Почти 320 миллионов рублей будет перечислено до конца года сельхозпредприятиям края, производящим рапс и сою. Субсидии позволят сохранить площади под культуры, в том числе востребованные за рубежом. Большая часть этой суммы – федеральные средства, выделенные по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт». Увеличение продаж сельхозпродукции за рубеж – лишь одно из его направлений. До 2024 года мы должны значительно увеличить экспорт несырьевых неэнергетических товаров. Насколько получается это сделать в текущих условиях?
Наставник для бизнеса
Судя по представленным цифрам, мы продолжаем успешно отправлять на продажу местную пшеницу, рапс, овес. Значительная часть уходит в Беларусь, Китай, Киргизию. Одной из востребованных культур оказался рапс – более 88 тысяч тонн ушло на экспорт. Местные предприятия за последние несколько лет значительно увеличили площади под него – с 56 тыс. га в 2017 году до 235 тыс. га в 2022-м.
В текущем году впервые экспортировалась гречиха в Латвию, горох – в Казахстан и Киргизию, а также плодоовощная продукция – в Монголию, Азербайджан и Румынию. Востребована оказалась и сгущенка местного производства, которую отправили в Узбекистан.
Всего же предприниматели нашего региона поставляют разнообразную продукцию (не только сельскохозяйственную) в 72 страны мира.
Роль эффективного наставника для малого и среднего бизнеса на этом нелегком пути почти десять лет выполняет центр поддержки экспорта платформы «Мой бизнес».
– Мы оказываем предпринимателям помощь на всех этапах, начиная от подготовки товара и поиска партнеров, заканчивая заключением экспортной сделки и отчетности по ней, – рассказывает руководитель центра Наталия Абрамова. – Больше всего востребованы услуги по поиску иностранных партнеров. Для этого мы организуем бизнес-миссии за рубеж, когда делегации предпринимателей отправляем в другое государство и там организуем переговоры с иностранными партнерами. Эта мера очень востребована – у нас в ближайшее время планируются бизнес-миссии в Киргизию, в Казахстан. Прием заявок еще открыт, и этой возможностью можно воспользоваться прямо сейчас. Также есть вариант поддержки по проведению маркетингового исследования рынка на условиях софинансирования, 80 процентов – наши. По итогам можно понять, востребован ли товар, какова емкость данного рынка, какие конкуренты есть. В целом меры, которые предпринимает государство, действует благотворно – растет в том числе и качество наших компаний. Они становятся более квалифицированными, интересными для зарубежных рынков.
Сейчас в центре начались занятия в рамках очередного потока акселерационной программы «Экспортный форсаж». И это тоже одно из направлений нацпроекта. Предпринимателей будут учить расчету оптимального логистического маршрута, снижению издержек и многому другому.
– Эта программа для достаточно развитых предприятий, которые либо хотят увеличить объемы, если они уже действующие экспортеры, либо для тех, кто еще только планирует начать, – поясняет Наталия Абрамова. – За каждой компанией закрепляется наставник, и она проходит все этапы проекта: от анализа рынка до подписания контракта, по сути, получая алгоритм работы.
Новая логистика
Первый набор «Экспортного форсажа» состоялся еще в 2020-м, «пандемийном» году, поэтому занятия шли в онлайн-формате. Это, по мнению одного из участников, не помешало получить много полезной информации.
Речь идет о компании «Скай Технолоджи 2015» из Железногорска, которая занимается проектированием и производством оборудования – станков для декорирования стекла, широкоформатных принтеров, помогающих печатать на популярных листовых материалах – дереве, стекле, пластике.
– Мы изучили, как правильно выбрать рынок. Определили, что наша продукция будет востребована в Германии, сделали сайт на немецком и английском языках, – вспоминает Марк Молчанов, заместитель директора компании. – Но сейчас пытаемся переориентироваться на Ближний Восток, с помощью центра поддержки экспорта зарегистрировались на турецком ресурсе – надеемся, это поможет нам найти контакты компаний, которые заинтересованы в сотрудничестве. Уже получили запросы из Марокко и Пакистана. Да, в связи с изменившимися после февраля условиями сложности есть – некоторые запчасти пришлось ввозить по системе параллельного импорта и ждать достаточно долго. Но теперь эти сроки сократились, схема отработана. В принципе, любой бизнес – это всегда риск, к которому мы уже привыкли. Все равно нужно продолжать работать, других вариантов нет.
В центре поддержки экспорта отмечают, что определенная готовность к сложившейся ситуации уже была – после присоединения Крыма ввели санкции, потом неожиданно началась пандемия.
– Сейчас у нас вектор сместился в сторону стран СНГ, с ними и ранее было плотное взаимодействие, – говорит Наталья Абрамова. – Ищем также партнеров в Ираке, Турции. Недавно у нас побывала делегация из ОАЭ, по итогам встречи заключено несколько контрактов. Хороший спрос сохраняется на пиломатериалы, дикоросы – свежие и сушеные ягоды, грибы – это, по сути, уникальный продукт на рынке. Да, многие логистические компании, с которыми мы работали, принадлежат странам, ставших нам недружественными, но выстраиваются новые логистические цепочки. У нас на сегодняшний день за неполный 2022 год заключено 46 экспортных контрактов на 21,4 миллиона долларов, и это только те клиенты, которые подписали контракты при содействии нашего центра, субъекты малого и среднего предпринимательства. В прошлом, 2021 году было 73 контракта на сумму 15,4 миллиона долларов.
Что дальше? Пока еще сложно делать прогнозы даже самым смелым аналитикам. Очевидно лишь то, что никто не опустил руки. Наоборот. В правительстве страны разработан комплексный план по выстраиванию новой экспортно-импортной логистики.
Работают различные меры господдержки, к примеру, с сентября для предпринимателей услуги по продвижению, транспортировке выставочных образцов и другого в шоурумах с российской продукцией АПК в некоторых зарубежных странах оказываются бесплатно.
Даже в сложившихся условиях остается еще немало возможностей.
Какие страны покупают сельхозпродукты края?
По данным Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, за 9 месяцев 2022 года было отправлено:
В Монголию:
- 2,4 миллиона яиц птицефабрики «Заря»,
- 16,1 тонны мороженого «Славицы»,
- 18,9 тонны свинины АО «Свинокомплекс «Красноярский»;
В Узбекистан:
- 160 тонн сгущенного молока и продукта сгущенного на основе молока Филимоновского молочно-консервного комбината;
В Японию:
- 4,4 тонны меда ООО «Чернецов трейд компания»;
Во Вьетнам:
500 кг пантов северного оленя ООО «Аргиш».
Фото предоставлено пресс-службой центра «Мой бизнес» в Красноярском крае