С 1 июля в Красноярском крае традиционно увеличились тарифы на услуги ЖКХ. Нельзя сказать, что это радостное известие, но избежать роста тарифов, к сожалению, невозможно. Ведь растут цены на все – транспортные услуги, энергоносители, металл. Увеличивается прожиточный минимум, а вместе с ним растет зарплата сотрудников, которая тоже является составляющей тарифа. В этих условиях индексация – вынужденная мера, позволяющая коммунальщикам поддерживать качество предоставляемых услуг, ремонтировать и обновлять инфраструктуру.
На вопросы о том, какие изменения ожидают жителей края и как они скажутся на нашей повседневной жизни, ответил министр тарифной политики Красноярского края Александр Ананьев.
– Какие факторы учитываются при установлении тарифов на коммунальные услуги?
– На размер тарифов оказывают влияние объемы поставляемого ресурса, территориальное расположение, вид топлива, протяженность сетей, техническое состояние основных фондов. Ключевым фактором является способ выработки тепловой энергии.
Соответственно, при установлении учитываются экономически обоснованные затраты организаций на осуществление деятельности по оказанию регулируемых услуг.
При установлении тарифов необходимо учитывать множество факторов: территориальное расположение (северные территории более энергозатратны), протяженность и степень изношенности коммунальных сетей, энергоемкость установленного оборудования, его соответствие необходимой мощности.
Огромное влияние на размер тарифа оказывает объем потребления коммунальных услуг (обратно пропорциональная зависимость: чем больше объем реализации услуг, тем меньше размер тарифа), то есть численность проживающего населения, насыщенность территории технической и социальной инфраструктурой.
При установлении тарифов на питьевую воду также важно наличие собственных источников добычи воды (поверхностный водозабор, подземные скважины); очистных водозаборных сооружений; техническое состояние основных фондов.
– Какие льготы можно получить гражданам, которые не справляются с оплатой услуг ЖКХ?
– В соответствии с законом Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» при возникновении особых условий гражданам предоставляются субсидии с учетом их доходов. По вопросам, связанным с предоставлением мер соцподдержки, можно обратиться в управление социальной защиты населения по месту проживания.
– Каким образом рассчитывается индекс изменения платы за коммунальные услуги для граждан и какие факторы принимаются во внимание?
– Предельные индексы изменения платы за коммунальные услуги устанавливаются на федеральном уровне распоряжением Правительства РФ. На основании данных индексов, с учетом отклонений по отдельным муниципальным образованиям, губернатор утверждает предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях края. В первом полугодии плата за коммунальные услуги не индексировалась. На 2-е полугодие 2024 года индексы утверждены в следующем размере:
• для муниципальных образований городов Красноярск и Канск – 10,5 %;
• для всех остальных муниципальных образований края – 7,0 %.
Важно помнить, что установленные ограничения роста платы жителей за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу (общей сумме в платежной квитанции).
Граждане должны четко понимать: выше этих значений рост совокупного платежа у них произойти не должен. В случаях, когда ресурсоснабжающая организация устанавливает более высокую тарифную планку, разницу между ней и предельными индексами компенсирует краевой бюджет. Все произойдет автоматически, жителям для этого никуда обращаться не нужно. В случае превышения установленных тарифов (по мнению потребителей) следует обратиться за разъяснениями в свою управляющую компанию. Если и там не смогут разрешить спорную ситуацию, то в службу строительного надзора и жилищного контроля края.
– Подчиняются ли управляющие компании муниципалитетам? Как повлиять на управляющую компанию, которая недобросовестно исполняет свои обязанности?
– Государственный контроль за управляющими компаниями осуществляется службой строительного надзора и жилищного контроля края. Также в регионе действует консультационно-правовой центр по вопросам организации предоставления жилищно-коммунальных услуг населению – работает с 9:00 до 20:00 в будние дни.
Телефон горячей линии 8 800 333-70-07, звонок бесплатный.
– В какой степени учитывается обратная связь от жителей края при принятии решений о повышении тарифов, и могут ли граждане влиять на этот процесс?
– Ресурсоснабжающие организации раз в год имеют право обратиться в министерство тарифной политики с просьбой и вескими аргументами увеличить тариф. Начинается кропотливая работа по изучению всех факторов, представленных в документах. Министерством определяется экономически обоснованный размер необходимой валовой выручки, и тарифы утверждаются в соответствии с федеральным законодательством.
В полномочия ФАС России входит контроль за установленными тарифами на региональном уровне. Действующим законодательством не закреплено право граждан на участие в процессе формирования тарифов.
– С 1 июля снова увеличилась стоимость электроэнергии. По каким критериям применяется тариф на электрическую энергию «для населения» для потребителя в сельском населенном пункте?
– При утверждении цен на электрическую энергию, поставляемую жителям, проживающим в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами или электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
– В тарифы закладываются в том числе средства на капитальный ремонт сетей. Если они отремонтированы или недостаточно ремонтов, почему не снижается тариф?
– Расходы ресурсоснабжающих организаций на проведение ремонтных работ, учтенных в составе тарифов, подлежат обоснованию. В случае если фактические затраты сложились ниже запланированных в тарифе, разница подлежит исключению из тарифа.
– С чем связан рост тарифов на вывоз ТКО и почему он не влияет на качество предоставления услуг?
– В соответствии с действующим законодательством в сфере тарифного регулирования при установлении тарифов региональных операторов необходимо учитывать инфляционные процессы, происходящие в обществе, и индексировать определенные статьи затрат организации. Ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки и тарифов с учетом фактических затрат.
Вместе с тем регулируемые организации несут ответственность за качественное предоставление услуг.
При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребителю необходимо сообщить об этом исполнителю услуги, зафиксировать факт нарушения.
В случае отказа в удовлетворении требований в добровольном порядке потребитель вправе обратиться с исковым заявлением в суд.
Фото: Олег Кузьмин, Руслан Рыбаков, krskstate.ru