Когда вы читаете эти строки, последние в нынешнюю навигацию суда швартуются у далеких заполярных причалов. Позади – пять месяцев напряженной работы, от результатов которой в прямом смысле слова зависит самочувствие наших северов. Чтобы северный завоз проходил четко и без сбоев, необходимо сочетание нескольких факторов: доступность транспортных артерий, мощный речной флот и надежный поставщик ГСМ. Вот уже более 85 лет в роли последнего выступает АО «Красноярскнефтепродукт».
Львиная доля
162 населенных пункта Таймыра, Эвенкии, Енисейского, Мотыгинского, Северо-Енисейского, Туруханского районов – такова география поставок «Красноярскнефтепродукта», измеряемая не только тысячами километров. Предстоящей зимой жителям северных поселков и городов понадобится 90 тысяч тонн бензина, дизельного и авиационного топлива, моторных масел. И львиную долю из этого перечня (более 75 тысяч тонн) им поставил «Красноярскнефтепродукт».
Наш край огромен. Что для жителя юга региона является экзотикой, для северянина – жизненная необходимость. О том, что северный завоз означает свет и тепло длинными полярными ночами, там вам расскажут даже дети. Сам видел, как в детских садах малыши рисуют караваны судов, идущих вниз по Енисею, а ребята постарше пишут на эту тему школьные сочинения. Как говорится, важность происходящего осознает и стар, и млад.
А как иначе? Для Игарки, например, КНП вообще является единственным поставщиком. В некоторых отдаленных поселках и факториях Красноярья без дизельного топлива не будет и освещения в детсадах, школах, больницах…
– Северный завоз – один из важнейших проектов нашей компании. Мы из года в год проходим этот нелегкий путь, всегда обеспечивая высокий суммарный перевалочный объем нефтепродуктов, – говорит главный инженер – технический директор АО «Красноярскнефтепродукт» Владимир Гордиенко. – Результат достигается благодаря тщательной подготовке и обучению персонала: в конечном счете от профессионализма наших работников зависит, будет ли тепло в домах северян. Поэтому каждый сотрудник компании осознает свою меру ответственности и вносит достойный вклад в наше общее дело. Учитывая, что весь технологический процесс, предшествующий навигации, достаточно сложный, подготовку мы начинаем еще зимой, сразу после новогодних праздников. Готовим технологическое оборудование, проводим ремонтные работы, испытания, диагностику и экспертизу промышленной безопасности. А ближе к навигации тестируем и заполняем нефтепродуктами наши производственные мощности. Объем работы масштабен, и, как показала навигация 2020 года, в очередной раз специалисты и руководство филиала «Северный» справились с ней на отлично.
В тесном контакте
Как уже отмечалось выше, северный завоз в целом длится около пяти месяцев. Но есть в крае места, где этот период сжимается всего лишь до двух недель. К примеру, в верховьях Подкаменной Тунгуски, куда можно попасть только в мае. Эти и другие особенности необходимо учитывать всем службам компании – от инженерной до коммерческой. Сотрудникам не нужно лишний раз объяснять, что и кто зависят от их действий.
Филиал «Северный» акционерного общества «Красноярскнефтепродукт» расположен в селе Абалаково Енисейского района. Он является самым мощным и стратегически важным в компании: здесь осуществляется перевалка всех видов топлива (авиационное, дизельное, бензин) в объеме до 300 тысяч кубометров.
Для коллектива нефтебазы завершающийся завоз – уже 42-й по счету, а для компании «Красноярскнефтепродукт» – 85-й, компания осуществляет поставки северянам со времен своего основания.
За эти годы механизм доставки ГСМ за полярный круг (и не только) собран, отлажен и работает как часы. Специалисты акционерного общества профессионально и оперативно рассчитывают логистику, организуют доставку, погрузку-выгрузку в строго определенные сроки.
Происходит это так. Сначала топливо доставляется на нефтебазу, расположенную за два километра от причала, по железной дороге. Потом по системе трубопроводов (шесть «ниток», по которым перекачивается столько же видов ГСМ) оно поступает на берег. И уже там происходит процесс заправки танкеров и барж для дальнейшей отправки по воде.
Все работы традиционно происходят в тесном и отлаженном сотрудничестве с рядом транспортных компаний, с Енисейским речным пароходством. В условиях пандемии перевозчики разработали целый комплекс мероприятий по противодействию распространения коронавирусной инфекции. Члены экипажей были снабжены средствами индивидуальной защиты, а все контакты с местным населением в период разгрузки судов минимизированы.
– Стратегически важные поставки на территории одного из крупнейших субъектов Российской Федерации доверяются только надежным поставщикам, проверенным годами, – резюмирует генеральный директор АО «Красноярскнефтепродукт» Борис Золотарев. – Нельзя не сказать, что это один из важнейших проектов нашей компании, выполнение которого для нас честь. Хочу сказать спасибо коллективу КНП, всем тем, кто на местах обеспечивал реализацию каждого этапа. В очередной раз мы проделали большую работу, обеспечив нефтепродуктами самые удаленные районы нашего огромного края.
Комментарий
Евгений АФАНАСЬЕВ,
министр промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края:
– «Красноярскнефтепродукт» в этом году через свои нефтебазы перевалил более 75 тысяч тонн топлива, а также самостоятельно доставил в северные территории 17 тысяч тонн ГСМ. Компания успешно справилась со всеми поставленными задачами в сложное время распространения коронавирусной инфекции. Была проделана серьезная организационная работа, которая позволила своевременно выполнить все запланированные мероприятия.
Северный завоз еще продолжается (ориентировочно он завершится в середине октября), однако мы все успели сделать и можем начать подготовку к следующему сезону. Министерство активно работает с территориями, формирует планы. Мы начинаем понимать и оценивать, сколько и чего будем завозить на Север в 2021 году.