Равные среди равных

Работает ли модель инклюзивного образования?

Равные среди равных Работает ли модель инклюзивного образования?

Передо мной рисунок восьмилетней дочери Вари. Целый кошачий город, есть улицы, перекрестки, больница, школа.

– Вот кошачий класс, – рассказывает она. – Они всегда вместе, не только в школе. А эта кошечка – в коляске. И не потому, что она маленькая. Понимаешь, она просто не может ходить – это инвалидная коляска.

Рисунок – созданная ребенком модель нашего общества, в которой нашлось место и тем, чьи возможности ограничены, а стремление учиться – безгранично.

--Круглый_стол_дети_инвалиды_3290_Андрей_Кудрявцев.jpgЕще лет 10–15 назад дети таких рисунков не рисовали: инвалидов вроде как в нашем обществе и не было. Говорить и писать об этом было не принято, на экранах телевизоров они не появлялись, а в реальности не всегда имели возможность даже просто выйти из дома.

Но все меняется – в 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, а закон об образовании, вступивший в силу 1 сентября этого года, официально открыл двери школ тем детям, которые раньше не могли сесть за парту обычного образовательного учреждения. Это стало возможным потому, что в формулировке законодательного акта впервые появилось словосочетание «инклюзивное образование». Образование для всех – вне зависимости от ограничений по здоровью.

Нельзя сказать, что этот закон стал революционным прорывом для нашего края: на территории региона уже около 10 лет существуют разные формы «инклюзии» – совместной деятельности обычных детей и ребят с особенностями развития. И эта деятельность уже принесла свои плоды – к инвалидам в обществе начали относиться по-другому.

Именно таким практикам и был посвящен круглый стол, прошедший в редакции нашей газеты.

«Инклюзивная практика в школах Красноярского края. Пошел ли процесс?» – круглый стол под таким названием прошел в редакции газеты «Наш Красноярский край».

В дискуссии приняли участие министр образования и науки края Светлана Маковская, заместитель председателя комиссии по образованию, культуре и спорту Законодательного собрания Красноярского края Татьяна Волоткевич, доцент кафедры коррекционной педагогики КГПУ им. В. П. Астафьева Ольга Беляева, директор общеобразовательной школы с инклюзивным уклоном г. Заозерного Ирина Крук, директор коррекционной школы № 5 г. Красноярска Елена Клочкова, директор краевого Центра адаптивного спорта (ДЮСАШ-ЦАС) Надежда Банникова, президент региональной общественной организации родителей по защите детей с ограниченными возможностями «Открытые сердца» Елена Нига и представители других родительских организаций.

Такие дети есть в каждой школе

IMG_5946---.jpg«Наш Красноярский край»:

– Начать дискуссию хотелось бы со статистики: сколько у нас в крае детишек с ограниченными возможностями здоровья пошли в общеобразовательные школы, сколько обучаются в коррекционных школах, сколько – на дому?

Светлана Маковская:

– Сегодня на территории Красноярского края действуют 37 специальных коррекционных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, 3 санаторные школы – в них учится около 1700 учащихся. При этом более 10 000 детей обучаются в общеобразовательных школах. Сегодня сложно найти школу на территории края, в которой бы не обучались дети с ограниченными возможностями здоровья. В учреждениях либо создаются специальные классы, в которых обучаются такие дети, либо дети обучаются по индивидуальным программам, либо обучение идет на дому. В основном на надомном обучении находятся дети-инвалиды. Несколько лет назад на территории края мы начали проект под названием «Дистанционное обучение детей-инвалидов».

В последние годы количество детей, обучающихся в общеобразовательных школах, увеличивается, а обучающихся в специальных коррекционных школах – сокращается. Это связано с тем, что родители выбирают общеобразовательные учреждения, форму получения образования самостоятельно.

«Наш Красноярский край»:

– После вступления в силу нового закона стоит ли задача через какое-то время вообще избавиться от коррекционных школ и всех детей перевести в общеобразовательные?

– Такая задача не стоит: в законе говорится, что обучение может проходить в общеобразовательных учреждениях, отдельных классах в школе или по индивидуальной программе. Еще одно новшество – возможность сетевого взаимодействия. Ребенок может учиться в общеобразовательной школе, но ходить в коррекционную школу, чтобы заниматься по дефектологическим программам, которые могут быть ему показаны. Так что сегодня коррекционные школы действуют – и будут действовать. Только ими разрабатываются проекты и программы уже другого уровня: школы выходят на тех детей, которые ранее имели заключение «не подлежат обучению».

