– Роман Валерьевич, если подвести итог исполнения муниципальных бюджетов прошлого года, что можно отметить в первую очередь?
– Главное, удалось пережить этот сложный период без негативных последствий в социальной сфере. Хотя ситуация по исполнению и краевого, и муниципальных бюджетов была достаточно напряженной. Процессы, происходившие в то время в экономике, безусловно, отразились и на бюджетной системе края. В первую очередь сказалось падение цен на рынке цветных металлов, и по остальным доходным источникам наблюдалось снижение поступлений.
– Насколько я понимаю, уже в момент принятия бюджета было понятно – корректировки в сторону сокращения неизбежны?
– Конечно, мы понимали это. Этот вопрос обсуждался заранее. Мы проводили беседы с представителями муниципалитетов, оценивали ситуацию. В результате решили принимать бюджет. Упор был сделан на то, чтобы в самом начале года обеспечить первоочередные социально значимые задачи.
– Однако прогноз по выпадающим доходам в муниципалитетах не оправдался?
– Да, в начале года мы планировали, что из 50 млрд рублей выпадающих доходов консолидированного бюджета доля муниципальных образований будет на уровне 11 млрд рублей. На практике цифра составила около 9 млрд рублей.
– Наиболее сложная ситуация сложилась в сильных районах, где расположено больше всего предприятий, поскольку 20 % налога на прибыль поступает именно в муниципальные бюджеты от тех предприятий, которые располагаются на этой территории?
– Да. Кризис отражается на конкретном предприятии. Налоги уменьшаются, и соответственно снижаются поступления в бюджеты.
Наиболее сложная ситуация сложилась в Норильске и Красноярске. В первом случае собственные доходы упали практически вдвое. В столице края – на четверть.
– И как при таких показателях по доходам удалось избежать серьезных социальных последствий?
– Мы провели оценку оптимизации расходов местных бюджетов. В итоге получилась цифра пять миллиардов рублей. В муниципальные образования были направлены методические рекомендации, каким образом подходить к сокращению расходов. По сути, на местный уровень транслировались те же принципы, что действовали и на краевом. Приоритет – зарплата и социальные выплаты. На помощь муниципальным бюджетам край заложил шесть миллиардов рублей.
– В какой форме планировалась помощь?
– В форме бюджетных кредитов. Почему был выбран именно такой вариант? Все просто – таким образом можно более тонко регулировать вопросы межбюджетных отношений в соответствии с текущей ситуацией. Так, если по Красноярску выпадающие доходы по налогу на прибыль планировались на уровне двух миллиардов рублей, то по факту составили около миллиарда.
– Но в территориях понимали, когда приходилось от чего-то отказываться?
– Конечно, в противном случае нам просто бы не удалось сбалансировать бюджет. Именно тесное взаимодействие с местными финансистами позволило добиться высоких результатов. С бюджетообразующими территориями мы постоянно в течение года работали – вели их. Принимали совместные решения.
Сегодня очевидно, что все социально значимые расходы были выполнены в полном объеме. Я имею в виду выплаты заработной платы, оплата коммунальных услуг.
Естественно, от части расходов пришлось отказаться, отложить до лучших времен. Но в общем и целом мы удовлетворены исполнением бюджетов.
– И все-таки с некоторыми территориями возникали проблемы. И, как мне кажется, дело тут не только в объективных причинах. Просто местные специалисты оказались не готовы.
– Были сложности с некоторыми муниципалитетами. Параметры бюджетов не соответствовали ситуации. Или доходы не обеспечивались, или расходы были неоправданными. Однако, повторюсь, совместная работа позволила уже на конец года избавиться от проблем в этих территориях. Сегодня ситуация полностью прозрачна и контролируема.
– В этом году проблемы те же?
– В этом году легче. Большая часть муниципалитетов уже привела свои бюджеты в соответствующее состояние.
– Но в этом году, кстати, территориям придется отдавать прошлогодние кредиты. Местные бюджеты готовы к этому?
– Когда мы выдавали кредиты в 2009 году, то понимали, что не у всех будет возможность отдать все и сразу. Тут мы руководствовались принципами точечной настройки – к каждой территории свой подход. Если муниципалитеты будут испытывать трудности, мы сможем продлить возврат кредита до 2011 года. Если ситуация будет улучшаться, погашение может идти опережающими темпами.
К слову, Норильск уже довольно существенную часть кредита вернул.
– И в завершение вопрос о текущей ситуации…
– Мы продолжаем вести регулярный мониторинг исполнения бюджетов муниципальными образованиями. На сегодняшний день ситуация стабильная. И на краевом, и на местном уровнях есть понимание, что только консолидированными усилиями можно добиться необходимого результата. А в нашей работе главный результат – обеспечение выполнения всех социальных обязательств, прозрачность и надежность бюджетной системы края.