Юбилей Победы в Великой Отечественной войне многих побудил к поискам своих дедушек и бабушек, чья судьба до сих пор остается неизвестной. Они погибли или пропали без вести на фронтах Второй мировой. Их потомкам важно знать, где покоится прах их предков или живут родственники, появившиеся уже после Победы.
В редакцию газеты приходят разные письма, и порой из довольно отдаленных от Сибири мест.
Недавно, например, написала нам жительница Ставропольского края Светлана Любчанская. Женщина разыскивает деда своего мужа – Головко Никиту Степановича, 1903 года рождения, который погиб в 1943 году под Ленинградом. Мужчина знал о деде только то, что рассказывала его мать: родился в Донецкой области, с 1927 по 1929 год служил в армии, до 1933 года работал старшим бухгалтером в сберкассе в Донбассе.
Затем родители развелись, и мама с дочкой уехали. Что стало с отцом девочки, неизвестно. Только в 1945 году ей сообщили, что папа погиб на войне.
Светлана сетовала: как мало спрашивали они с мужем у свекрови (она умерла 16 лет назад) об ее отце, не интересовались подробностями, пока возможные очевидцы его жизненного пути были живы. А сейчас и спросить не у кого. И в архивах информации мизер. Только поисковики установили: был такой капитан Николай Головко (данные которого полностью совпадают с данными разыскиваемого Никиты Степановича), погиб под Ленинградом, похоронен там же.
И только маленькая деталь связывает погибшего под Ленинградом украинца с Красноярским краем: призывался он Удерейским военкоматом (сейчас это Мотыгинский район Красноярского края), сюда же – в Удерейский район на прииск Березовый – отправлена похоронка Попковой Александре Михайловне.
– Может быть, это наш родственник, ведь могли перепутать имена в документах, – надеется Светлана. – Свекровь рассказывала, что отец ее позже женился.
К сожалению, подтвердить или опровергнуть это уже не может никто. Фамилия Головко сохранилась только в Книге памяти Красноярского края. Мотыгинский военкомат уже не существует, его перевели в Енисейский район. Исчезли и архивы. Даже музейные работники Мотыгинского района испытывают сложности в поиске данных о земляках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.
Возникает немало вопросов. Например, как житель Донбасса оказался в сибирской глубинке на отдаленном прииске, которого сегодня не существует? Возможно, старший бухгалтер сберкассы Донбасса попал под каток репрессий, который прокатился по Украине с 1933 по 1937 год. Он и забросил финансиста на ручей Березовый Удерейского района, где мыли золото. По открытым данным, в 1939 году на этом прииске жили и работали около 300 человек.
Отсюда Никита Степанович Головко мог уйти на фронт и за особую доблесть получить офицерское звание (такие примеры были во время Великой Отечественной войны).
Единственная надежда – отыскать родных второй жены офицера Головко, погибшего под Ленинградом. Говорят, у нее был сын. В Мотыгинском районе отмечают: фамилия Попкова известна в педагогических кругах их территории. Женщина с такой фамилией работала в школе поселка Раздолинск. Мы разыскиваем тех, кто помнит о Попковой Александре Михайловне и может хоть что-то рассказать о ней.
Еще одно письмо пришло из Оренбурга. Сергей Герасимов разыскивает родственников своего деда Ивана Николаевича (отчество неточно) Крючкова. Он офицер, который прошел всю Великую Отечественную войну, а после ее окончания уехал в Красноярский край в село Подтесово Енисейского района.
– До войны бабушка Евдокия Михайловна с дедушкой Иваном Крючковым жили во Львове. Когда началась война, дед отправил семью в эвакуацию в Оренбургскую область. Моей маме Валентине было шесть лет, а дядя Иван появился на свет уже в Оренбурге – бабушка была беременна, – рассказывает Сергей Герасимов. – После этого они деда не видели. Рассказывали, что на войне он встретился с другой женщиной и уехал с ней в Красноярский край.
Семья офицера оказалась в селе Новоникольское Александровского района Оренбургской области. Здесь и осталась жить. Дядя Сергея – Иван Иванович – впервые увидел своего отца уже в 1960-х годах. Ездил к нему в гости после демобилизации из армии. Рассказывал: у Ивана Николаевича Крючкова в Подтесово была другая семья – дети Любовь и Николай.
Сейчас внуки Ивана Крючкова от первого брака разыскивают своих сибирских родственников.
Если вы что-то знаете или слышали о Никите (Николае) Степановиче Головко и Александре Михайловне Попковой из Мотыгинского района, а также об Иване Крючкове и его детях Любе и Николае из Енисейского района, позвоните в редакцию НКК – 8 (391) 219-17-71 или лично журналисту Елене Лалетиной – 8 913 510-57-25.
Фото из архива семьи Сергея Герасимова