Родом из блокадного Ленинграда

Эвакуированных приютила Сибирь

Родом из блокадного Ленинграда Эвакуированных приютила Сибирь

Семья Богдановых дважды переселялась в Сибирь из центральной части России. Впервые отец Владимира Савельевича отправился осваивать земли Ирбейского района по столыпинской реформе, а в 1942 году эвакуировался вместе с семьей в глубинку из блокадного Ленинграда. Владимиру Богданову тогда было два года, но по рассказам родителей знает, как тяжело приходилось жителям осажденного города.

На север и обратно

Владимир Савельевич Богданов родился в Ленинграде в 1940 году, он так и не знает, где находится дом, в котором жил первые месяцы. Только однажды, уже взрослым мужчиной, побывал в родном городе, который покидал в двухлетнем возрасте под обстрелом немцев.

Говорит: защемило сердце, когда бродил по улицам Ленинграда. Видать, почувствовало оно: это его родина.

Своего отца Владимир Савельевич называет героем. Он прошел Первую мировую войну, побывал в плену у немцев, перенес пытки, которыми наказывал враг арестантов за побеги.

Когда отпустили пленных, Савелий Петрович домой прибыл – в Пустошинский район Великолукской области (что недалеко от нынешнего Санкт-Петербурга). И тут же женился. Его первая жена Дарья уже двоих детей родила, когда по столыпинской реформе отправили крестьян осваивать Сибирь. Так оказались они в Красноярском крае – в Ирбейском районе в деревне Серединка.

С жильем у переселенцев было трудно. Помотались с квартиры на квартиру, из деревни в деревню. Здесь, в Ирбейском районе, родился третий сын – Иван. Малышу было девять месяцев, когда умерла мать. Савелий остался один с тремя детьми. Попечалился, поскитался по квартирам и отправился на родину – в Великолукскую область.

В Ленинград

Время шло, а Савелий все один с детьми управлялся. И встретилась ему деревенская красавица Агафья. Девушка была на 17 лет младше мужчины.

Поженились, снова дети пошли. Первым Иван родился.

– Раньше по святцам младенцам имена давали. Так и получилось, что в семье у нас два Ивана, – рассказывает Владимир Савельевич. – Мы звали их – большой Иван и Иван маленький.

Следующей была дочь. Вот уже пятеро детей в семье. Да работы в деревне не стало. В 1930-х годах сложно стало выживать на селе.

– Решили тогда мои родители перебираться в Ленинград. Отец на кожевенный завод пошел работать. Говорит, жара там стояла несусветная. Кожи в чанах вымачивали перед выделкой, так рабочие ходили полураздетые и в кожаных фартуках. А затем устроился на пивоваренный завод «Красная Бавария» на Васильевском острове. А мать разнорабочей трудилась.

Ужасы войны

Владимир родился в Ленинграде 8 октября 1940 года. А через восемь месяцев началась Великая Отечественная война. Старших братьев – Федора и Андрея – на фронт призвали (они уже были взрослыми людьми), а отец по возрасту не подошел в призывники. Так и продолжал работать на «Красной Баварии».

– Отец был безграмотный, сам научился писать несколько слов, а его во время войны поставили учетчиком в кладовую, – рассказывает Владимир Богданов. – Там варенья хранились, используемые в производстве. За счет этого варенья мы и выжили.

Тяжело было в блокадном Ленинграде. Володю мать грудью кормила, хорошо, что молоко не пропало. Люди голодали. Умерших уже не хоронили, так и оставляли на улицах.

– Мама рассказывала, что это воспринималось уже нормально. А однажды моего старшего брата Ивана чуть не съели.

Мальчику шесть лет исполнилось, и мать отправляла сына на завод к отцу – отнести обед. Как-то раз наварила она супу, налила в бидон: «Ваня, отнеси». Тот бежит по улице вприпрыжку, а тут старуха: «Сынок, помоги мне!» Взяла его за руку и в подъезд ближайшего дома тянет.

В подъезд зашли: темно на лестничной площадке, в подвал дверь открыта. И она туда мальчика толкает. Испугался малец, вырвался, бидон уронил. И домой, к матери. Рассказал, как все было.

Женщина на завод к мужу побежала, на проходной военизированной охране рассказала: чуть не украли ребенка. Те с проверкой в подъезд, в который старуха детей завлекала. А в подвале несколько бочонков с человеческим мясом стоит.

