в гости. В последний день Песаха евреи выпивают последний символический бокал вина и произносят: «В будущем году – в Иерусалиме!»
История
«В 1893 г. численность иудеев в Енисейской губернии составила 4 136 человек. Они продолжали удерживать в городах второе место после православного населения, составляя 1 445 человек, на третьем месте были жители магометанского вероисповедования – 1 149 чел. В Красноярске евреи составляли 1,3 %, магометане – 0,7 %, протестанты – 0,6 % от общего числа жителей (19 529 чел.). В Ачинске проживало 308 евреев, что составляло 6 % от общего числа жителей города (5 131 чел.)».