СФУ выбран площадкой конференции не случайно. Треть территории края – арктическая. Таймыр – самый северный полуостров страны. Дудинка – самый северный морской порт. Диксон – самый северный аэропорт. Все коллизии вокруг Ледового континента, а их немало, нашего региона касаются практически напрямую.
– Для Красноярского края вопрос развития Севера и Арктики является крайне актуальным, потому что значительная часть территории нашего региона – это арктическая зона, которая, за исключением Норильского промышленного района, является практически неосвоенной. При этом освоение Арктики – это специфическая задача, которая должна учитывать массу особенностей этой территории, – считает председатель правительства Красноярского края Эдхам Акбулатов. – Поэтому считаю проведение в Красноярске международной конференции, посвященной данной тематике, важнейшим и своевременным этапом работы по развитию Севера Красноярского края.
По словам ректора СФУ академика Евгения Ваганова, университет в свое время стал инициатором одного из первых совещаний по Арктике:
– Два года назад в рамках VI Красноярского экономического форума в университете прошла всероссийская научная конференция по вопросам арктических территорий. Сегодня университет участвует в интеграционных проектах Российской академии наук и ее Сибирского отделения, задействован в научных проектах по заказу промышленных компаний.
В сфере интересов ученых СФУ – самый широкий круг вопросов, которые касаются комплексного подхода, а это значит, умения сохранить природу, выстроить индустриальную структуру, сделать ее привлекательной для проживания.
Плюсы сотрудничества
Кроме промышленного освоения, политика страны в Арктике направлена на обеспечение национальной безопасности и устойчивого развития арктических регионов. А это экология, социальная политика и наука. Перечисленным вопросам и посвящена Международная конференция «Сибирский Север и Арктика в условиях глобальных вызовов XXI века», которая пройдет в СФУ 21–23 ноября.
В первый день конференции участники обсудят тему «Северное и арктическое развитие в мировом контексте: вызовы, проблемы и возможности. Северные стратегии России и Канады», а также «Ресурсы и природная среда сибирского Севера и Арктики». Во второй день запланированы три сессии: «Транспортная инфраструктура Севера и Арктики: российские проблемы и перспективы и новые международные транспортные коридоры», «Бизнес на Севере: риски, возможности развития и потенциал международного сотрудничества», а также « Человек на Севере и в Арктике: поиск новой адаптационной модели и формирование эффективной среды обитания. Социально-экономическое развитие коренных народов Севера и роль промышленности и бизнеса в этих процессах».
– В рамках конференции мы рассчитываем обменяться опытом с зарубежными коллегами, которые занимаются решением аналогичных задач в других странах, – говорит Эдхам Акбулатов. – В частности, экономика Канады во многом сходна с потенциально возможной экономикой Севера нашего края. У нас общие проблемы с созданием инфраструктуры, с развитием малой авиации, сходные задачи связаны с освоением природных ресурсов. Кроме того, вопросы, касающиеся сохранения быта и культуры коренных малочисленных народов, для нас и для севера Канады также аналогичны и очень важны. Уверен, что эта конференция придаст новый импульс российско-канадским отношениям, и приятно осознавать, что Красноярский край при поддержке полномочного представителя президента в СФО Виктора Толоконского серьезно этому способствует.
Заместитель губернатора края – заместитель председателя правительства края Виктор Томенко, возглавляющий рабочую группу по подготовке и проведению конференции, отметил, что вопросы изучения и освоения Арктики активно обсуждаются на различных площадках. Арктические форумы в этом году уже прошли в Мурманске и Архангельске. В Сибирском федеральном округе базовой площадкой для разработки комплексного подхода к изучению и освоению сибирского Севера и Арктики становится Красноярск. И нынешний форум – очередной шаг в этом направлении.
Ледовая война
Арктика – регион стратегических интересов России. Не зря же еще адмирал Макаров сказал: «Россия есть здание, фасад которого обращен к Ледовитому океану».
– Освоение Арктики значимо, во-первых, с точки зрения привлечения дополнительных природных ресурсов, прежде всего углеводородного сырья на шельфе. Во-вторых, развития транспортных потоков, как прямых – воздушных, – так и морских, увеличивающихся по мере таяния льда и появления свободной воды, и, наконец, как формирование среды для проживания коренных малочисленных народов, – говорит ректор СФУ Евгений Ваганов. – Это объясняет пристальное внимание к сибирскому Северу ученых, в том числе представителей Сибирского федерального университета. Если взять арктический пояс, то это около одной трети территории всего Сибирского федерального округа, причем трети, интенсивно осваиваемой и интенсивно эксплуатируемой.
Правда, долгое время для большинства населения страны эта территория оставалась в основном синонимом экстремальных температур, ветров и прочих некомфортных погодных условий. Но в последнее время, наверное, даже самый несведущий в географии и геологии человек знает, что это еще и гигантская кладовая ресурсов.
Это понимание пришло ко всем в августе 2007 года. Тогда участники российской полярной экспедиции «Арктика-2007» во главе с Героем Советского Союза Артуром Чилингаровым на двух глубоководных аппаратах «Мир-1» и «Мир-2» погрузились в воды Ледовитого океана, взяли пробы грунта и оставили на дне российский флаг.
Бурная реакция соседей по Северу на этот жест последовала сразу же. Вплоть до резких заявлений.
– Я не уверен, что именно они водрузили – металлический флаг, резиновый флаг или пластину на дне океана. Но чем бы это ни было, это не имеет никакого легального значения или эффекта для этой заявки, – заявил летом 2007 года заместитель официального представителя госдепартамента США Том Кейси.
Его поддержал канадский министр обороны Питер Маккей:
– Сейчас не XV век. Нельзя ездить по миру, устанавливать флаги и кричать: «Это наша территория».
В ответ министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что установить флаг страны, впервые спустившись на дно океана на Северном полюсе, вполне естественно:
– Так было и на Луне, между прочим. Никто флагами не разбрасывается.
Америка снарядила для проведения научных исследований в Арктике тяжелый ледокол «Хили» службы береговой охраны.
Словом, страны обменялись высказываниями и жестами в духе полярной войны. Эта публичная перепалка, или, если выражаться более дипломатичным языком, дискуссия, и привлекла внимание широкой общественности к результатам исследований ученых.
А они впечатляют. Достаточно сказать, что Арктику только по разведанным запасам углеводородов сравнивают с Персидским заливом. Исследователи утверждают, что там находится около 25 % всех мировых запасов нефти и газа. То есть даже без учета платиноидов и прочих полезных металлов это весьма и весьма лакомый кусок.
Перспективы потепления
Арктика постепенно тает, и не так уж медленно. По данным ученых, за 50 лет объем льда уменьшился процентов на 15. Не исключено, что время, когда эта территория будет свободна ото льда, не за горами. Возможности, которые откроются благодаря этому, трудно переоценить. Путь из Европы в Азию через Северный полюс на четыре тысячи миль короче, чем мимо Африки. И никаких сомалийских пиратов.
Так что не удивительно, что темы Северного морского пути и Северного воздушного моста сегодня «вдруг» снова стали актуальны. Буквально на днях, встречаясь с журналистами из региональных СМИ, президент страны говорил об этом как об уже поставленной государственной задаче.
– Сейчас через Государственную думу идет соответствующий закон, посвященный возможности осуществления морской проводки через Северный морской путь и использованию арктических богатств. Одновременно меняется Кодекс торгового мореплавания, и даже будет создана специальная дирекция, которая будет заниматься этими вопросами. Я считаю, что все это в совокупности должно привести к одному, но очень важному эффекту: Россия станет восприниматься на мировом уровне как арктическая держава. Мы – самая крупная арктическая страна, потому что у нас самая длинная береговая линия, а значит, самый большой морской путь. Но нужно, конечно, вкладывать деньги, в том числе в ледокольный флот, в морские суда, нужно развивать порты, – подчеркнул Дмитрий Медведев.
Если тенденции по таянию арктических льдов сохранятся, в ближайшие годы в новом ракурсе встанет вопрос и реконструкции порта Дудинка и возрождения Диксона. Не надо забывать, что это не только точки новых торговых путей. Это еще и пограничная и приграничная зона.
На право владения береговой зоной Арктики претендуют восемь государств: Россия, Канада, Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, США. Америка может оспорить огромный участок между Чукоткой и Кольским полуостровом благодаря Аляске, которая выдается в Ледовитый океан почти на тысячу километров. То есть Александр II, продав в 1867 году эту территорию, значительно подпортил геополитическую ситуацию современной России.
Cправка
Арктика (от греч. arktikys – северный) – северная полярная область земного шара, включающая окраины материков Евразии и Сев. Америки и почти весь Сев. Ледовитый океан (кроме В. и Ю. Норвежских морей) со всеми его островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.
Наиболее изучены в Ледовитом океане недра шельфа Баренцева, Печорского и Карского морей. Запасы разведанных там 11 месторождений нефти и газа оцениваются в 54 млрд т. По данным Геологической службы США, потенциальные запасы нефти в регионе составляют 90 млрд баррелей, газа – 47,3 трлн куб. м, газового конденсата – 44 млрд баррелей.
На сегодня в уже освоенной арктической зоне страны добывается около 80 % российского газа, более 90 % никеля и кобальта, 60 % меди, 96 % платиноидов, 100 % барита.
История вопроса
В 1920-х годах СССР, Норвегия, Дания, Канада и США условились считать воду и острова в пределах полярного сектора государства частью территории России. Страна, таким образом, получила самый большой сектор между Чукоткой, Северным полюсом и Кольским полуостровом, площадью 1,2 млн кв. км Однако в 1997 году РФ ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву, согласно которой морские экономические границы государств ограничены 200-мильной прибрежной зоной, и утратила право владения «русским треугольником».