В Законодательном собрании Красноярского края полным ходом идет работа над бюджетом на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов. Все профильные комитеты уже детально обсудили параметры бюджета, причем дело доходило даже до настоящих дискуссий. А как иначе, если за каждым депутатом стоят его избиратели, которые надеются, что возникающие у них проблемы не останутся без внимания. Венцом подготовительного периода стало обсуждение вопроса на третьем заседании VIII сессии Законодательного собрания Красноярского края – бюджет в первом чтении был принят.
В четверг, 21 ноября, состоялась очередная сессия Законодательного собрания края, которая насчитывала около 50 вопросов. Но самым значимым для жителей региона был один из них – о краевом бюджете на 2020-й и плановый период 2021–2022 годов (первое чтение).
Доходы и расходы
На комитетах краевого парламента состоялся деловой разговор по поводу проекта главного финансового документа края, некоторые комитеты приняли до 20 поправок, но более детальная и конкретная работа по содержательной части впереди. Во время первого чтения, как обычно, утверждаются основные параметры бюджета и его стратегические направления. Так было и на этот раз, правда, на сессии пришлось дважды озвучивать характеристики доходной и расходной частей.
В самом начале сессии спикер краевого парламента Дмитрий Свиридов сказал:
– Повестка очень насыщенная. Основной вопрос – о краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов. Сегодня мы рассматриваем его в первом чтении, а рассмотрение во втором предполагается 5 декабря.
Докладчик по основному вопросу сессии Законодательного собрания края – заместитель председателя правительства края – министр финансов Владимир Бахарь похвалил депутатов:
– Обсуждение бюджета проходило очень активно и конструктивно на комитетах.
Что касается самого бюджета на 2020-й и два последующих года, он призван решить целый комплекс важных задач. Во-первых, соблюдая преемственность, бюджет продолжает решать вопросы, которые определены в майских указах президента и национальных проектах.
В то же время взят курс на развитие муниципальных образований региона (в частности, об этом говорил недавно и губернатор края Александр Усс). Один из путей – это укрепление и совершенствование межбюджетных отношений.
Существенная помощь территориям края – межбюджетные трансферты. В 2020 году размер субвенции муниципальным бюджетам составит 51,2 млрд рублей, дотации – 23,7 млрд, субсидии – 14,1 млрд рублей, иных межбюджетных трансфертов – 1,2 млрд.
Суммы значительные, осталось лишь рационально распорядиться ими на местах в муниципалитетах. Как ранее отмечалось, далеко не везде в муниципальных образованиях есть для этого необходимые ресурсы, в том числе кадры соответствующей квалификации. Но краевые парламентарии будут контролировать использование средств, полученных территориями по межбюджетным трансфертам.
А как иначе? Предусмотрено строительство порядка 100 объектов социальной направленности, среди них больше всего объектов образования – 40 (21 школа, остальное детские сады).
Об основных параметрах бюджета-2020. Первоначально они были следующими: доходы – 242,5 млрд рублей, из них 217,8 млрд – это краевые средства (налоговые и неналоговые доходы), расходы – 248,5 млрд рублей. Таким образом, бюджет следующего года ожидается дефицитным, но министр финансов назвал дефицит «техническим».
К слову, в 2021 и 2022 годах никакого «зазора» между доходной и расходной частями не предусмотрено.
В четверг на сессии Законодательного собрания края депутаты приняли важную поправку. Дело в том, что после того как в Госдуме на днях рассмотрели федеральный бюджет во втором чтении, субъектам РФ, в том числе Красноярскому краю, распределены дополнительные средства. На сессии депутаты под руководством председателя комитета по бюджету и экономической политике Владимира Чащина проголосовали за поправку, внесенную в связи с этим правительством края. В итоге в бюджете на 2020 год доходная часть увеличилась до 248,6 млрд рублей, расходная – до 254,5 млрд рублей (дефицит остался прежним).
«Теперь толкуют о деньгах»
Работа над основным финансовым законом края, начатая в комитетах, продолжилась на сессии Законодательного собрания. Вопросов было много, темы поднимались самые разнообразные.
Вице-спикер Законодательного собрания края Сергей Зяблов спросил у министра финансов:
– Вы говорили, что национальные проекты – наш приоритет. Но софинансирование, которое должно предоставить федеральное правительство, составляет 95 %. Это все-таки декларативное обязательство или нормативное?
Александр Глисков поднял тему, о которой в Красноярске говорят не первую неделю, – о препарате «Бионорд», которым посыпают дороги.
– Мы Красноярску даем субсидию на содержание дорожной инфраструктуры, а они на эти деньги покупают «Бионорд» – ядовитый препарат. Можем ли мы как-то ограничить возможность городской власти закупать этот препарат и использовать? – интересовался депутат. После чего призвал прекратить использование «Бионорда» в краевом центре.
О дорогах говорил и председатель комитета по промышленной политике, транспорту и связи Заксобрания Владимир Демидов:
– Мы поддерживаем все объекты, которые будут строиться (из сферы здравоохранения, образования и т. д.), но нужны дороги, чтобы к ним добраться. Субсидии, которые мы выделяем 59 муниципальным образованиям, всего 800 миллионов рублей. Такая большая сеть автомобильных дорог требует как минимум вдвое больше денег.
Председатель комитета по охране здоровья и социальной политике Юрий Данильченко выразил беспокойство по поводу финансирования учреждений здравоохранения первичного звена со стороны Федерации и спросил:
– Мы понимаем, сколько получим средств на их развитие? И когда?
Вопросы по бюджету также задавали и другие краевые парламентарии: Виктор Кардашов, Елена Пензина, Егор Бондаренко, Валерий Фарукшин.
Обсуждение прошло продуктивно, по-деловому. Впереди подготовка главного финансового документа ко второму чтению, где ожидаются поправки от комитетов, а уже 28 ноября пройдут традиционные публичные слушания.
КОММЕНТАРИЙ
Дмитрий СВИРИДОВ
председатель Законодательного собрания края
– И финансовый финал 2019 года, и все то, что учтено в документе на первом этапе, фактически гарантируют нам, что край будет жить и развиваться стабильно, исполнять свои основные гарантии. Думаю, что целый ряд предложений, в том числе и обсужденных во время нулевого чтения с губернатором и правительством, также будут учтены. Основные параметры бюджета с учетом поправки в 6 млрд рублей, по сути, являются для нас базовыми, и в этих параметрах бюджета мы, скорее всего, начнем жить в 2020 году.
Отмечу, что основным приоритетом бюджетной политики остается майский указ президента, в котором речь идет о национальных проектах, над исполнением которых мы, конечно, будем работать вместе с Федерацией. При этом одной из наших основных задач является то, чтобы те средства, которые предусмотрены федеральным бюджетом, активно сюда поступали, реализовывались здесь при софинансировании средствами нашего краевого бюджета.
Мы заинтересованы в том, чтобы эффективность нашей бюджетной политики повышалась. Приоритет мы отдаем совершенствованию межбюджетных отношений. Сегодня большие полномочия даны территориям, районам, которые, получая дополнительное финансирование, получают и большую ответственность.
Как правило, эти дополнительные средства будут направлены на повышение заработных плат, это порядка 6 млрд. Они будут направлены на повышение зарплат некоторых категорий бюджетников, на достижение тех показателей по МРОТ, которые сегодня прозвучали. Размер минимальной оплаты труда достигает по краю в целом и по южным регионам 19 408 рублей и по северным районам – до 31,5 тысячи рублей. Речь также идет об индексации расходов на оплату труда и других расходов бюджетных учреждений в следующем году.
Край планирует больше внимания уделять территориям. Большое количество объектов будет введено в строй в трехлетний период: это детские сады, школы, плоскостные сооружения, объекты здравоохранения, спортивные сооружения и т. д. Думаю, что все это гарантирует развитие нашей краевой экономики и социальной инфраструктуры, создает крепкую базу для успешного развития края.
Будет уделяться внимание улучшению инвестиционного климата, развитию на местах малого предпринимательства, что для нас очень и очень важно.