«Наш Красноярский край»:

– Недавно в интервью нашей газете Александр Усс сказал, что мы не спешим с принятием краевого закона об образовании: посмотрим, как будет работать федеральный закон. Несмотря на это, многие регионы уже свои краевые и областные законы приняли. Как идет работа над нашим краевым законом?

Татьяна Волоткевич:

– Краевой закон, безусловно, будет принят: мы обязаны привести свое законодательство в соответствие с федеральным. И в соответствии с законом об образовании РФ в нем будет раздел и об инклюзивном образовании. Мы придаем большое значение тому, чтобы такая форма обучения у нас была. Вообще вопрос совместного обучения – это прежде всего вопрос ранней социализации детей с определенными особенностями в развитии. На мой взгляд, инклюзивное образование, когда все дети обучаются вместе, обогащает как детей с особенностями развития, так и обыкновенных ребят. Воспитывает с ранних лет чувство сострадания и умение жить вместе.

Эта практика приносит только положительный результат. В Москве, например, принят отдельный закон об инклюзивном образовании, и у родителей появились опасения, что обычные дети не будут учиться так хорошо, что им будут уделять мало внимания. Однако исследования показали, что это совсем не так: успеваемость в таких классах не упала.

Помочь хоть одному ребенку

--на уроке (1).jpg«Наш Красноярский край»:

– Насколько сейчас школы и педагоги готовы к тому, чтобы принимать особенных деток? Разработаны ли программы для того, чтобы наши педагоги могли учить одновременно всех детей?

Ольга Беляева:

– Я 13 лет проработала в школе, которая была своеобразным ресурсным центром по интегрированному обучению детей с нарушением слуха – это школа № 17 г. Красноярска. В ней с 1999 года есть отдельные классы для детей с нарушенным слухом, и ежегодно не менее 10 детей учатся в массовых классах. Я видела, как реагируют педагоги, как настраивают себя на работу с такими детьми, и пришла к выводу, что это настолько глубоко личное, что говорить о профессиональной подготовке не всегда приходится. Не помогут ни лекции, ни учебники, это только личностный настрой. А ведь это очень важно: то, как сработает педагог с микроколлективом, в котором находится такой ребенок, имеет для общества большее значение, чем все призывы, лозунги типа «Давайте будем толерантными!».

Я встречала людей, не имеющих никакого представления о таких детях и постепенно его приобретающих – в процессе самообразования. Ими двигала любовь к профессии, которая не делит детей на своих и не своих. У тех педагогов, которые искренне любят всех детей без ограничений, нет деления.

Ежегодно проводятся специализированные конференции и семинары. В этом году нами подготовлена специальная программа – курсы повышения квалификации, с этим предложением мы будем выходить на министерство, чтобы определить список школ, которым это сейчас остро необходимо.

Кроме того, с вопросами можно обращаться на нашу кафедру – мы всегда готовы поддерживать те образовательные учреждения, которым мы нужны.

«Наш Красноярский край»:

– Ирина Вячеславовна, вы же так рискнули в свое время. Сколько у вас сейчас таких ребят?

Ирина Крук:

– В школе у нас 1000 учеников, из них 137 – с ограниченными возможностями. Абсолютно разные диагнозы, среди них 17 детей – инвалиды: слух, зрение, опорная система, ДЦП, ребята с легкой степенью умственной отсталости. Всех перечислила – и сразу перед глазами мелькают их лица.

Когда все начиналось 10 лет назад, мы не считали, что чем-то рискуем. Просто стали принимать абсолютно всех детей, даже тех, кому рекомендована социальная реабилитация. Наша школа, конечно, разнопрофильная, есть ребята, которыми мы очень гордимся, стобалльники по разным предметам. Но есть то, о чем мы говорим чаще и даже с большей гордостью. У нас учится девочка, которая ходит в школу 8 лет, и она в прошлом году начала читать! Ей была показана социальная реабилитация, она пришла, не умея разговаривать. Проблема была в том, что девочка не хотела общаться со взрослыми, а с детьми получилось: она начала им подражать, повторять за детьми.

«Наш Красноярский край»:

– Как вы решали вопрос с оснащением школы?

– Что касается ребят, которые имели множественные сложные дефекты, в том числе и опорно-двигательной системы, то сначала мы их носили по школе, сейчас у нас есть современные комфортабельные средства передвижения – мини-трактор, который ходит по лестницам. Бог дает детей – дает и на детей. Не могу сказать, что школа была оснащена нашими колоссальными усилиями, но теперь есть все – специальная аппаратура в общеобразовательных классах, где сидят дети с нарушением слуха, специальная аппаратура для детей с нарушением зрения. Она, конечно, очень дорогостоящая, но различные гранты позволяют нам этим всем пользоваться. Причем, если у нас не будет таких детей, мы готовы аппаратуру передавать тем, кто в ней больше нуждается.

Можно учить разных детей. На сегодняшний день у нас есть девочка с очень тяжелым заболеванием опорно-двигательного аппарата. Она и в музыкальной школе, и в художественной школе занимается, и в конкурсах различных участвует. Очень счастливый ребенок: яркие сверкающие глазки, она без улыбки вообще не появляется. И если первые два года на общей линейке, когда тысяча детей собирается, она плакала, то в этом году она пошла в пятый класс (это занятия на 2-м и 3-м этажах), спокойно доехала до своего кабинета – знает, куда и как ей нужно передвигаться.

«Наш Красноярский край»:

– А как относятся родители школьников, не имеющих проблем со здоровьем?

Ирина Крук:

– За 10 лет у меня было три родителя, которые сказали: я не хочу, чтобы рядом с моим ребенком учился такой. Я им ответила: в городе есть еще школы – вы можете перевестись. Но, к счастью, люди очень хорошо воспринимают таких ребят – гордятся, что они помогают детям с ограниченными возможностями.

Я как директор убеждена, что таких детей надо брать в школу – нет проблем. Просто нет. И это я говорю на всех форумах. Кто сказал, что только если гриф стоит «Утверждено и рекомендовано», нужно начинать действовать?! У нас были дети с серьезным сколиозом, мы сами сделали им кушетки – учителя труда есть всегда.

«Наш Красноярский край»:

– Но такое отношение не у всех директоров школ, многих пугает ответственность за такого ребенка.

Ирина Крук:

– У нас родители всегда по договору находятся рядом с ребенком. Либо опекуны, либо те, кому родитель доверяет.

Дети с умеренной степенью умственной отсталости, которым не рекомендуют обучение в школе, могут переходить из класса в класс – к тому педагогу, с которым им комфортнее. Мне другие директора говорят: а как же запись в журнале? За бумагами, к сожалению, не всегда люди видны. Главное для этого ребенка общаться, развиваться. Каждый его шаг записывается, фиксируется. На сегодняшний день в школе полный комплект логопедов, дефектологов, психиатр, мы проучили своих учителей, потому что приехать к нам в город не так просто.

У нас на сегодняшний день в коляске осталась только одна девочка из пятерых детей: четверо начали ходить по школе – у нас смонтированы специальные поручни. Мамы говорят: если бы не пошли в школу, вряд ли встали бы из кресла. А тут приходится много двигаться – мышцы развиваются.

Очень большой результат своей работы мы видим в том, что хотя бы одному, двум, трем детям стало легче жить.

Светлана Маковская:

– Есть родители, которые специально меняют место жительства, чтобы их ребенок учился именно в этой школе.

«Наш Красноярский край»:

– Депутат Госдумы, профессор Олег Николаевич Смолин, автор книги «Образование – для всех», утверждает в одном своем интервью, что при всем его стремлении ввести инклюзивное образование он сам не добился бы ничего, если бы не окончил коррекционную школу. Как вы считаете, каково место коррекционных школ в настоящей ситуации? И как вы должны сейчас взаимодействовать с общеобразовательными школами?

Елена Клочкова:

– Коррекционные учреждения, конечно, нужны, хотя после вступления в силу нового закона мы все стали образовательными учреждениями. И я для себя уже не разделяю, что есть мы, а есть другая школа.

Любая школа ориентируется на запросы государства, общества, вызовы будущего. Любая школа будет существовать, если она нужна детям и родителям. И если уменьшается количество учеников в коррекционной школе, то нужно задуматься, что не так с учреждением. Почему родители забирают ребенка? Значит, ему не созданы все необходимые условия.

