11 декабря в ожидании прямого эфира на «России-1» (компания у экрана собралась политически разнородная) мы обменивались мнениями и прогнозами. Среди мнений было такое: эта российская придумка, послание президента, этакий элемент политического шоу, как праймериз в Америке, и всерьез его воспринимать не стоит. Среди прогнозов был такой: вот уже год Путин ведет артподготовку по кабинету министров, и будет логично, если теперь он «красиво, в прямом эфире» отправит правительство в отставку. Но особенно настойчиво муссировались слухи о том, что президент предложит ликвидировать выборность органов местного самоуправления: проще говоря, мэров и депутатов городских советов станут теперь назначать.
Справедливости ради. Послание – вовсе не «российская придумка». Этому элементу политической культуры никак не меньше 700 лет. Еще в XIII веке такую традицию ввел английский монарх. В Америке первым президентом, обратившимся к парламенту, был собственно Джордж Вашингтон. В России же такой обычай был заведен только с учреждением должности президента – немногим больше 20 лет назад. Позже его закрепили в Конституции. Эта не российская и не придумка – всего лишь адаптированное заимствование мирового опыта. Причем, судя по ежегодному ажиотажу вокруг него, заимствование довольно удачное.
Поскольку номер по графику подписывается в печать сразу после оглашения послания, сегодня мы предлагаем лишь тезисы доклада и несколько экспертных мнений. Более предметно обсудим его на будущей неделе. Итак…
«Живая» Конституция
Ежегодное послание Федеральному собранию страны Путин ожидаемо начал с поздравления страны с 20-летием Конституции. В контексте обязательных слов по случаю прозвучали и ключевые: «Конституционный каркас должен быть прочным, особенно это касается второй главы Конституции, в которой излагаются права и свободы граждан». В то же время президент сказал: «Конституция не должна быть «мертвой», и некоторые другие ее главы могут быть изменены». Этим Путин фактически подытожил широкое обсуждение перспектив Конституции, развернутое накануне ее годовщины, и наметил пути развития конституционного процесса на несколько лет вперед.
Мэрский вопрос
Президент коснулся подходов к формированию состава местной власти. «В системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, и вы это хорошо знаете, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района – в регион, с поселения – на район и обратно. Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы. Районный уровень фактически выхолощен…» После такой убойной констатации, казалось бы, должно было бы последовать то самое предложение перейти от выборов к назначениям, прогнозируемое некоторыми экспертами. Однако предложение Путин озвучил едва ли не обратное: «Важнейшая задача – развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. Мы все заинтересованы в том, чтобы ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМЫ ВЫБОРОВ во власть приходили подготовленные, целеустремленные, профессиональные люди, готовые ответственно исполнять свои обязанности». Точка. Занавес.
Общество VS аморальный интернационал
Говоря о поддержке общественной активности, президент еще раз коснулся важности проведения всех государственных инициатив, реформ, законопроектов через «нулевое чтение» – институты гражданского общества.
Проблемы межэтнических отношений были зафиксированы в предельно жесткой форме: «Его [межэтническое напряжение] провоцируют не представители каких-то народов, а люди, лишенные культуры, уважения к традициям, как своим, так и чужим. Это своего рода аморальный интернационал, в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые «крышуют» этническую мафию, и так называемые «русские националисты», разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы».
Смежная проблема – миграция в границах бывшего СССР, которая задевает край в неменьшей степени, чем остальную Россию. Президент предложил комплекс решений, которые, с одной стороны, поместили бы трудовую миграцию в рамки закона, с другой – создали бы условия для привлечения в страну и в край в частности высококвалифицированных работников и перспективную молодежь. Например, внедрение системы выкупаемых патентов на иностранную рабочую силу и организация за пределами России пунктов приема ЕГЭ, которые позволили бы поступать в наши вузы, в том числе в СФУ, перспективной молодежи из СНГ.
Майские указы
Майские указы – тема последних нескольких месяцев, которая только набирает остроту. В четвертый уже раз, публично, примерно в тех же выражениях президент заявил о своем жестком отношении к «торможению» их реализации: «В майских указах 2012 года были обозначены конкретные меры, призванные обеспечить динамичное развитие страны во всех сферах. По сути, указы составили единую программу действий, аккумулировав волю миллионов людей, стремление народа России к лучшей жизни. Порой приходится слышать, что на реализацию всех заявленных планов и целей не хватает средств, что нужно снизить планку, упростить задачи…
…Экономическая конъюнктура может меняться, она и меняется. Но это не повод говорить о ревизии целей. Нужно заниматься делом и искать решения, четко расставлять бюджетные и другие приоритеты».
Два года до программного бюджета
Два года – срок, отведенный Путиным на приведение бюджетов всех уровней к единому знаменателю. Край в этом отношении «среднюю» Россию обогнал: наш бюджет уже программный. Что это значит для конкретного жителя края? «Это не означает механического переписывания всего. Это значит – закрепление персональной ответственности каждого управленца за достижение результата… Мы повышаем зарплаты в образовании и здравоохранении, чтобы работа учителя, преподавателя, врача вновь стала престижной… Главное – качество услуг в социальной сфере, чтобы люди видели, как меняется к лучшему работа наших школ, университетов, поликлиник и больниц».
«Сердцевина»
«Устойчивый экономический рост – сердцевина нашей работы». Путин сказал, что причины падения роста ВВП принято искать во внешних факторах, но, как он считает, основные причины замедления носят не внешний, а внутренний характер. «Да, мы в пятерке крупнейших экономик мира, это хорошо. Но производительность труда – в 2,5 раза ниже, чем в развитых странах».
Необходимо, как считает Путин, разработать и ввести «новые профессиональные стандарты – новые требования к квалификации специалистов». Для этого следует создать «национальный совет по профессиональным квалификациям, который за два года должен утвердить весь пакет новых профессиональных стандартов». Здесь же прозвучало предложение о возрождении школьной профориентации, втузов. «Главный принцип – обучение на реальном производстве, когда теорию подкрепляют практические навыки».
В комплексе предложено решать и важнейшие вопросы не только сохранения привычного уклада жизни для десятков миллионов людей, но и национальной безопасности: закрепление людей на селе, развитие моногородов, деофшоризация экономики. Последнее предложение для России практически революционное, хотя в большинстве развитых государств мира принцип этот соблюдается неукоснительно. Суть его в том, что, где бы ни была зарегистрирована компания, налог будет платиться по российской ставке. Это фактически означает конец ухода налогооблагаемой базы за рубеж, если фактически производство располагается на территории России. Надо ли говорить о том, как важен этот вектор для края?
Кроме того, иностранным компаниям будет предложено зарегистрироваться в юрисдикции России, или они больше не смогут претендовать на государственную поддержку, государственные заказы и другое участие государства в их судьбе.
Сибирь – приоритет на весь XXI век
«Подъем Сибири и Дальнего Востока – это приоритет на весь XXI век». Впервые тема прозвучала так ярко, однозначно и главное – конкретно: были предложены конкретные шаги по привлечению инвесторов в недобывающие секторы экономики. В первую очередь – беспрецедентные налоговые льготы, вплоть до двухлетних «налоговых каникул» по целому ряду налогов. На эти предложения, которые фактически означают новый массированный заход федеральных ресурсов в Сибирь и на Дальний Восток, эксперты, которых мы попросили прокомментировать послание, отреагировали наиболее подробно.
От послания президента неизбежно разойдутся «круги»: в информационном, экспертном, управленческом поле. Основная масса комментариев, которые будут выданы в эфир, придется на воскресные итоговые выпуски федеральных каналов. Мы предлагаем вам первые, которые поступили в редакцию на момент подписания номера в печать.
КОММЕНТАРИИ
Лев Кузнецов, губернатор Красноярского края:
– Почти все, что было произнесено президентом, ведет к новому качеству социально-экономического развития. Были и тезисы, которые касаются нас напрямую. Первое: президент подтвердил, что универсиада – один из приоритетных проектов России, и всем поставлена задача, наряду с Олимпиадой в Сочи и чемпионатом мира по футболу, организовать ее на самом высоком уровне. Второе – механизмы налогового стимулирования инновационного развития. Было дано поручение министерству финансов: затраты, которые идут на строительство промтехнопарков, компенсировать федеральным бюджетом. Третье – тема офшорной экономики. У нас есть ряд компаний, которые эти механизмы используют. Жесткая схема по стимулированию компаний, зарегистрированных в российской юрисдикции, позволит подойти и к решению этой проблемы. Четвертое: важно, что программа особых налоговых режимов, принятая на Дальнем Востоке, распространяется теперь и на Сибирь, в том числе на Красноярский край. Это позволит нам дополнительно стимулировать инвестпроекты, которые стоят на повестке дня, позволит создать новый облик нашей экономики.
Александр УСС, председатель Законодательного собрания Красноярского края
– В послании помимо действительно стратегических вещей, которые важны для всей страны и Красноярского края в частности, есть некоторые принципиальные моменты, предопределяющие, на мой взгляд, новое и очень важное для нашего региона решение буквально в ближайшие шесть месяцев, может быть, год. Полагаю, что мы сможем ожидать каких-то прорывных шагов в виде создания благоприятных условий для производства и жизни на территории Восточной Сибири, поскольку посылы по этому поводу были более чем конкретными.
Сергей Пономаренко, первый заместитель губернатора – руководитель администрации губернатора Красноярского края:
– Меня с профессиональной точки зрения в первую очередь заинтересовали три темы.
Первая: инициатива президента обновить подходы к местному самоуправлению. Он обозначил их укрупненно, и пока не ясно, в какие именно решения формализуется предложенная логика, но, полагаю, речь идет о переходе с двухуровневой модели местного самоуправления к одноуровневой. Сегодня муниципальные районы в основном реализуют переданные им государственные функции. А предлагается применить другой подход, приблизить их к жителям поселений: оставить им полномочия на поселенческом уровне, передать вопросы жизнеобеспечения территорий. Инициатива очень правильная. Еще в 2003 году, если помните, когда принимался соответствующий закон, муниципалитеты такое предложение вносили.
Вторая. В послании дважды прозвучал край, оба раза – в позитивном ключе. Сначала – в связи с универсиадой. Путин сказал, что нет сомнений, что она будет организована качественно. Это позволяет надеяться на всестороннюю поддержку Федерации на этапе подготовки и проведения универсиады. Второй раз президент упомянул край, когда озвучивал блок предложений по развитию регионов Сибири и Дальнего Востока. Фактически меры, предложенные Путиным, совпадают с предложениями, которые мы формулировали еще в период выборов в Государственную думу Сергею Кужугетовичу Шойгу: льготы и другие меры по поддержке инвесторов позволят форсировать привлечение в край инвесторов, вкладывающих деньги в высокотехнологичные производства.
И третья тема, касающаяся нас напрямую, – поддержка регионов в организации технопарков, промпарков и бизнес-инкубаторов. Эту тему мы «двигаем» давно. Мы понимаем, что такие вложения в инфраструктуру объемны и окупаются долго. Путин предложил фактически компенсировать наши расходы через возврат федеральных налогов, связанных с деятельностью работающих в «парках» компаний. Это доказывает верность выбранного нами вектора развития, единство понимания целей нами и федеральным центром.
Егор Васильев, заместитель председателя комитета по бюджету и налоговой политике ЗС Красноярского края:
– Главное, что хотел бы отметить: президентское послание уже который год – не дежурное, как того можно было ожидать, а вполне рабочее по сути. В известной степени даже сенсационное. Оно не только констатирует вектор и задачи, которые уже заданы, но и каждый раз генерирует новые витки развития. В традиционных, казалось бы, отраслевых, тематических нишах президенту и команде, которая с ним работает, каждый раз удается найти современные тенденции, позволяющие добиться роста в новом периоде. Какие задачи ни возьми – они абсолютно новые. Что особенно интересно и конкретно – экономическая часть: развитие Дальнего Востока и Сибири как совершенно особенной территории. Мы тоже не раз говорили мы об этом на разных площадках, в том числе на КЭФ. Интересен предложенный подход к созданию кластеров, техно- и промпарков, инкубаторов. Если раньше наши затраты мы предполагали компенсировать через мультипликативнвый эффект от развития производств, то теперь этот мультипликативный эффект мы получаем, фактически ничего не тратя.
Связка производства с наукой – «красная нить» экономической части доклада, это ключевой вектор развития современной экономики.