Репортаж из мастерской красноярского художника Эдуарда Шеломова

Репортаж из мастерской красноярского художника Эдуарда Шеломова
Фото автора материала

Корреспондент НКК побывал в мастерской талантливого красноярского художника Эдуарда Шеломова, где одним из первых познакомился с его новыми картинами, которые вышли из-под кисти живописца в этом году.

Знакомые лица

Шеломов – известный сибирский портретист. Много лет он работает в этом сложном жанре и добился больших успехов, его холсты узнаваемы, искусствоведы дают им высокую оценку, у художника есть свои поклонники.


Эдуард Викторович ШЕЛОМОВ родился в Екатеринбурге в 1962 году. Учился в детской художественной школе, окончил Екатеринбургское художественное училище, Красноярский государственный художественный институт, Творческие мастерские Российской академии художеств в Красноярске.

Участник международных, всероссийских, краевых и городских выставок.

Работы находятся в частных коллекциях и музеях России, США, Германии, Австрии, Великобритании, Китае, Польше и других странах.

Творческую работу совмещает с преподавательской – учит рисунку и живописи будущих архитекторов в строительном техникуме.


Сегодня автор готов показать широкой публике три новых портрета – Льва Толстого, Виктора Астафьева и Дмитрия Хворостовского. Они еще не покинули стен мастерской. На портрете Хворостовского только-только высохла краска – автор закончил его за пару дней до моего визита.

Журналист НКК – один из первых представителей общественности, кто видит три моих новых работы вместе, – улыбается Эдуард Викторович, по очереди устанавливая картины на мольберт, чтобы я их сфотографировал. – До этого показывал их только коллегам-художникам. Впрочем, портрет Астафьева один раз побывал на выставке.

Не исключено, что скоро новые картины разъедутся по вернисажам, попадут в частные коллекции, музеи, и неизвестно, когда снова окажутся под одной крышей. Может, на персональной выставке художника. А пока вот они, перед вами.

Льва Толстого я видел в мастерской Шеломова, кажется, года два назад. Тогда была написана только голова. А сегодня это законченная работа. С холста на нас смотрит почтенный и несколько угрюмый бородатый старец с палкой в руке, в аскетической черной рубахе. Причем смотрит он прямо тебе в глаза и, кажется, видит тебя насквозь. Вселенская мудрость и какой-то укор в этом взгляде. (В чем мы провинились, Лев Николаевич?!) Но тут же – яблоки в кармане черного балахона. Обычные красные яблоки, как у простого смертного. Всего одна деталь – и перед нами уже не только великий писатель и мыслитель, но и человек, бодрый деревенский старик, который шагал по саду со своим посохом, увидел яблоки на дереве, сорвал парочку и сунул на ходу в карман… Замечательный портрет.

А вот Виктор Астафьев. Поразительно схвачен характер нашего выдающегося земляка. Портрет простой, написан в академической манере, как, собственно, и все работы Шеломова. На нем Астафьев не улыбается, не смотрит глубокомысленно вдаль, за спиной у него нет ни Енисея, ни широких сибирских просторов. Ничего, никакой «философии». Портрет в чистом виде, в фас, без изысков. Но из трех работ именно эта зацепила меня больше других. На ней – тот самый Астафьев, которого я помню и с которым разговаривал. Спрятанная улыбка, хитринка в глазах, усталость много повидавшего человека…

Хворостовского художник изобразил в сценическом костюме. Здесь выдающийся баритон уже в зрелом возрасте. Прост, серьезен, даже суров.

Разговариваем с Эдуардом Викторовичем о том, как он работал над портретами. Хотя, конечно, дело это неблагодарное – расспрашивать художника о вдохновении, о приемах работы… Иногда он и сам не знает, откуда все это приходит и «из какого сора растут стихи». Но все же интересны были некоторые технические нюансы.

Трудно ли писать великих?

– Перед Толстым я всегда преклонялся. Глыба! Очень люблю его повести и рассказы, – объясняет мастер. – Его рисовать было трудней всего. До сих пор не могу объяснить, зачем я за него взялся. Однажды утром словно толкнуло что-то: пиши Толстого! Взял холст, краски… Конечно, смотрел портреты и наброски, сделанные Репиным, который очень много рисовал писателя. Разыскал все прижизненные фото Льва Николаевича, какие смог. Изучал их. Читал о нем. Трудно шел портрет, два года я с ним бился… Но вроде получилось, как считаешь?

А решение писать Астафьева пришло как-то само собой. Думаю: столетний юбилей же все отмечают. Надо тоже в этом поучаствовать, – рассказывает живописец. – С Виктором Петровичем я, как и многие красноярские художники, был знаком. Бывал у него в Овсянке, общались. Помню, он рассказывал всякие байки и заразительно смеялся. Портрет написался очень быстро, буквально за пару дней…

С Хворостовским художник учился в одном институте искусств (тогда он так назывался), они ровесники.

– Он на вокальном факультете, я на художественном. Иногда виделись на лекциях по истории КПСС, когда всех студентов собирали в одной большой аудитории, – вспоминает Шеломов. – Знали ли мы тогда, что перед нами будущая звезда мировой оперы? Да практически не сомневались. Дима пел потрясающе, и мы догадывались, что у него большое будущее. На этом портрете я изобразил его уже в последний год жизни, когда он, полагаю, чувствовал скорый свой уход. Здесь он в расцвете славы, поживший и много переживший. Мудр, велик и спокоен.

– Именно поэтому ты ни на одном портрете не стал писать какой-то фон? На всех трех за спиной персонажей нейтральная серая стена. Потому что они великие?

– Совершенно верно. Глыбам никакой фон не нужен, он бы здесь только отвлекал от главных фигур.

– И какова дальнейшая судьба этих картин?

– Пока не знаю. Наверное, покажу на выставках.

– А вот я, например, вижу портрет Астафьева в кают-компании нового пассажирского теплохода, который сейчас строится в Питере и будет носить имя писателя…

– Хорошие у тебя фантазии, – смеется художник. – Я тоже не против.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности