С 2012 года подготовка кандидатов в родители для воспитанников детского дома стала обязательной. Даже для тех, кто имеет собственных детей. Но у нас в крае еще до появления соответствующих законодательных изменений уже существовала школа приемных родителей. Специалисты проводят занятия почти во всех крупных населенных пунктах края – от Норильска до Минусинска.
И юристы, и логопеды
Это только на первый взгляд кажется, что ничего сложного нет: забилось учащенно сердце при виде фотографии несчастного малыша в газете или на интернет-сайте – и сразу же можно начинать собирать документы. Привести домой, где его ждут новые, специально купленные игрушки, прочитать сказку, поцеловать – и все, полная идиллия. Может быть, не сразу, но через пару месяцев-то точно. Настрадался он, бедный. А в новом доме все условия созданы.
Но те, кто в реальности прошли весь путь, знают: в любой момент может возникнуть вопрос, который даже опытных родителей, имеющих не одного кровного ребенка, поставит в тупик. Почему он ничего не ест? Почему может с легкостью уйти с незнакомой женщиной, называя мамой именно ее? Или вот еще – известно, что родители ребенка принимали наркотики. Насколько это отразилось на нем? Наконец, как подготовить родственников к появлению нового члена семьи – кое-кто из них просто упорно крутит пальцем у виска…
В школу вместе со специалистами – педиатрами, психологами, педагогами – приглашают мам и пап, которые уже успешно воспитывают приемных малышей. Они охотно отвечают на вопросы. Примерно треть «учеников» после окончания школы решает повременить с усыновлением ребенка. Специалисты считают: это только к лучшему, значит, не готовы пока люди к существенным изменениям в жизни. Поддались первому эмоциональному порыву. И кто знает – возможно, через какое-то время вернули бы несчастного ребенка назад. И сами бы наверняка страдали, что не справились, не смогли.
Дело в том, что представление о малышах из детского дома, о их жизни, состоянии здоровья у потенциальных родителей нередко формируется из кинофильмов, прочитанных книг, некогда услышанных историй.
Зачастую оно ошибочно.
Для кого занятия необязательны?
Сергей, недавний выпускник школы приемных родителей, рассказывает о вещах, которые его поразили:
– Раньше я считал, что до 90 процентов детей, оказавшихся в детских домах, являются сиротами. Оказывается, наоборот: почти все они имеют родителей, близких или дальних родственников. Если ребенок не усыновляется, а берется под опеку, то никакой тайны нет – значит, нужно знать, как в случае необходимости выстраивать с этими родственниками отношения. Где можно узнать об этом, кроме школы?
Много нового рассказали о здоровье детей. Среди приглашенных специалистов была женщина, усыновившая сразу двух малышей – в их медицинской карте стояли очень тяжелые диагнозы. Многие из усыновителей, видя, к примеру, запись «ВИЧ-контакт», никогда не будут даже смотреть этого ребенка. А ведь это означает только то, что он рожден от матери, инфицированной вирусом. Если женщина во время беременности принимала соответствующие препараты, в подавляющем большинстве случаев ребенок оказывается здоровым. Так было в случае и с этими детьми. Спустя год у этих малышей сняли диагнозы, в том числе и некоторые неврологические. Конечно, после такой истории начинаешь более взвешенно смотреть на имеющиеся заболевания.
Обучение в школе длится несколько дней. Психологи, логопеды, педиатры читают лекции, проводят специальные тренинги. Школу можно не посещать близким родственникам детей или тем, кто имеет опыт воспитания таких малышей.
Впрочем, и после того как ребенок появится в семье, родителей не оставляют один на один с возникающими проблемами.