Рутульцы: 28 представителей древнего народа живут в Красноярском крае

По данным переписи населения 2020 года

Рутульцы: 28 представителей древнего народа живут в Красноярском крае По данным переписи населения 2020 года
Фото: Дом дружбы народов «Родина»

Солнечный Дагестан – это Россия. Республика уникальная. Хотя бы тем, что здесь живет 60 народностей и этнических групп. Вот некоторые из них: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, агулы… Это только самые многочисленные. Их представители есть и в Красноярском крае.

Один из дагестанских этносов – рутульцы, в республике их численность 27,8 тыс.

Древняя история этого народа связана с государственным образованием Кавказская Албания. В XVI в. на территории их проживания существовал союз сельских общин Рутульский магал. К России он был присоединен в 1812 году официально, и в 1839 году – фактически.

Традиционные старинные занятия рутульцев – животноводство и пашенное земледелие. Национальные домашние промыслы – сукноделие, ковроткачество, производство войлока, шерстяной вязаной обуви, узорчатых носков, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди, серебра.

В Красноярском крае первые рутульцы (два человека) появились к концу 1960-х годов. В 1989 г. их у нас уже было 25 человек.

В 2018 году Красноярскую региональную национально-культурную общественную организацию «Страна гор – Дагестан» возглавил Кудрат Абдуллаевич Гаджимахадов, красноярский бизнесмен. По национальности – рутулец. Сегодня он – герой нашего проекта.


Языковые различия в Дагестане существуют не только среди разных народов: внутри одного языка, на котором говорит, казалось бы, небольшая группа людей на крохотной по сибирским меркам территории, тоже могут быть нюансы! Так, в рутульском, который относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи, существует целых пять основных диалектов: шиназский, мухадский, борчинско-хновский, мюхрекский, ихрекский.


Сибиряк из Ихрека

Корни Кудрата Абдуллаевича Гаджимахадова – в Рутульском районе Дагестана. Он отмечает, что рутульцы и цахуры – практически один народ, у них один язык, и все они живут в одном районе.

Родился он в селе Ихрек – это примерно в сотне километров западней Дербента. Там пошел в сельскую школу. Учился на русском языке, в Дагестане все школы русские. Дома, вспоминает кавказский сибиряк, разговаривали на рутульском, а школьные учебники были на русском, но дети учили в качестве отдельных предметов родной язык и дагестанскую литературу. Русский в Дагестане – язык межнационального общения. Иначе как бы жители такой мультиэтнической республики смогли бы понимать друг друга?

Лучшие воспоминания детства связаны у меня с праздником Новруз: вся деревня собиралась на поляне, щедро накрывали столы, всех угощали… Фото: Сергей Бурлаку

– Селение наше расположено в ущелье между двумя горами, где из слияния разных рек берет начало Самур, – рассказывает Кудрат. – Это река моего детства, которую я часто вспоминаю. Горная, чистая и такая быстрая, что лошадь боялась в нее заходить – могло сбить течением. Отец был профессиональным чабаном. В семье нас было четверо детей, я младший. Держали большое хозяйство – под 200 голов овец, была корова, буйвол, лошадь. Огород, конечно, картошку сажали. С детства нас приучали к труду, так что с деревенской работой я хорошо знаком.

Когда он отучился в школе шесть классов, родители переехали в Азербайджан. Там парень окончил школу, оттуда ушел на срочную службу. В военкомат сам явился, когда ему еще восемнадцати не было.

– Пришел и написал заявление: очень хочу в армию. Думал, призовут в какие-нибудь элитные войска. А меня забрали в стройбат – туда всех брали обычно в конце призыва: повестку мне вручили 15 июня, как раз в день моего рождения, когда мне исполнилось 18, – рассказывает бизнесмен. – Сначала был в учебке в Подмосковье, потом попал в Новосибирск. За время службы мы построили два жилых дома для гражданских людей, до сих пор стоят.

Когда демобилизовался, одноклассник, живший уже в Красноярске, позвал его в гости. Он приехал. Да так и остался в городе на Енисее навсегда. И прикипел к этой земле, Сибирь стала для него второй родиной, больше 35 лет он живет в Красноярске. Здесь встретил свою жену, она русская. Вырастили двух дочерей, живут дружно. «По светским традициям – паранджу не носит!» – подчеркивает мой собеседник. Спрашиваю: как познакомились?

– Да смотрю в окно: ходит и ходит, – с неподражаемыми кавказскими интонациями шутит Кудрат. – Она жила через дорогу. Вышел – и познакомились.

В Красноярске вчерашний солдат Гаджимахадов сначала работал вальцовщиком на заводе резинотехнических изделий. Через пару лет пошел служить в милицию. А в 90-х занялся бизнесом, так в этой сфере и трудится до сих пор. Среди его друзей и деловых партнеров есть люди разных национальностей. А сам он стал настоящим сибиряком. Но корни свои не забывает:

– И язык знаю, и на родине бываю часто – в нашем селе много Гаджимахадовых, это наш род, наша фамилия. Все, кто ее носит, в мире или в России, это мои родственники. Матери 94 года, живет в Азербайджане, там же и брат с сестрой, тоже их навещаю.

Всегда для нас был самый большой праздник – Новруз, праздник весны. Лучшие воспоминания детства связаны с ним: вся деревня собиралась на поляне, щедро накрывали столы, а если было тепло, то рассаживались прямо на траве, расстелив скатерти. Все, что люди приносили, складывалось на общий стол, и с него угощали всех. Ходили в гости друг к другу, к соседям.

– А какое у рутульцев главное национальное блюдо?

– Трудно сказать, блюд на Кавказе огромное количество, и у нас, рутульцев, их все готовят. Из мясных есть такое блюдо – таба. Из теста – афары, это что-то вроде лепешек с разными начинками. Но главное, наверное, все же хинкал (не путать с грузинским хинкали). Тоже из теста. Причем каждый дагестанский народ готовит его по-своему. Он бывает и с обычным мясом, и с сушеным, и с сыром, и вообще с любыми начинками.

Конечно, мы и в Сибири соблюдаем национальные традиции. Проводим разные мероприятия – религиозные, светские. Помогаем детским садам, поддерживаем спорт, занимаемся благотворительностью. Недавно на Ярыгинский турнир приезжала делегация спортсменов из Дагестана – почти 100 человек, надо было их встретить, приютить, накормить – этим наша организация занималась, – рассказывает ее председатель. – Тесно сотрудничаем с Домом дружбы народов – устраиваем выставки, концерты, Дни лезгинки (у нас есть национальный ансамбль), участвуем в ежегодных Днях культуры Дагестана, приглашаем национальные творческие коллективы с нашей малой родины. Выходцев из республики в Красноярском крае примерно 10 тысяч. Это люди разных профессий. Традиционно среди дагестанцев много ремесленников, мы любим и умеем работать руками – по всей России славятся наши строители, отделочники, кузнецы, мебельщики. Есть у нас в крае и фермеры-дагестанцы, – рассказывает Кудрат Абдуллаевич.

Договариваемся с ним, что в течение года будем знакомить наших читателей с дагестанскими сибиряками и в следующих номерах расскажем еще о нескольких представителях разных национальностей из этой замечательной республики.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
6 февраля 2026
Геймерский опыт приветствуется
Ход специальной военной операции на Украине изменил характер боевых действий. Многое из того, что применяется сейчас, происходит впервые. Это касается
Без рубрики
6 февраля 2026
Лекарства для льготников
Льготные лекарства стали одной из тем совещания президента Владимира Путина с членами Правительства РФ. Сейчас готовится ряд нововведений, которые позволят
Без рубрики
6 февраля 2026
Соцконтракт поможет организовать СВОе дело
Демобилизованные участники СВО, а также их супруги с января получили возможность воспользоваться специальным социальным контрактом. Они имеют право на выплаты
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности