Русское поле экспериментов <p>…или Где закалялась сталь отечественного предпринимательства</p>

Русское поле экспериментов <p>…или Где закалялась сталь отечественного предпринимательства</p>

Россия (при ее нынешнем, федеративном устройстве), как и положено сравнительно молодому государству, занята мучительными поисками собственной идентичности. Не только национальной, культурной и политической. Поиск своей, исконной бизнес-модели, истоков и смысла русского капитализма, деловой стратегии, применимой не только внутри страны, но и на международном уровне, не прекращается уже два десятилетия. Пожалуй, можно говорить и о первых результатах этого поиска – куда идем, мы более-менее определились. В общество комфортное, цивилизованное, модернизированное, открытое к инновациям, с высоким качеством жизни и развитым предпринимательством. В гражданское в самом широком смысле слова. Однако, чтобы успешно преодолеть дистанцию, отделяющую нас от светлого завтра, и достичь цели с наименьшими потерями, нелишне вспомнить – а откуда, собственно, путь держим?

Спросите у западного предпринимателя о его ассоциациях со словосочетанием «русский бизнес», и в качестве ответа, скорее всего, услышите джентльменский набор: нефть, газ, никель, золото, алюминий, водка, икра… Зато и пресловутая «русская мафия» сейчас поминается все реже. Малопочетное место предпринимательского пугала заняли выходцы из других стран Восточной Европы.
Что до множества малоприятных атрибутов эпохи слома советской экономической модели и накопления первоначального капитала, они никогда и не считались чем-то характерным исключительно для России. Дикий Запад таковым и остается, хоть в техасских прериях, хоть в сибирских снегах.
Тем не менее чеканную (хоть на агитплакаты помещай!) фразу того периода: «В России ты или работаешь, или боишься» можно сделать эпиграфом ко всей истории отечественного предпринимательства. И криминальная составляющая или давление государства здесь играют роль далеко не ведущую. Сопротивляемость самой культурной среды была и остается чрезвычайно сильной. Отечественный бизнес остается во многом областью экспериментов, проводить которые приходится на недружелюбном поле.
 
Из скита – в купеческий дом
Родина капитализма как социально-исторического прецедента – на Западе. Это вовсе не означает, что данная модель не приживается в других странах. Другое дело, что везде она приобретает свои этнические особенности. Как будто в транснациональной сети кафе быстрого питания в определенном месте подают национальную кухню.
В арабских странах базисом остаются исламские этические нормы. В Корее, Тайване и Гонконге корпоративная этика строится на принципах конфуцианства (без всякой иронии там могут подписаться под словами песни группы «Сектор Газа»: «Я кланяюсь начальнику, ведь он второй отец»). «Японское экономическое чудо» было бы невозможно, стройся модернизация в этой стране в отрыве от самобытных традиций японской культуры.
Поиск российской экономической модели начал вестись с незапамятных времен. При этом бизнесом в современном смысле слова в России всегда занимались… Не от хорошей жизни, скажем прямо.
В традиции восточного христианства вообще погоня за жизненным успехом ради самого жизненного успеха считалась чем-то неприличным. Ибо зачем, когда скоро на Страшный суд?
В России, как водится, и церковь была ортодоксальнее, и эсхатологические настроения у населения проявлялись острее. Русский бизнес формировался в условиях тяжелого земледелия, разоренных войной и голодом княжеств, жестокости и самодурства власть имущих. И было особенно не до жиру – выжить бы.
По иронии судьбы в эпоху русского Средневековья деловыми и инновационными центрами стали центры религиозной и культурной жизни. Монастыри в известном смысле становились стабилизационным фондом государства, как в эпоху Ивана Грозного, во второй, голодной, половине XVI века. Монахи занимались сельским хозяйством – труд считался у них особой формой подвижничества.
Отождествление труда с религиозным служением было в полной мере сохранено русскими старообрядцами. При всей их антибуржуазности и каком-то наивном внутреннем коммунизме. То, что именно они во многом сформировали особый русский деловой дух и этикет, не случайно – после церковного раскола сторонники старых ритуалов оказались выброшены даже не на обочину общественной жизни, а вовсе за ее пределы, и никакого другого способа вернуться туда, кроме занятия предпринимательством, им не оставалось.
Наш собеседник – историк Русской церкви, академик РАН Николай ПОКРОВСКИЙ.
– Старообрядцы существовали как замкнутая общность внутри враждебного мира. Там имела место определенная взаимовыручка, которая давала немалые преимущества в конкурентной борьбе, – отмечает ученый. – Они относились друг к другу с огромным доверием, у некоторых купцов даже были общие капиталы. Впрочем, это не единичный пример – в Закавказье, а потом и в США процветали сбежавшие из России молокане. Цель была одна – быть лучше и успешнее других, чтобы сохранить себя, поддержать существование своей общности. Одни из первых животноводческих ферм в современном понимании этого слова в России появились именно у алтайских староверов. Существовали целые династии купцов-миллионщиков, выходцев из старообрядческой среды. Особенно много их было в Сибири. И это не только самые известные – такие как Гучковы, Морозовы и Рябушинские.
Стоит добавить, что в старообрядческой среде вопроса преемственности вообще не стояло – предприятия были семейными, и то, что дети будут заниматься тем же, чем отец, разумелось само собой.
Ниточки той преемственности не оборвались и в годы советской власти. Дух русского купечества жив до сих пор. Ультраортодоксальное православие с относительными успехами в бизнесе совмещает один из первых российских миллионщиков Герман Стерлигов.
Автор этих строк, будучи в Таиланде, познакомился с отдыхающей там вполне купеческой семьей. Выглядел глава семейства вполне архаично – борода, белая льняная рубаха навыпуск, солидный живот, умный и пытливый взгляд. Выяснилось, что родился он в староверской деревне на Дальнем Востоке, приехал учиться в Петербург, там женился и остался жить. Сейчас вместе со своими единоверцами он перегоняет японские и корейские автомобили в европейскую часть России.
Строгое следование заповедям исключало архетипическое проматывание наследства непутевым отпрыском. Купеческое ухарство было глубоко чуждо староверам – «сочетание виртуозности в сфере капиталистических отношений с самой интенсивной формой набожности», про которое писал немецкий философ и социолог Макс Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма», было представлено и в ортодоксальном старообрядческом православии.
Однако между мотивацией предпринимателей из среды старообрядчества и их протестантскими «коллегами» существовала пропасть. Есть смысл еще раз сослаться на работу Макса Вебера: «Национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве «подчиненных» какой-либо другой «господствующей» группе, обычно – именно потому, что они добровольно или вынужденно отказываются от политического влияния и политической деятельности, – концентрируют все свои усилия в сфере предпринимательства; этим путем наиболее одаренные их представители стремятся удовлетворить свое честолюбие, которое не находит себе применения на государственной службе. Так обстояло дело с поляками в России и Восточной Пруссии, где они, несомненно, шли по пути экономического прогресса (в отличие от поляков Галиции, стоявших у власти), так же – с гугенотами во Франции Людовика ХIV, с нонконформистами и квакерами в Англии и – last not least – с евреями на протяжении двух тысячелетий».
Стоит сказать и о еще об одном существенном отличии русских купцов от европейских нуворишей. В массе своей они никогда не забывали о своем крестьянском происхождении, даже подчеркивали его. Отсюда – стиль одежды, семейный уклад, грамотность только в пределах, необходимых для успешного ведения дел. В Европе же высмеянный Мольером «мещанин во дворянстве» стал архетипическим персонажем, много разбогатевших простолюдинов стремились упрочить репутацию, купив себе благородное происхождение.
 
Артель инноваторов
Староверами русские бизнес-традиции не исчерпываются.
Их основа – артель, считает Рудольф Пихоя, доктор исторических наук, профессор кафедры истории российской государственности Российской академии государственной службы при президенте РФ.
– Это объединение людей, которые делают одно и то же дело, выдвигают своего лидера, возлагают на него определенного рода ответственность и сами принимают на себя за него ответственность. Они существовали везде – и на производстве, и в армии. Артелями осваивали Сибирь, строили Кузбасский комбинат. Понятие артели универсально для русской культуры, прямое следствие общинных традиций. За счет этого в такие группы объединялись не только рабочие, коневоды, рыбаки и бурлаки, но даже творческая интеллигенция – существовали артели художников, артели переводчиков и так далее, – рассказывает профессор.
К слову, это понятие не исчезло и в годы советской власти. До 70-х годов существовали промысловые и сельскохозяйственные артели. Позже единственным разрешенным их видом были старательские артели по добыче золота. Кстати, именно из артели выросло крупнейшее российское предприятие по добыче золота – «Полюс».
Стоит вспомнить и о другом историческом эксперименте на поле русского предпринимательства. Его проводил царь Петр I. Несмотря на некоторые вполне азиатские черты характера, он мечтал внедрить в России западную деловую и культурную модель, уже тогда задумывался об инновациях и модернизации (незнание таких слов ему не мешало). Первым среди русских царей он совершил длительное путешествие за границу и стал лично участвовать в деловых переговорах. До сих пор «у них» принято считать, что русские руководители хотят участвовать во всем и для них очень важными являются личные симпатии и взаимопонимание.
Кроме переговоров, глава государства много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела и других наук. Царь лично работал плотником на верфях Ост-Индской компании.
Если угодно, его можно назвать первым дауншифтером в русской истории. Опять же его стремление уделять внимание не только карьерному росту, но и собственному образованию и саморазвитию исключительно актуально сегодня во всем мире.
И последнее. Желание лично во всем участвовать, «почувствовать производство», при необходимости собственноручно браться за выполнение самых тяжелых задач – все это отличало (судя по воспоминаниям современников) очень многих «красных директоров» – руководителей промышленных гигантов в СССР.
В остальном же привить в России немецкую усидчивость и склонность к каждодневной монотонной работе у Петра вряд ли получилось. Давайте еще раз вспомним классику – роман И. А. Гончарова «Обломов». Если кто не помнит школьную программу, в романе энергичный русский немец Андрей Иванович Штольц был противопоставлен Илье Ильичу Обломову – ленивому русскому помещику. И хотя первый был и симпатичнее, и по-человечески интереснее, для русского общественного мейнстрима он оставался чужим. В то же время бесформенный «человек-ящик» Обломов, который почти не выходил из дому, был однозначно свой.
 
За Западом – на Восток
Впрочем, две головы орла российского предпринимательства сегодня не могут вглядываться только друг другу в глаза. Иногда им все же стоит разворачиваться и смотреть куда положено – на Запад и на Восток. На других орлов и тигров экономики. И обогащаться за счет их опыта, учиться на их ошибках и стараться не дать им повода учиться на наших.
Путешествующих по миру и обучающихся делу «Петров» сегодня стало много больше.
Помнится, знакомый автора этих строк делился впечатлениями о стиле ведения деловых переговоров на родине у зарубежных партнеров.
– Все расслабленно, неформально, не без элитного алкоголя, но при этом очень эффективно и по-деловому. Нравится мне работать с этими западниками.
Говорил он, если что, про Сингапур.
Действительно, предпринимательство глобализируется. На международных форумах все появляются в одинаковых деловых костюмах, кроме разве что арабских шейхов, для которых функцию галстука выполняет платок. Кажется, что сегодня интересы бизнеса встали над интересами не то что отдельных личностей, но и целых государств…
Все бы так, но зачастую стимулом к созданию корпораций как раз и является желание взять реванш не военными методами (несолидно, право, в новом-то веке!), но экономическими.
Кстати, японская экономика своим «чудом» обязана не только опорой на национальные традиции. В не меньшей степени это следствие желания что-то изменить в стране, лежащей в руинах после войны, ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, чувства жгучей национальной скорби и стыда от всего этого. И, согласитесь, постоянно расширяющееся присутствие японских инвесторов на Манхэттене («Рокфеллер-центр» уже принадлежит им!) куда более цивилизованно и гуманно, чем Перл-Харбор.
 

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
1 мая 2024
Написание текста от руки помогает ветеранам СВО достигать целей в мирной жизни
Чем могу помочь я? Такой вопрос после начала спецоперации задали себе многие, вне зависимости от профессии. Одни пошли ухаживать за
Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное