На Красноярском алюминиевом заводе состоялось совместное заседание научно-технического совета при министерстве экологии и рационального природопользования края и краевого общественного совета по охране окружающей среды. Председательствовал на нем глава министерства Павел Борзых. В работе приняли участие ведущие экологи, эксперты, ученые из Красноярска, Москвы, Новосибирска, представители высшего менеджмента компании РУСАЛ.
Грандиозная модернизация
Но перед тем, как пройти в конференц-зал, ученые и экологи совершили экскурсию по заводским цехам: металлурги показали, какие технологические новшества были внедрены за последние годы, как тщательно ведется сейчас на производстве контроль за промышленными выбросами, как осуществляется онлайн-мониторинг герметизации корпусов электролизеров. Объяснили, как работает современная система газоочистки и умная автоматика, которая позволяет практически мгновенно реагировать на нештатные ситуации, что и было продемонстрировано гостям – открыли на минуту крышку одного из электролизеров, и система тут же просигнализировала о нарушении контроля герметизации, а значит, и нежелательного выброса вредных веществ.
– Я был со своими студентами на КрАЗе лет 10 назад – видимость в цехе была метров 10–15, противоположной стены не видно. Сегодня совершенно другая картина, цех просматривается насквозь, – признался профессор кафедры экологии и природопользования СФУ Юрий Григорьев.
Программу по экологической модернизации на КрАЗе реализуют с 2004 года. Особенно активно – последние 10 лет. Ее инициировал еще основатель РУСАЛа Олег Дерипаска. За это время на заводе введены в эксплуатацию новые газоочистные комплексы, автоматизированная система управления технологическим процессом, все электролизеры переведены на более прогрессивную технологию – «Экологический Содерберг».
В результате выбросы предприятия снизились почти на 40 процентов, по фторидам – на 76. А по сравнению с 1980 годом выбросы от алюминиевого завода в Красноярске сократились в 4,5 раза.
Сейчас металлурги поставили перед собой еще более амбициозные задачи. В этом году РУСАЛ объявил, что четыре его завода в Сибири – Новокузнецкий, Братский, Шелеховский и Красноярский – в ближайшие несколько лет ждет грандиозная модернизация, равной которой по масштабам не было за всю историю российской алюминиевой отрасли. И главная ее цель – защита и охрана окружающей среды.
К 2028 году наш КрАЗ изменится радикально. Из 24 корпусов, многие из которых построены еще в 60-х годах прошлого века, 11 полностью снесут. На их месте появятся два больших современных цеха. Причем в них будут установлены новые электролизеры РА-550, которые возьмут на себя половину объемов производства алюминия. В них будут применяться обожженные аноды. Такие аноды не выделяют бензопирена, электролизеры РА-550 более энергоэффективны, позволяют обеспечить непрерывность производственного процесса. А максимально плотная компоновка электролизеров в корпусе позволит снять больше металла с единицы площади и снизить его себестоимость. Поэтому, несмотря на сокращение площадей, объемы производства на КрАЗе останутся прежними – 1 015 тыс. тонн алюминия в год, а два новых цеха займут гораздо меньше места, чем 11 старых. На освободившихся площадях будет разбит сквер – прямо на территории завода.
Положительная динамика
Иван Ребрик, заместитель директора по устойчивому развитию, представил интересную, насыщенную цифрами и фактами презентацию, в которой было показано, как именно будет происходить модернизация завода: графики, диаграммы, результаты многолетних экологических наблюдений, демонстрирующих положительную динамику по выбросам КрАЗа. Они из года в год сокращаются. Так, если в 1980 году ежегодные валовые выбросы завода составляли 261 тыс. тонн, то в 2020-м – 54 тыс. тонн. К 2025 году этот показатель снизится еще на 10,2 процента. Причем на новых мощностях выбросы бензопирена, которые являются вечным камнем преткновения в спорах алюминщиков с экологами, снизятся до нуля, а фторидов – сократятся на 69 процентов!
По словам Ивана Ребрика, решения, которые будут применены в процессе перестройки завода, с внедрением РА-550 позволят опуститься вполовину ниже показателей ПДВ (предельно допустимые выбросы). Специалисты РУСАЛа в своих выступлениях подчеркивали, что технологические решения, которые собираются применить на КрАЗе, проверены на Саяногорском заводе, а также на самом новом, запущенном на днях, – в Тайшете. Они прекрасно показали себя и станут моделью, по которой будет вестись модернизация КрАЗа.
Ученые проявили большую заинтересованность в проекте. Они задавали массу вопросов. Самый радикальный из экспертов – Виктор Сибгатулин, руководитель НП «Экологический центр рационального освоения природных ресурсов» – предлагал вообще закрыть КрАЗ. А Валентин Данилов, ученый секретарь экспертного совета президиума СО РАН, и Андрей Недре, заместитель директора ФГБУ «ВНИИ Экология», спрашивали, почему сразу нельзя перевести весь завод на технологию обожженных анодов, если она такая передовая и экологически безопасная.
Иван Ребрик сказал, что ожидал этого вопроса, и объяснил: если намеченные планы перестройки будут реализованы, то завод и так достигнет экологических показателей вдвое более жестких, чем те, которые к нему предъявляются существующими нормативами. Обрисовал, какие могут быть негативные экономические и социальные последствия для края, если «закрыть КрАЗ немедленно». Пока надо идти по другому пути: минимизировать его влияние на окружающую среду.
Впрочем, специалисты РУСАЛа дали понять, что намеченная перестройка – не финишная точка: «То, что мы сегодня делаем, можно рассматривать как первый шаг в сторону самых радикальных и смелых решений. Но они – в далекой перспективе».
Информация к размышлению
Очень импонирует политика открытости, даже искренности, которую проводит компания РУСАЛ, говоря о перспективах производства, об изменениях, которые на нем произойдут, о своих экологических программах. К разговору об этом она приглашает всех заинтересованных лиц из числа общественности, экологов, ученых, просто жителей Красноярска. Перед ними завод готов открыть свои двери: приходите, спрашивайте, смотрите, обсуждайте.
Руководство компании подчеркивает: все эти презентации и планы – это еще не сам проект реконструкции, а скорей информация к размышлению. Металлурги делятся ею, чтобы услышать мнения людей, оценку своих намерений, предложения по их корректировке – с тем, чтобы учесть их при разработке проектно-сметной документации, к которой приступят уже в следующем году. А в феврале-марте состоятся большие экологические слушания по проекту реконструкции, там любой желающий сможет высказать свои предложения.
Кстати, и на заседании научно-технического совета не раз звучали приглашения специалистам: звоните, записывайтесь на более подробную и длительную экскурсию на завод, все расскажем и покажем.
– Мы ожидаем революционных изменений на КрАЗе, – отметил министр Павел Борзых. – Очень важно, что металлурги перед тем, как начать большую перестройку, еще до разработки проектно-сметной документации, советуются с общественностью. Сомнений в целесообразности проекта у меня нет: в результате его реализации мы ожидаем уменьшения выбросов бензопирена на 100 процентов. То есть по факту завод не будет выбрасывать его совсем. Уменьшение выбросов фторидов – на 70 процентов… Это вполне реальные планы.