Но такие эпизоды блокадной жизни были единичными. И тогда встречались подобные нелюди.

А в основном жители Ленинграда помогали друг другу чем могли. Как-то повезло Богдановым: мать ведро картошки заработала, а отец вещи на селедку выменял. Наварили кушанья – запах по всей коммунальной квартире.

На него и пришла еле живая соседка: «Дайте кусочек, дочка умирает, не встает уже». Ее за общий стол усадили: «Ешь, и девочке твоей дадим». А она картошку не в рот, а за пазуху кладет – ребенку.

Девочка та выжила. Может, эта самая картошка и спасла ей жизнь.

Через Ладогу

В семье Богдановых было 12 детей, шестеро из них родились в эвакуации

В 1942 году семью Богдановых определили на эвакуацию по Ладожскому озеру. Собрали родители четверых детей и нехитрые пожитки, погрузились на баржу. Только отплыли 30 метров от берега – первый немецкий самолет летит, а потом еще и еще. Бомбы на баржи сбрасывают. В одну попали, и уцелевшие люди в воде оказались – барахтаются, просят помощи.

– А командир на нашей барже стреляет и кричит: «Не поднимайте людей, нельзя, все утонем!» Посудина до того людьми набита была, что борт ее только на 20 сантиметров из воды выступал. Возьми еще кого – и на дно пойдет. Такой страх!

Богдановым направление дали в Ташкент. Но доехали до Новосибирска, где распределительный пункт находился, и отец отправился к коменданту: «Не хочу в Узбекистан, языка их не знаю. Отправляйте меня в Красноярский край».

И вновь занесла судьба Савелия Петровича в Ирбейский район. Теперь уже с новой женой и пополнением семейства.

Возвращение в Серединку

Всю жизнь Владимир Савельевич работал в Ирбейском районе, сначала водителем, затем управляющим отделением

Вновь поселились Богдановы в Серединке. В деревне тогда не лучше, чем в блокадном Ленинграде, было. Голодно, своего угла нет.

– Мои первые воспоминания в пятилетнем возрасте – мы с квартиры на квартиру переезжаем. Люди углы нам сдавали, чтобы на улице не оставить, – вспоминает пенсионер. – Мы тогда восемь квартир поменяли.

Из Ленинграда Богдановы привезли чемодан вещей. Их и меняли на продукты, чтобы деток прокормить. Савелия Петровича сразу же в трудовую армию призвали и отправили в Новосибирск. Туда эвакуировали предприятия из центральной части России, нужно было строить цеха и общежития.

Отработал в Новосибирске мужчина только три месяца, комиссовали из-за травмы. Нес кирпич на четвертый этаж стройки, леса под ним подломились, так и летел он вместе с грузом до земли, проламывая под собой помосты. Несколько часов без памяти лежал, кровь из ушей и носа, но ожил, восстановился.

Вернулся в деревню к семье и устроился в совхоз пастухом. А затем на пару с соседкой взял на откорм государственных свиней. Кормить хрюшек было нечем, ребятишки бегали за травой за околицу. Нарвут – и свинкам в корыто.

В семь лет Володю в школу определили. Мать из обносков сшила штаны и рубаху – вот и вся форма. Учебников на всех не хватало. «Родную речь» ученики из рук в руки передавали. Но ничего – выучились.

– У нас с братом Иваном одни сапоги на двоих были, – рассказывает Богданов. – Иван утром первым наденет их, идет отцу помогать. А я босиком на поле, где в прошлом году картошка росла. Наберу гнилушек, мать их намелет и лепешек напечет. Ох и вкусными они нам казались!

А с 10 лет Владимир и сам работать пошел – пас совхозный скот на полях.

Свой дом в Серединке у Богдановых появился только спустя много лет. Совхоз выдал им телку на доращивание. Хорошая корова вышла, богато доилась. Друг Савелия Петровича и предложил семейству обмен: они ему корову, а он им дом пустующий. Так и порешили.

Здесь, в Серединке, у Богдановых еще шестеро детей народилось. А в 1949 году вернулся с войны и старший брат Андрей (Федор пропал без вести на фронте в первые же месяцы после призыва).

Фото автора, из семейного архива Владимира БОГДАНОВА

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности