Кто из нас не мечтает стать космонавтом в детстве? Мы бесконечно смотрим в это жуткое и темное небо, ищем красивые созвездия, смотрим на пролетающие спутники и даже не представляем, что жизнь в космосе все же есть. А попасть туда может любой из нас, если подойдет под определенные параметры.
Кирилл Песков — первый представитель Красноярского края в отряде космонавтов России. Он прошел через открытый набор, а теперь приглашает к участию желающих. Мы встретились с ним и поговорили в традиционном для космической темы месте — в Университете Решетнева. Кирилл, как и ожидалось, излучает космическое спокойствие, но за этим спокойствием и фирменным комбинезоном скрываются мечты мальчика, который смотрел на звезды и даже не думал мечтать, что когда-то будет ждать своей очереди для полета к ним.
«Роскосмос» и Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина объявили о старте открытого конкурса по отбору в кандидаты в космонавты РФ. Это всего четвертый с 2012 года набор, в котором могут участвовать все желающие, подходящие под ряд требований. С одной стороны всего четвертый. Но с другой — зачем такой большой отряд?
— Отряд на самом деле не такой большой. Всего насчитывает 26 человек. Постепенно люди уходят. Идет естественная убыль. Потому что годы идут, а люди не становятся моложе. Основной критерий — здоровье. Здоровье разное: у кого-то хватает на два-три полета, у кого-то на пять, у кого-то на один, к сожалению.
Поэтому за долгие годы существования отряда все тенденции собраны воедино — в какую-то статистику, а уже из нее определяется количество человек, которых нужно принять в соответствии с какими-то долгосрочными планами. А планы сейчас хорошие.
Какие перспективы в целом? Поступает человек в отряд. Что дальше?
— Человек поступает в отряд, проходит отбор и потом этап общекосмической подготовки. Сдается госэкзамен. Спрашивают различные вопросы, ставится итоговая оценка. Дальше человек переходит в группы специализации и совершенствования. Названия остались еще с советских времен, когда еще были различные аппараты, на которые готовили: «Буран», «Алмаз», «Салют», «Мир» и иногда готовили одновременно программы полета, поэтому были разные направления. Сейчас название осталось, но все готовятся на МКС. Поэтому изучается углубленно станция.
Дальше уже назначение в экипаж. Но назначение в экипаж может быть быстрым, как с нашим набором получилось. Через полтора года после госэкзамена нас уже начали назначать. Первый из нашего набора — Константин Борисов — полетит 15 августа.
То есть это нормальная практика, когда вы в отряд попали в 2018 году, а запланирован полет только через годы? Вы же вошли в экипаж МКС-73?
— Да, дублирование МКС-72 и основной экипаж МКС-73.
Это еще через пару лет?
— Основной экипаж запланирован на весну 2025 года.
И это нормальный срок для подготовки и попадания в экипаж?
— Я считаю, что это нормальный срок сейчас. Но предыдущим наборам повезло чуть меньше — они попали в такое время, когда им пришлось ждать от десяти лет и больше.
Сейчас те, кто желает полететь, могут пройти в отряд космонавтов конкурс и уже иметь ближайшие перспективы на полет к звездам?
— Не факт, все может поменяться. Как вот и парни с Аней Кикиной, набор 2012 года. Их ставили в экипажи, но потом все менялось, потому что менялась программа полетов. Очень много нюансов и вводных. Можешь прождать пять лет, а можешь прождать 15, а можешь — всю жизнь.
А в ваших ожиданиях еще присутствуют детские эмоции? Или коллеги уже рассказали, что это тяжелый труд, рутина?
— Коллеги, конечно, рассказали многое: и про тяжесть, и про труд. Но в целом, когда все возвращаются, говорят, что несмотря на все тяготы, это прекрасное событие в жизни, очень интересное. Все, кто возвращается, говорят, что готовы лететь еще.
Давайте про земные дела. Вы окончили назаровскую школу. Давно ли были в Красноярском крае? В городе Назарово?
— В Красноярске крайний раз был год назад, в Назарове был, кажется, тоже в прошлом году.
Меняется, на ваш взгляд, жизнь в крае?
— Да, Красноярск меняется. Понятно, что застройка идет. Преобразился в лучшую сторону. Всякие развязки транспортные появились, правда сами дороги как-то хуже стали, попал тут уже в яму.
Но мальчишкам из городов и районов края можно мечтать о космосе? В некоторых интервью вы говорили, что в детстве вы смотрели на звезды и мечтали. Или мы далеки от этого?
— Не можно, а нужно. Нет, не далеки, в том-то и дело. Мне в детстве казалось, что это что-то такое за гранью. Я знал, что есть космонавты, они летают, но было это как в другой вселенной. Мечтал я лет с восьми стать летчиком, к этому стремился. Для меня стать летчиком — это уже было счастьем.
По рассказам отца, я знал, что на этом пути много подводных камней, на которых можно споткнуться. После того, как я окончил училище и нашел работу летную, я был в принципе уже счастлив тем, что получилось. Знал, что дальше все зависит только от меня. Потом, когда узнал, что есть открытый набор. Это был первый набор в 2012 году. Я подумал: «Угу, то есть берут не только испытателей-летчиков и не только военных, а, получается, всех с инженерным образованием. Ну я же с инженерным образованием и еще летчик, пускай даже не военный. Надо попробовать, буду ждать следующего набора». Когда объявили следующий — подал документы. Многими знакомыми и родными это было воспринято как шутка, как что-то из другой вселенной. Ну так не бывает. А как не бывает, если вот оно — здесь. И все.
Требования все же не такие свободны или они реально свободны для всех? Понятно, что там до 90 килограмм, я вот уже не пройду. Но все же?
— Там есть целая комиссия, которая определяет нужность для отрасли претендента. Я бы сформулировал так: главное, чтобы человек был хороший. Если человек мечтает и стремится, по нему это видно, то шанс есть у всех. В этом я уверен. Профессия редкая, народ требуется. Поэтому пройти в отряд — это, я считаю, большая удача.
Какие бы сериалы или фильмы посоветовали тем, кто мечтает о космосе?
— Если честно, то я особо не смотрю. Сериалы вообще как-то не люблю. Предпочитаю пойти погулять или заняться автомобилем. Если смотрю перед сном, то научно-познавательные лекции.
То есть не фантастика, а вам ближе романтика и инженерия?
— Да, с детства так.
Можно еще странную просьбу. Когда будете на МКС — обязательно от нас полюбуйтесь на Красноярский край и Красноярск, а также попробуйте сфотографировать, как ваши коллеги уже делали.
— Конечно, обязательно. И город Красноярск, и город Назарово, и все наши красоты.
Отметим, что четвертый набор в отряд космонавтов уже стартовал. В нем могут участвовать граждане России в возрасте до 35 лет, которые отвечают ряду требований.