Есть, например, коррекционная школа, в которой десятками лет создавалась система индивидуального обучения, сопровождения ребенка с разными нарушениями в развитии. Почему бы школе этот ресурс не отдать в руки тех школ, которые сейчас готовы переходить на новую ступень развития – принимать в свои условия разных детей? Я уверена, что коррекционные школы должны быть ресурсом для других школ. Должны участвовать в сетевом взаимодействии, когда часть образовательного процесса проходит в одном учреждении, часть – в другом. Есть практики, когда ребенок погружается в разные условия и уже тогда определяется, где ему лучше и комфортнее.

Для детей, которым в массовых школах сейчас нет условий, детей с очень тяжелыми, явно выраженными нарушениями должны быть мы.

Наша школа является краевой инновационной площадкой КГПУ, создана определенная научно-методическая база, идут разработки тьюторского сопровождения детей. В этом году в первый раз трое учащихся нашей школы по договору с массовыми школами по месту жительства уже начали частично посещать уроки, хотя еще остаются нашими учениками.

«Мы не инвалиды! Мы спортсмены!»

«Наш Красноярский край»:

– Хотелось бы несколько слов сказать о Надежде Васильевне Банниковой. Никому не нужно доказывать, что развитие физической активности очень хорошо влияет и на другие успехи ребенка. У Надежды Васильевны есть свой замечательный опыт по включению особенных детишек в тренировки обычных детей, своя инклюзивная практика.

Надежда Банникова:

– Мой опыт инклюзивной работы начинался с того, что я вывозила команду ребят с инвалидностью на всероссийские соревнования – Летнюю спартакиаду инвалидов. Когда мы приземлились в Москве, стюардесса сказала: «Спортсмены-инвалиды, вас ожидает автобус возле трапа самолета». И мои ребята друг на друга смотрят, потом – на меня и говорят: «Какие мы инвалиды! Мы спортсмены! И вообще из самолета выходить не будем!» Мне стоило огромных усилий их успокоить. Когда я вернулась из Москвы, это был 2011 год, пришла к Сергею Николаевичу Гурову и рассказала эту историю. И мы тогда приняли решение интегрировать наших спортсменов с теми ребятами, которые сегодня занимаются спортом.

«Наш Красноярский край»:

– Как началась работа?

Надежда Банникова:

– Мы начали с проектов. Совместно с министерством образования проводили Летний фестиваль адаптивного спорта, организовывали мероприятия вместе со взрослым населением, имеющим инвалидность, приглашали туда людей, не имеющих проблем со здоровьем. Сейчас у нас родился целый волонтерский проект. Значимым мероприятием для меня стал прошлогодний проект, к которому мы привлекли учащихся общеобразовательной школы. Привезли 30 школьников в «Родничок» на наше мероприятие, я увидела, как сдружились ребята, – они до сих пор в соцсетях общаются. И в этом году мероприятие будет более массовым.

20 и 21 сентября состоится финал Летнего фестиваля адаптивного спорта. Школьники будут не только волонтерами, но и вместе смогут участвовать в стартах, проводить туристические эстафеты.

Нам всегда требуется очень большая поддержка, и я благодарна тем учреждениям, которые в эту работу с нами включились. Это и педуниверситет, и СФУ, и педагогический колледж.

«Наш Красноярский край»:

– А проводятся ли совместные тренировки спортсменов?

Надежда Банникова:

– Сегодня по трем дисциплинам ребята с инвалидностью тренируются вместе со здоровыми детьми. И это дало свои результаты. Приведу один пример. Марина Дроздова – золотая медалистка Сурдлимпийских игр начинала тренироваться в СДЮШОР по видам борьбы вместе с ребятами, не имеющими ограничений по слуху.

Ребята-пловцы с нарушением опорно-двигательного аппарата прекрасно плавают вместе с другими ребятами в бассейне кадетского корпуса. Пловцы с нарушением слуха – в бассейне спорткомплекса «Авангард». Тренеры открытым текстом говорят: совместная деятельность сегодня дает гораздо большие результаты, чем если бы они занимались отдельно. Дети начали общаться друг с другом. Они начали говорить – не отмалчиваются, прекратили удивляться друг другу и тыкать друг в друга пальцем.

Я очень горжусь своими ребятами! Конечно, не всем это под силу, потому что даже не все родители к этой деятельности готовы. И нужно быть очень осторожными с нагрузками, если есть какие-то физические ограничения. Особую роль играет педагогическое мастерство, потому что нужно ни в коем случае не навредить ребенку, которому необходим особый подход к дозированию физических нагрузок, интенсивности тренировочного процесса. Это очень сложная тема, она требует очень серьезной доработки, вот так прямо сказать «завтра мы переходим на инклюзивное образование» – рановато. Но если есть точки роста, если есть желание родителей, самих детей, то это однозначно нужно делать.

«Показать свою адекватность»

«Наш Красноярский край»:

– Елена Степановна, мы знаем вас как женщину смелую, рискнувшую в свое время обратиться к С. К. Шойгу с просьбой приобрести специальные коляски для тренировок ребят с инвалидностью. Он настолько проникся вашей идеей, что привез сюда наших легендарных хоккеистов, провели благотворительный матч, собрали 3,5 млн, закупили коляски для ваших ребятишек… Первая в России детская команда по керлингу образовалась. Сейчас, насколько я знаю, ваш сын учится в обычной общеобразовательной школе. Как вам это удалось? С чем вы столкнулись?

Елена Нига:

– Если говорить обо мне лично и о моем опыте, то была большая подготовительная работа задолго до школы: я узнавала, что нужно сделать, как подготовить ребенка, мы ходили в подготовительные классы, я ходила на встречу с родителями. Мы ходили в детский сад.

В то время зайти в школу иначе, чем через проект, было невозможно. Сейчас все изменилось – мы не говорим о прецедентах, мы говорим о совершенно другой тенденции. Размышляем о технических решениях, о том, какие программы надо изменить, об индивидуальности программ, о сопровождении. Мне кажется, что самих возможностей стало больше, и слава Богу, что они разные и есть право и возможность выбора. Единственное, что сама семья должна очень ответственно к этому подойти и отчетливо понимать, что они должны стать образцово-показательными родителями, которые будут помощниками учителю, помощниками воспитателю, потому что никто, кроме мамы и папы, не знает лучше своего ребенка. И ни одна программа не подскажет, как достучаться до него и найти контакт. Поэтому если мама готова, то на самом деле всегда можно найти тот вариант, который для ребенка будет оптимальным. Ведь у нас нет самоцели – детей в школу завести и посадить в классы, нам нужно развитие. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно. Чтобы он участвовал, был знаком с детьми. И все это должно быть очень индивидуально, мудро и пошагово.

«Наш Красноярский край»:

– Дайте совет родителям, которые собираются в школу. С чего начать?

Елена Нига:

– В самую первую очередь нужно выходить на улицу и знакомиться с детьми в своем дворе. Для того чтобы играть, научиться делиться лопаткой. Научиться самой маме общаться, потому что потом таких людей, с которыми нужно общаться, будет все больше и больше: родители в детском саду, коллектив школы, родители школьников.

На самом деле детям все равно, какой ты. Главное, чтобы ты умел играть. А дальше уже все складывается.

В школе очень важно рассказать директору, какой у тебя ребенок, на что ты сам готов. Обсудить условия, которые понадобятся, риски пребывания – показать свою адекватность, что ли. Я говорила директору: если будет плохо, если будем мешать, если не будет получаться – мы уйдем на «домашку», будем искать другие способы, будем проситься только на труд и музыку. Для меня на тот момент было очень важно, чтобы ребенок знал, что есть школа, что вот это – его класс.

Слава Богу, что у нас при министерстве есть рабочая группа, которая поддерживает школы и педагогов, которые только входят в этот процесс. Размышляем о технических решениях, о том, какие программы надо изменить, об индивидуальности программ, о качественном сопровождении ребенка – служба тьюторов, методическая и психологическая поддержка ребенка и его учителя.

Светлана Маковская:

– Мы подавали заявку в федеральный проект, выиграли грант и получили средства на создание таких площадок на базе общеобразовательных школ, в том числе это будет и школа г. Заозерного, еще школы по краю – в Норильске, Красноярске, Курагинском районе. Участие в проекте поможет поддержать школы финансово.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 декабря 2024
Полезные финансовые привычки, которые помогут не копить долги
Согласитесь, умение правильно распоряжаться деньгами – настоящее искусство, и владеют им немногие. Кто-то даже при небольшой зарплате умеет копить деньги,
Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня