Рефлекс умиления Как ребята и зверята прикрывают взрослый цинизм

Рефлекс умиления Как ребята и зверята прикрывают взрослый цинизм

Самым успешным материалом в истории советской журналистики считается опубликованный в 1976 году в «Комсомольской правде» очерк Юрия Роста «Два года ждала».

Очерк собрал невероятное количество читательских откликов, его цитировали чаще всех прочих публикаций, наконец, сняли по нему документальный фильм и показали по Центральному телевидению.

А рассказывалось в нем о собаке, которую хозяин бросил в аэропорту и уехал навсегда. Два года овчарка жила во Внуково, встречала каждый самолет, никак не могла поверить, что хозяин ее предал – такая вот пронзительная история получилась…

Несомненно, эта публикация – великая репортерская удача и заслуга. Примечательно лишь то, что истории о людях никогда не поднимались на такие вершины общественного внимания. Были, конечно, материалы, которые помнили годами (например, статью Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами»), но до Роста им все равно далеко. Я прекрасно помню и статью, и фильм, хотя в то время учился в первом классе.

На самом деле никакой загадки у этого небывалого успеха нет: всякий трудящийся на нивах массового сознания прекрасно знает о «рефлексе умиления», который работает безотказно и вызывается исключительно зверюшками и детьми. По части общественного сочувствия людям, тем более взрослым, конкурировать с ними бесполезно. Поэтому в пропагандистском обозе любого правителя – и хорошего, и тирана гадкого – всегда есть дежурные котятки, собачки, мишки, тигрики, белочки, милые младенчики, юные пионерки с цветочками… Это всегда работало и будет работать, поскольку – рефлекс.

Во время кризиса 2009 года мой коллега усердно работал над репортажем о том, как в Сосновоборске замерзает бродячий зоопарк. Солидное московское издание проявило живой интерес, требовало продолжения сюжета. Коллега, помнится, сказал на бегу: «То, что десять тысяч человек остались без работы, по ипотеке платить нечем – это для них не тема. А вот то, что верблюд закашлял – тема!» Что поделаешь, мы в ответе за тех, кого приручили, и все такое прочее…

Не по себе немного становится, когда рефлекс используют не как приправу к пропагандистскому блюду, а как собственно блюдо, которое призвано как-то повлиять на реальную ситуацию. И, что удивительно, – срабатывает. «Палестинской девочке, расплакавшейся после того, как канцлер ФРГ Ангела Меркель предупредила ее о возможной депортации, продлен вид на жительство» – сообщает одна немецкая газета.

А вот уже наша: «Фотографии трехлетнего сирийца, утонувшего при попытке добраться до Греции, сделали невозможное. Европа, которая до этого со страхом и брезгливостью смотрела на тысячи беженцев, которые перелезали на ее территорию через колючую проволоку и многочисленные кордоны, вдруг резко сменила тон. Еще вчера казалось, что мигранты расколют ЕС на добрых и злых, на Запад и Восток. Уже хотели стрелять по их лодкам. Но мальчик утонул и, похоже, этим спас всех остальных». Более того, колумнист почтеннейшего лондонского издания задается вопросом: приспустит ли Британия флаги в память об утонувшем мальчике?

Не то чтобы нынешние проблемы Европы я принимал близко к сердцу (мне, признаться, на них наплевать) или мальчика не жалко (ей-богу, жалко), но такая вот ставка на вселенский инфантилизм меня удивляет. Сначала мы пошлем самолетики побомбить нехороших – и это правильно, а потом, когда нехорошие побежали от войны и мальчик утонул – ой, неправильно. И давайте все вернем «взад». Причем этот инфантилизм можно было бы принять за подлинное чадолюбие, если бы он распространялся на всех детишек, попавших под каток истории, – но ведь не на всех. Сколько таких мальчиков, погибших на Украине, было показано – и ничего не изменилось.

Собственно, и меняться-то ничего не должно, поскольку большая политика, а тем более война, интересуется не персонами, и даже не массами, а цифровыми выкладками. Чем больше крепчает цинизм, тем больше потребность в ребятах и зверятах – причем не только со стороны субъекта пропаганды, но и ее объекта.

Причем дело касается не только войны. Мне, например, очень приятно, что президент познакомился с кошкой Муркой и ребеночком на новоселье в хакасской деревне, отстроенной заново после майских пожаров. Приятно, что государство не оставило людей в столь массовой беде. Другое дело, когда беда не массовая, а одиночная, и погорельцам приходится столкнуться с Системой без всякого умилительного флера. Почитайте в Интернете письма таких одиночных погорельцев – сразу все умиление пройдет.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт