Завтра во всех уголках нашей большой страны отметят День защиты детей. Отпразднуют его и в старинной (или, как здесь говорят, старожильческой) сибирской деревне Кульчек. В главном детском учреждении – школе.
Деревня Кульчек находится в Новоселовском районе – на правом берегу Красноярского водохранилища, километрах в десяти от его ближайшего залива. Это если напрямую считать, приложив линейку к карте. А если по дороге, то от паромной переправы Новоселово – Улазы будут все 35 километров. Дорога бежит вдоль перелесков и полей, меж холмов и через ручьи, мимо знаменитого Анашенского бора. Красота, простор, глаз отдыхает.
Привези сюда какого-нибудь столичного гостя, избалованного Европами, он, конечно, будет восхищаться могучей сибирской природой, но скажет: глухомань. Однако сами жители Кульчека не считают себя оторванными от Родины. В деревню ведет наезженная грунтовая дорога, есть свой почтальон. Магазин, фельдшерско-акушерский пункт, а главное – школа, основная общеобразовательная, или, по-простому, девятилетка. И пусть в ней учатся всего 16 детей, но пока школа работает – деревня живет.
Большое одноэтажное бревенчатое здание стоит на возвышенности, и с его крыльца хорошо видно всю деревню – несколько десятков старых деревянных домов, широко раскинувшихся в долине между пологими холмами.
В школе меня встречает директор – Надежда Петровна Середенкина. Сама она родом из соседнего Краснотуранского района. В 1981 году, после окончания Красноярского пединститута, молодая учительница приехала по распределению в Кульчек. 38 лет проработала в этой школе, 22 из них – директором. Преподает математику.
Рассказывает, что на 16 учеников приходится 22 сотрудника школы: 11 учителей и вспомогательный персонал. Все опытные специалисты. Самый маленький педагогический стаж, 10 лет, у преподавателя немецкого языка Екатерины Григорьевны Пузыревой. Она работает не только здесь, но еще два раза в неделю ездит в анашенскую школу, где нет учителя иностранного. А самый старший педагог – Валентина Алексеевна Подколзина, она преподает русский язык и литературу.
Филиал школы – детский сад: здесь семь детей и шесть сотрудников.
– Штат у нас полностью укомплектован, преподаются все предметы, предусмотренные государственной программой. У нас все как в любой другой школе, – говорит Надежда Петровна. – За исключением того, что классы маленькие.
Я бы сказал, очень маленькие: в шестом и девятом классах – по одному человеку. В остальных – по два.
– Когда я начинала работать, было около 100 учеников, – вспоминает директор. – Но в 90-е годы совхоз закрылся, люди начали уезжать, и детей у нас становилось все меньше и меньше. Года три назад за одно лето уехали девять учеников. Сейчас в деревне живет человек 200. Мы всех наших детей знаем, в том числе самых маленьких – кто через год пойдет в школу, кто через три. Посчитали: если никто больше не уедет, то у нас в ближайшие годы количество учеников останется на том же уровне – 16 человек. Три года уже держимся на этой отметке. В этом году у нас был один выпускник-девятиклассник. Местная власть и руководители районного отдела образования заверили нас, что школу в Кульчеке закрывать не будут, пока в ней остается хоть один ученик.
Звенит звонок с урока, и мы отправляемся осматривать деревенский храм знаний. Непривычно видеть в классах по две-три-четыре парты. Вот компьютерный кабинет с двумя ноутбуками, больше и не требуется, вот спортзал, оборудованный прямо в холле, – маты, канат. Небольшая столовая, дети как раз обедают. Чистенько, уютно.
– Вкусно кормят? – спрашиваю у одного первоклашки.
– Вкусно!
– А если б ты в школу не ходил, а дома сидел, чем бы там занимался?
– Читал бы! – отвечает шкет, не задумываясь.
В Кульчеке нет сотовой связи и мобильного интернета. И этот факт можно считать положительным: дети меньше зависают в гаджетах и больше читают. Интернет есть в школе, в классе информатики.
Спрашиваю учителей: трудней работать, когда в классе один-два ребенка, или легче? Они уверяют меня, что трудней:
– Если в классе, например, всего два ученика и оба слабенькие – на кого им равняться, с кого брать пример? Конкуренции нет. Это плохо.
Думаю, и детям несладко. Тебя же каждый день к доске вызывают, спрашивают! И не спрячешься, когда в классе «ты, да я, да мы с тобой». Или когда ты вообще один.
Видно по многим признакам, что атмосфера в школе почти домашняя. Учителя и ученики живут дружно, как одна семья. Здесь не бывает конфликтов между детьми, а если и случатся, то опытные педагоги быстро их уладят. Здесь все на виду и все друг другу соседи или родственники. В деревне две самые распространенные фамилии – Пузыревы и Кучеровы. Их носит едва ли не половина учеников и учителей. Не случайно школа занимает первое место в районном рейтинге по благоприятности психологического микроклимата – есть, оказывается, и такой рейтинг.
Директор рассказывает о деревенском житье-бытье:
– Учителя у нас местные, все сельские жители, крестьянского труда никто не чурается. Держим коров, живность, у всех огороды. А как в деревне по-другому? У нас хорошо. Сейчас лето начнется – ребятишки будут на речке пропадать, рыбачить. На Красноярское море ездим купаться. Медведя в прошлом году рядом с деревней видели. Волки встречаются. Но у нас есть мужчины-охотники.
Сегодня в Кульчеке отметят День защиты детей – завтра, говорят, будет дождь, поэтому решили провести праздник раньше. По давней традиции соберут всех деревенских ребятишек, устроят для них конкурсы, игры на свежем воздухе. Приготовят уху в большом казане.
Здесь у этих детей родина. Здесь они дома. Здесь их любят.
Фото автора