Губернатор края Александр УСС в эксклюзивном интервью телеканалу «Россия» рассказал о перспективах организации школьного питания, формате празднования в этом году Дня Победы, а также о развитии Норильска.
Об организации школьного питания
– Знаю, что происходит в Красноярске и крае. Уверен, надо принципиально пересматривать подходы к организации питания в школах. С точки зрения базовых вещей система несовершенна. Например, в Красноярске каждый год меняются операторы. У них есть подрядчики, у тех – субподрядчики.
Обеспечить контроль до низа, что называется, откуда приходит плодоовощная продукция, очень трудно, и мы имеем такой итог. Надо решать проблему системно. Я дал поручения профильным ведомствам, ответственные готовят предложения.
О постепенном снятии антиковидных ограничений
– Мы уже понимаем, что вторая волна коронавируса преодолена, и она идет на убыль. Что касается ограничений, то их осталось очень мало. Думаю, с масочным режимом мы будем жить теперь долго. Точного прогноза о том, что будет у нас весной и летом, никто не может сделать. Не делает таких прогнозов и мир.
Мне кажется, на основе этой тенденции, плюс подкрепленной началом массовой вакцинации, мы можем ожидать, что ситуация будет месяц от месяца становиться более щадящей. Задача – к осени вакцинировать 60 % населения Красноярского края. В этих условиях мы можем ожидать формирования так называемого коллективного иммунитета. Я сделал прививку в ноябре и рекомендую всем, кто еще раздумывает, оставить сомнения и сделать ее.
О праздновании Дня Победы и проведении акции «Бессмертный полк» в этом году
– Я очень хочу, чтобы это состоялось. По внутренним ощущениям, я в этом просто уверен, «Бессмертный полк» – это теперь уже важнейшая составляющая нашей жизни. Когда мы идем по улице с портретами наших отцов, наших дедов, то, на мой взгляд, именно здесь очень остро ощущаем себя единым народом и одной героической нацией. Поэтому сделаем все возможное, чтобы мы прошли по улицам нашего родного города.
Решение по проведению массовых мероприятий ко Дню Победы будет приниматься в начале апреля, как раз за месяц до наших главных майских праздников.
О вакцинации населения от коронавирусной инфекции
– На самом деле у нас работает более 80 так называемых прививочных пунктов, и организационно мы к этому готовы. Вопрос только в поступлении достаточного количества вакцины. Пока ее не хватает, и поэтому возникают ожидания и все, что с этим связано.
Где-то пару недель назад специально связывался по телефону с министром здравоохранения России, обозначив просьбу выделить для Красноярского края партию вакцины с другими условиями хранения, которые нам необходимы для того, чтобы дойти до каждого населенного пункта.
О заключении четырехстороннего соглашения по развитию Норильска
– Программа реновации Норильска прошлой весной оценивалась в 85 миллиардов рублей, где большую часть – 50 % – давала компания, меньшую – федеральный бюджет, и какую-то часть – мы. Но затем произошла известная авария в мае. На выступлении в Совете Федерации я обратил внимание не только на экологические последствия, но и на бедственное положение самого города Норильска, на вопросы промышленной безопасности.
Я очень благодарен сенаторам и прежде всего, конечно, Валентине Ивановне Матвиенко, которая активно включилась в эту тему.
В итоге было подписано соглашение, где сумма средств для Норильска оценивалась уже в 120 миллиардов рублей. Хотя наши специалисты, которые проанализировали коллекторное хозяйство, жилой фонд, исходили из того, что для того, чтобы привести город в нормальное состояние, нужно как минимум 200–220 миллиардов. И я теперь констатирую: буквально недавно Владимир Олегович Потанин, который побывал в Норильске, принял решение в дополнение к 120 миллиардам выделить еще 150. Это достаточно для того, чтобы город при нормальном использовании этих средств действительно стал столицей российской, а не только красноярской Арктики.
О чем идет речь? Это, конечно, реновация жилого фонда, это другой уровень безопасности коллекторного хозяйства – сегодня ряд его составляющих изношен на 70–80 и более процентов, находится в предаварийном состоянии. Это создание хороших общественных пространств и многое другое, что требуется людям, которые живут на Севере.
О трудностях и поддержке сельского хозяйства в крае
– Есть объективные показатели, которые все хорошо знают. Красноярский край с точки зрения показателей в области сельхозпроизводства является одним из не только сибирских, но и российских лидеров. В этом году мы собрали рекордный урожай, и урожайность с гектара была самая высокая от Дальнего Востока до Урала. И в то же время этот объем зерна, эти показатели дают на самом деле не такое большое количество предприятий – порядка сорока. А в целом образ жизни на селе еще очень и очень далек от того, который мы хотели бы видеть.
У нас сегодня существует разветвленная система государственной поддержки сельских территорий и тех самых предпринимателей. На эти цели тратится порядка восьми миллиардов рублей. Нет другой отрасли в крае, где такие средства поддержки выделялись бы в таком объеме. На самом деле ведь есть хозяйства, где коров не режут, где увеличивают поголовье стада, и это происходит из года в год. Все зависит (или многое) прежде всего от человека, и в том числе от руководителя.
Я на своем примере могу сказать, который у меня вызывает сожаление. Я родился в деревне, отец у меня, как известно, был Героем Труда, и наш колхоз имени VII съезда Советов был одним из лучших в крае. Он ушел, сменилось несколько руководителей, мне туда очень тяжело приезжать. Там мы построили храм за свои средства, там есть хорошая школа, отличный клуб, дорога, но производство на боку, так сказать. И попытки перестроить его, показать, как нужно делать, увы, не находят отклика. Соседний Канский район – «Красный Маяк» теперь акционерное общество. Тогда никто такого хозяйства не знал, но есть Цуканов Сергей Андреевич, это, так скажем, непростой человек, но «Красный Маяк» является действительно маяком в полном смысле этого слова.
У нас в Канском районе есть такая деревня Бражная. Там в свое время было двадцать два человека Героев Социалистического Труда. Это просто уникальное хозяйство. Сменилось поколение, и хозяйство едва не добили. И вот теперь пару лет назад появился другой руководитель, и оно обретает силу, идет вперед.
Вот таких примеров действительно великолепных организаторов и ответственных, хозяйственных руководителей в крае, по счастью, достаточно. Но есть и другие.
Мы взяли курс на то, чтобы тем, кто живет на селе, кто хочет зарабатывать даже на подворье, дать такую возможность с опорой не только на свои собственные силы. Начали развивать и кооперативное движение – оно у нас и было, но мы наращиваем его объемы. В прошлом году количество членов таких потребительских кооперативов возросло более чем на тысячу человек.
Мы – имеется в виду мы с вами, краевой бюджет, – покупаем тем, кто хочет работать на подворье, корову или даже до пяти голов на одно подворье за деньги налогоплательщиков. И более того, платят по 8 000 еще на содержание коровы, чтобы собирать два раза в сутки молоко и обеспечивать достойную оплату. Тот, кто хочет работать на подворье, вот в таких местах, где появились кооперативы, может зарабатывать 40–50 тысяч в месяц. Это хорошая заработная плата на селе. Поэтому есть разные формы того, чтобы село все-таки жило, сохранялся образ жизни.