С 1 сентября в России вступают в силу правила маркировки рекламных звонков

С 1 сентября в России вступают в силу правила маркировки рекламных звонков
Фото: Руслан Рыбаков

Звонки с незнакомых номеров. Сегодня, наверное, это один из самых раздражающих повседневных факторов для жителей страны. С одной стороны, не ответить сложно: неизвестно ведь, вдруг действительно произошло что-то важное. С другой стороны, каждый из нас заранее уверен, что в 99 процентах случаев это будет если не мошенник, то обычный спам-звонок.

Цель – борьба с мошенничеством

Каждый день мы вынуждены разочарованно прерывать несколько звонков, услышав очередное предложение о списании кредитов, приглашение на спа-процедуры или просьбу пройти тот или иной опрос. Причем часто такое навязываемое общение происходит в самый неподходящий момент.

Но вскоре ситуация должна исправиться. Теперь частные компании, желающие рассказывать о своей деятельности в телефонном режиме, с 1 сентября будут обязаны уведомлять об этом абонентов заранее.

Разработанные Минцифры РФ правила маркировки нежелательных звонков – это часть одного большого закона о противодействии кибермошенничеству, который еще 1 апреля подписал президент Владимир Путин. Документ включает набор мер, среди которых запрет госструктурам и банкам использовать зарубежные мессенджеры при работе с клиентами, обязательная маркировка звонков от организаций, а также право людей блокировать спам и международные вызовы.

Закон призван лишить мошенников возможности использовать их методы обмана. В документе определены порядка 30 мер, они разработаны правительством совместно с правоохранительными органами, бизнесом, депутатами. Обманывать граждан станет сложнее: например, не получится представиться сотрудником банка – вместо его названия на экране высветится надпись «виртуальный номер», «интернет-звонок» или иное схожее обозначение.

Изображение сгенерировано нейросетью

Но если борьба с аферистами – задача прежде всего государственная, то защита от нежелательных рекламных сообщений – это приятный бонус, которым может воспользоваться любой россиянин самостоятельно.

Как это будет работать?

С 1 сентября 2025 года компании и индивидуальные предприниматели должны будут передавать номера своих телефонов операторам связи, чтобы те подключили маркировку звонков. Так человек сразу увидит на экране смартфона, какой бизнес ему звонит.

Если юрлицо или индивидуальный предприниматель заинтересованы в прямом общении с абонентом, они заключают договор с оператором. При этом передаются следующие данные: сведения об индивидуальном номере налогоплательщика, полное название, свидетельство о регистрации товарного знака при его наличии, вид деятельности согласно ОКВЭД, перечень номеров, с которых будут осуществляться телефонные вызовы, и информация о категории таких телефонных вызовов.

Всего предусмотрено 38 таких категорий. В частности, на экране мобильного устройства рядом с незнакомым номером пользователь может увидеть следующие пометки: банк, госорганизация, гостиницы, доставка, досуг, еда, коллекторы, кредиты, магазины и услуги, медицина, охрана, полиция, связь и интернет, скорая помощь, СМИ, социологический опрос и социальная служба.

Абонент получит возможность заранее отказаться от массовых обзвонов (в том числе и от СМС-рассылок). Сделать это можно будет в своем личном кабинете на сайте или в мобильном приложении. Там же можно будет указать определенные категории на выбор: какие-то оставить, другие заблокировать.

Где гарантии?

Пока что существует лишь проект постановления правительства, который будет постепенно дорабатываться. Спорных моментов и вопросов действительно возникает немало. Например, как быть с теми представителями бизнеса, которые не пожелают заключать договор с оператором связи и продолжат названивать всем подряд? Сейчас в проекте не предусмотрены никакие штрафные санкции и ограничения для таких случаев.

– По данному законопроекту получается, что ответственным за маркировку остается оператор связи, но при этом категорию звонка назначает сама бизнес-компания, заключающая договор. А если обманут? Вместо кредитов выберут, например, категорию «предложение товаров». В проекте встречаются абстрактные категории вроде «Предложение услуг» и «Предложение товаров», под которые можно подвести практически любой звонок. Кроме того, пока неясно, как и кто будет проверять содержание реального рекламного сообщения заявленной категории, – комментирует технический директор IT-компании Никита Назаров.

Фото: Руслан Рыбаков

 

Есть и ряд других проблем. Так, часто при регистрации ИП граждане указывают свой личный мобильный номер. Останется ли эта схема или все ИП должны будут получить отдельные номера? А если человек, чей личный мобильный номер и номер ИП совпадают, заключит договор по маркировке? Означает ли это, что все его бытовые контакты тоже будут получать маркировку «Вам звонит ИП Иванов»?

– Возможны и другие сложности. Например, абонент не желает получать рекламные звонки от медицинских клиник. А тут он записался, скажем, к стоматологу, и вдруг ему перенесли время приема. Получается, до него не смогут дозвониться? Или бизнесу придется заводить разные номера для сервисных и рекламных обзвонов? – рассуждает эксперт.

В Минцифры РФ подчеркивают, что проект будет дополняться постепенно в соответствии с наработанным опытом.

– Сейчас мы готовим второй пакет мер. Понятно, что для противостояния кибермошенничеству одного простого решения не существует. Это постоянная борьба, постоянно актуализируются новые технологии: искусственный интеллект, использование криптовалюты. Думаю, что за лето подготовим следующий законопроект. Важно понимать, что все эти меры направлены на одно: защиту человека и его безопасность в цифровом пространстве. Это наш главный приоритет, – отмечает министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Миллион зеленых елок жить отправились в леса
«Восточно-Сибирская нефтегазовая компания» (ВСНК), дочернее общество НК «Роснефть», ведущая разработку Юрубчено-Тохомского нефтегазоконденсатного месторождения в Эвенкии, продолжает восстанавливать сибирские леса. Благодаря
Без рубрики
5 декабря 2025
Белому медведю Ермаку – 5 лет!
В Ленинградском зоопарке однажды случилось событие, которое спустя годы отзовется эхом в самом сердце Сибири. У медвежьей четы – Услады
Без рубрики
3 декабря 2025
Флот – ключ к Арктике: подведены итоги навигации 2025 года на реках Сибири
Как обычно, это был период напряженной работы для всех, кто связал свою судьбу с профессией речника. Сибирские реки по-прежнему остаются
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности