Решение о строительстве новой ветки Курагино – Кызыл было принято федерацией еще три года назад. В общей сложности проект поможет создать около 10 тысяч рабочих мест. Подсчитать точную отдачу сейчас достаточно сложно. Ведь речь пока идет лишь исключительно о железной дороге. Ценность же проекта в том синергическом эффекте, который несет в себе дорога.
Дело в том, что на территории Тывы и Курагинского района находятся залежи полезных ископаемых. Причем некоторые из них по-настоящему уникальны. Здесь несколько десятков месторождений угля, асбеста, никеля, золота, свинца и т.д. Все это сегодня, по сути, лежит мертвым грузом. Начинать добычу сейчас нет никакого смысла, потому что вывозить продукцию не на чем.
По словам главы Курагинского района Евгения Дмитриева, строительство дороги даст толчок развития сразу нескольким территориям края и Тывы, которая является дотационным регионом:
— Когда проект выйдет на полную мощность и заработают другие предприятия, его вполне можно будет сопоставить с Ванкором.
НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЛИНИИ КУРАГИНО – КЫЗЫЛ ВЫДЕЛЯЕТСЯ 37 МЛРД РУБЛЕЙ ИЗ ИНВЕСТФОНДА
Ветка Курагино – Кызыл – не единственный большой проект РЖД. В планах железнодорожников развитие других направлений региона. Как пример — линия Междуреченск – Абакан – Тайшет. Это уже существующая ветка является частью восточного участка южного хода Транссиба и считается стратегическим направлением, являясь единственным связующим звеном для нескольких малоосвоенных территорий Сибири. Именно по этому пути вывозится уголь с Кузбасса. Однако состояние дороги сегодня оставляет желать лучшего. Судите сами — из 64 перегонов более половины однопутные. А ведь с каждым годом объемы грузопотока растут. По расчетам экспертов, к 2020 году по дороге будет перевозиться 86,7 млн тонн грузов. Естественно, что существующая инфраструктура не выдержит таких объемов. А пробки на железных дорогах — это почти нонсенс.
Именно по этой причине РЖД уже давно ведет работы по модернизации пути. Здесь вводятся новые тоннели, запускаются двухпутные участки. Уже сегодня на некоторых пропускная способность возросла в два раза. В этом году Красноярская железная дорога направила в инвестсовет РЖД два варианта развития южного хода. Ожидается, что общая стоимость инвестиций превысит 72 млрд рублей или 48,9 млрд рублей в зависимости от выбранного проекта.
Окончательное решение пока не принято. Но сегодня очевидно одно — модернизация позволит не только обеспечить промышленность новой инфраструктурой, но и снять социальную напряженность в районах края. Ведь для того, чтобы магистраль действовала, понадобятся рабочие руки. А это значит, что в старых поселках начнется новая жизнь.
Комментарий
Евгений Дмитриев, глава Курагинского района
— В крае существует несколько территорий, богатых природными ресурсами. Это всем известные нефтегазовые провинции, золотоносные месторождения и многое другое. Их развитие, безусловно, важно для региона, и те средства, которые туда направляются, внушительны. Но не стоит забывать и о других территориях, которые могут принести не меньшую пользу всем нам. В частности речь идет о развитии Курагинского района. Не зря же железнодорожники планируют построить здесь новую ветку. Дорога позволит не только наладить бесперебойное пассажирское сообщение, но и возить грузы. Казалось бы, сейчас грузопоток не так объемен. Но это дело времени. Будет дорога — будут грузы. Наш район имеет большой потенциал в плане развития недр. И мы не должны упустить свой шанс. Думаю, через несколько лет после начала строительства дороги поселок Курагино может превратиться в город, потому что, по нашим расчетам, численность населения значительно повысится.