Реальный пацан Голобородько

Реальный пацан Голобородько
Фото: сгенерировано с помощью ИИ-сервиса Kandinsky

В минувший понедельник истек срок годности президента Украины Владимира Александровича Зеленского. По большому счету просрочка ничего не меняет ни для той страны, ни для нашей. Все, что было начато, продолжится до победного конца независимо от того, кто именно будет представлять противную сторону. Тем более что выбирать там не из кого.

Как сказал в интервью ТАСС зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев, «у преступного режима нет и не может быть правомочного представителя», исполнять его номинальные обязанности способна «любая «свинья в ермолке».

Фельдмаршалы Кейтель и Йодль, не будучи формально первыми лицами рейха, вполне сгодились как для подписания безоговорочной капитуляции, так и для того, чтобы быть казненными по приговору Нюрнбергского трибунала.

У нас любят пофантазировать о том, что такой же конец ждет и Владимира Александровича, но развлечение это бессмысленное и даже опасное, поскольку приближает развлекающихся к психологическому обличью противника, который весь и давно утонул в злых мечтаньях. А надо быть не только сильнее врага, но и отличаться от него по сути. И потому куда полезнее делать что должно, и тогда каждый получит свое, как в той песне «кому – бесславье, а кому – бессмертье».

Ударение на слове «клоун»

Зеленский и без того облеплен соответствующими ему словами и образами (например, крепко прилепилась Гнида, впервые проговоренная А. Г. Лукашенко еще в 2022 году), однако самое популярное из этих слов и образов – «кровавый клоун». Определение хоть и заезженное, но интересное, особенно если делать ударение на слове «клоун».

От начала истории «кровавых» во власти было полно. Лиц, которые по-клоунски вели себя, на тронах тоже достаточно. Они и сейчас есть – один аргентинский Милей чего стоит… Но вот профессиональных артистов, тем более смешного жанра, которых замело на самый верх, совсем мало.

Обычно в этом случае первым делом вспоминают Рональда Рейгана, американского президента, который действительно был киноактером, снялся в нескольких десятках фильмов и телесериалов, правда не высшего уровня. Он же, кстати, придумал называть СССР «империей зла», что вполне в стиле голливудского пафоса. Но параллельно с актерской карьерой Рейган не менее активно подвизался на профсоюзном поприще, более двадцати лет состоял в совете директоров Гильдии актеров США, а затем и возглавлял ее. Прежде чем безвозвратно уйти в политику, Рейган имел вполне четкое понимание того, как работает власть, поскольку еще до войны фактически стал одним из ее действующих лиц. Когда в 1967 году он был избран губернатором Калифорнии, публика голосовала не за «лицо с экрана» (оно было недостаточно популярным), а за одного из боссов «градообразующего предприятия», каковым и является Голливуд. А вот за Арнольда Шварценеггера, оказавшегося в том же губернаторском кресле в 2003 году, голосовали скорее уже как за «лицо».

Рейган, наш убежденный и весьма технологичный враг, стал одним из самых популярных американских президентов. Шварценеггер запомнился безуспешной борьбой за спасение регионального бюджета и тем, что превратил Калифорнию в столицу американской содомии, хотя сам являлся сторонником нормы и традиции. После отставки вернулся в основную профессию – в политике, как оказалось, на актерской известности выехать можно, только недалеко.

У нас главный и, пожалуй, единственный пример такого рода – трагическая судьба Михаила Сергеевича Евдокимова, великого мастера отечественной эстрады. Алтайский народ выбирал губернатором своего мужика, крепкого, честного, сильного, доброго, хитрого, настоящего – того, которого он видел на сцене и на экране. Когда образ оказался помещенным в реальность, все пошло против ожиданий. Если коротко, то Евдокимов, действительно имевший деловую жилку и коммерческий вуз за плечами, за краткое время губернаторства совершил все ошибки, какие только можно совершить на этом посту, кроме коррупции, конечно… Он молниеносно перелаялся со всеми ступенями и элементами власти, потому как не жил в ней, не понимал ее глубинного устройства. Художественный образ власти, как оказалось, нечто совсем другое. Хотя бы потому, что управление – это профессия, требующая не меньшего таланта и навыка, чем актерство. «Жилки» для нее маловато.

В память о трагически погибшем губернаторе осталась легенда «он был за народ, но ему не дали». После Евдокимова наша богема что-то в губернаторы не рвется.

Народ-подросток не взрослеет

Что касается «клоуна кровавого», то он интересен не в плане будущего – оно в любом случае незавидно. Интересно происхождение этого феномена, который – заранее отмечу – невозможно понять в отрыве от характера его многомиллионного зрителя.

Вроде бы тысячу раз осмеян выбор украинского народа, сделавшего главой государства не реального человека, а центрового персонажа сериала «Слуга народа» (слоган «История следующего президента»), который начали снимать почти сразу после госпереворота 2014 года с нескрываемой целью продвижения одноименной политической партии и ее брендовой «морды лица». Содержание самого сериала, равно как и последующие посулы партии и самого Зеленского, – теперь мало что значащие темы. Главный вопрос: какой должны быть душа и ум народа, разного по образованию и прочим соцпараметрам, но тем не менее дружно проголосовавшего за выдуманного учителя истории Василия Петровича Голобородько?

В 1948 году на экраны вышел фильм Сергея Герасимова «Молодая гвардия», ставший дебютом будущих мегазвезд нашего кино – Вячеслава Тихонова, Нонны Мордюковой, Сергея Бондарчука, Тамары Макаровой… Сыграл в нем и тогда еще неузнаваемо худой Евгений Моргунов. После премьеры съемочная группа совершила триумфальный вояж по стране. Исполнителей главных ролей публика – особенно в глубокой провинции – буквально носила на руках, а будущего Бывалого подростки подкарауливали в подворотнях и били – Моргунов ведь играл предателя. Душа и понимание мира тогдашних детей не различала персонажа и его исполнителя, зрелища и реальности. Так бывает не только от детской доверчивости, но и от самой скудности тогдашней жизни. Скудность пройдет, дети вырастут и поймут, что на экране они видели артистов, а не героев и предателя.

Но выяснилось, что та же древне-подростковая психика возможна и в коллективной душе большого народа, который и жил вовсе не скудно, делал самолеты, двигатели и прочие вещи, вроде как требующие взрослого понимания мира. Если погрузить народ в некую бездонную грезу, предельно далекую от реальности, и держать в ней долго, пока пузыри не пустит, греза неизбежно проникнет во всех и уравняет всех – от профессоров до альтернативно одаренных. Народ станет подростком, причем трудным, обитающим в замкнутом идейно-вещевом пространстве. Такой народ вполне способен поверить, что виртуальный Голобородько – тамошний вариант подпоручика Киже – абсолютно реальный пацан. Такой же, как распахнувший объятия ЕС, «кружевные трусы», «пылающий Кремль»…

Иллюзия оказалась настолько сильна, что не выводится даже войной с потерями под миллион. Народ-подросток не взрослеет, хотя теперь он от Голобородьки прячется, точнее, от его закона о «могилизации» – улицы городов пусты, как в финальной сцене «Слуги народа».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи