В конце августа премьер-министр Михаил Мишустин подписал документ, согласно которому многофункциональные центры (МФЦ) могут оказывать услугу по регистрации транспортных средств. Впрочем, постановление не обязательно к исполнению – в большинстве центров сегодня нет необходимых условий для прохождения процедуры.
До недавнего времени регистрацией транспорта могли заниматься только специальные подразделения ГИБДД. Гипотетически появление дополнительной услуги в перечне многофункциональных центров позволит разгрузить уже существующие отделения автоинспекции, избавиться от очередей, приблизить услугу к населению, расширив ее географию, что особенно актуально для отдаленных территорий.
Какие-либо изменения в самой процедуре регистрации автотранспортных средств не предусмотрены – купили машину, полис ОСАГО, оплатили пошлину, предоставили авто инспектору для осмотра (он проверит соответствие документов), сдали бумаги в окошечко, получили регистрационные номера, прикрутили их и поехали.
Однако не все так просто с МФЦ. Недостаточно выделить инспектору место. Чтобы центр мог регистрировать транспорт, он должен соответствовать нескольким критериям: иметь площадку для осмотра машин, оборудованные рабочие места для инспекторов ГИБДД, помещения для хранения спецпродукции – знаков и прочего. В большинстве центров сейчас этого нет и в ближайшее время не предвидится. Более того, в некоторых из них вряд ли когда-нибудь появится подобное, потому как не будет возможности организовать парковку, например.
Пока в стране есть лишь три МФЦ, где в качестве эксперимента можно зарегистрировать транспорт. Однако все они расположены в Москве – их опыт вряд ли пригоден для реализации подобных проектов в регионах, так как у субъектов попросту нет таких резервов ни по площадям, ни по инфраструктуре, ни по средствам.
В федеральной ГИБДД считают, что размещение пунктов регистрации в МФЦ может быть выгодно властям регионов, так как половина госпошлины за оказанную услугу будет идти в региональные бюджеты. Впрочем, окупятся ли затраты на переоборудование МФЦ? В Красноярском крае за прошлый год было зарегистрировано около пяти тысяч автомобилей. Даже если учесть, что каждый из владельцев заплатил максимальные две тысячи рублей за выдачу государственных номеров, получается довольно мизерная сумма.
В краевом управлении ГИБДД нам сообщили, что могли бы перевести сотрудников в МФЦ, однако сами центры к этому не готовы, и вряд ли ситуация изменится до конца года. При этом в ведомстве уточнили, что выходили с подобным предложением несколько месяцев назад, однако не встретили понимания.
Директор КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Наталья Ревкуц сообщила: пока учреждения не готовы к оказанию новых услуг. По ее словам, с момента подписания соответствующего документа Мишустиным прошло мало времени.
Руководство к действию
- После покупки автомобиля владелец обязан в течение 10 дней поставить его на учет в любом подразделении ГИБДД. К примеру, если вы находитесь в другом регионе, где приобрели авто, там можете и ставить его на учет.
- Перед регистрацией, а еще лучше перед самой покупкой будет разумным проверить историю авто – не числится ли транспорт в залоге, сколько владельцев было у машины. Сделать это можно на сайте гибдд.рф в разделе «Проверка автомобиля» и на сайте федеральной нотариальной палаты reestr-zalogov.ru в разделе «Реестр уведомлений о залоге движимого имущества». На портале Службы судебных приставов fssp.gov.ru можно узнать, нет ли долгов, по которым машину могут арестовать.
- После оформления покупки машины и заключения договора купли-продажи, получения ключей и документов, пройдите техосмотр (если нет действующей диагностической карты), оформите полис ОСАГО и приступайте к оформлению в ГИБДД.
- Чтобы подать заявление на регистрацию новой машины, нужно найти соответствующий раздел на портале «Госуслуги». Если вы купили бывший в употреблении автомобиль, кликайте на «Изменение данных собственника транспортного средства». После того как заявление будет обработано, в личный кабинет придет приглашение на прием в выбранное вами подразделение. Распечатайте электронный билет на оказание услуги и отправляйтесь по указанному адресу в назначенное время. При себе иметь автомобиль, полис ОСАГО, документы на авто.