Про коноплю в народе придумано немало шуток. Ее называют травой, вызывающей смех. Однако сорная конопля – большая проблема не только для сельхозтерриторий, но и для многих населенных пунктов. По статистике, в Красноярском крае употребление наркотиков начинается именно с препарата, изготавливаемого из этой «смешной» травки.
Мы волшебную косим трын-траву
Во время одной из командировок по районам Красноярского края руководители сельсоветов рассказали нам, мол, своими силами приходится бороться с коноплей (из которой изготавливается наркотическое вещество). Чуть ли не с косами выходят на борьбу с наркосодержащей травой. При этом помощи из бюджета никакой, денег на химикаты для обработки земель не выделяют.
– Конопля растет на землях поселения, вот с нас и требуют, – рассказывает глава Юдинского сельсовета, председатель ассоциации глав Ирбейского района Василий Кованенко. – Химические методы мало используем. Раньше по линии министерства сельского хозяйства выделялись деньги на обработку сельхозземель, сейчас – нет. Я в поселении стараюсь выкашивать, пока конопля маленькая. Ведь в деревне и коровы, и поросята по улицам ходят.
На территории Юдинского сельсовета по конопле можно тракторной косилкой пройти или нанять людей с электрокосами – территория ровная, а в других населенных пунктах района земля бугристая, в рытвинах. Там даже ручной косой – старым дедовским способом – все не уберешь. Химикаты бы здесь были кстати.
– Сейчас борьбу ведем за счет сельсовета, – поясняет Кованенко. – Небольшие средства выделяются на очистку территории от мусора, пускаем эти деньги и на выкос травы. Полиция нам помогает: присылает тех, кому за правонарушения назначены общественные работы.
Несколько лет назад краевое министерство сельского хозяйства действительно закладывало в бюджет средства на закупку химических веществ для прополки конопли на землях муниципалитетов. Собирали заявки из районов и проводили госзакупки. Сейчас эта статья из бюджета исчезла. В министерстве говорят: в ней нет надобности, муниципалитеты к ним не обращаются с заявками.
– Обязанность муниципалитетов по уничтожению конопли существует с 1998 года – с момента издания закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Как идет работа, зависит от главы территории. Некоторые ссылаются на отсутствие денежных средств, но это не снимает с них ответственности, предусмотренной законом, – отмечает советник управления губернатора Красноярского края по безопасности, профилактике коррупционных и иных правонарушений Руслан Зазулин. – Здесь вопрос межбюджетных отношений. Органы местного самоуправления должны в свои бюджеты закладывать деньги на борьбу с коноплей. Но когда они защищают финансовые документы и просят край помочь в том или ином направлении, нередко забывают эту статью расходов.
Как отмечает Руслан Зазулин, в 2019 году в деле уничтожения конопли хорошо себя зарекомендовали Минусинск, Зеленогорск, Железногорск, Ачинский район и другие территории.
Кстати, заложил в бюджет на 2020 год средства на приобретение химикатов для борьбы с коноплей Ирбейский район. В прошлые годы поддержка глав сельсоветов ограничивалась приобретением триммеров.
Здесь могли бы быть пшеничные поля
Эксперты отмечают: произрастание конопли в Красноярском крае – серьезная проблема не только для муниципалитетов. Во-первых, уничтожить эту траву сложно: если зерна попали в почву – запас на долгие годы обеспечен. Семечко может пролежать несколько лет и не потерять всхожести. То есть, сколько ни коси, на этой территории вновь и вновь будет вырастать наркосодержащая трава.
А во-вторых, марихуана – то вещество, с которого чаще всего начинается употребление наркотиков. По данным краевой антинаркотической комиссии, в структуре общей заболеваемости наркоманией зависимость от каннабиноидов стоит на четвертом месте, на третьем – полинаркомания (за последние три года доля зависимых от разных видов наркотиков выросла в полтора раза).
В крае понимают: лучший способ борьбы с наркоманией – ее профилактика. Ежегодно в территориях региона проходит профилактическая операция «Мак», в которой участвуют представители правоохранительных и надзорных органов. Главная цель – выявление неиспользуемых земель, предназначенных для сельхозпроизводства. Зарастают именно такие заброшенные участки.
Как отмечают в Россельхознадзоре, ежегодно в крае обнаруживают более тысячи гектаров, заросших коноплей (в 2019 году в ходе операции «Мак» выявлено 1 207 га). Это вдвое меньше по сравнению с тем, что выявлялось пять и больше лет назад.
Раньше все сельхозземли (в том числе предназначенные для ведения садоводства и огородничества, ЛПХ) находились в компетенции Россельхознадзора. А в 2015 году постановлением Правительства РФ внесены изменения в Положение о государственном земельном надзоре – в ведении Россельхознадзора остались только территории, предназначенные для сельхозпроизводства.
В итоге в Красноярском крае на пять миллионов гектаров сельхозугодий осталось только 23 госинспектора. Основная часть контроля за землями легла на плечи глав муниципалитетов. А в ходе операции «Мак» выявляются их недоработки.
– Мы даем предписания устранить коноплю в выявленных очагах, – рассказывает начальник отдела государственного земельного надзора управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Нина Ерохина. – В этом году из 1 207 га было уничтожено 822 гектара. Важно, чтобы правообладатели участка не разово проводили акцию по скашиванию или вспашке.
Как отмечает Нина Ерохина, в 2019 году самые большие очаги невыкошенной конопли нашли в Большемуртинском районе (340 га), Ужурском районе (199 га), Березовском (186 га), Сухобузимском (93,5 га), Шарыповском (85,6 га). А на этом месте могли бы быть (и должны!) пшеничные или картофельные поля.
Наркосодержащую траву обнаруживали даже на обрабатываемых землях – там, где растут зерновые. Собственники вовремя не провели агротехническую обработку от сорняков. Им надзорный орган направил предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и прописал, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы ликвидировать засорение почвы.
Наказание последует
Не стоит думать, что засорение земель коноплей останется безнаказанным. Если участок не используется, зарастает сорной травой, будь готов нести административную ответственность по части второй статьи 8.7 КоАП РФ. Штрафные санкции здесь серьезные: для физических лиц от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических от 400 тыс. до 700 тыс. рублей. Плюс к этому – устранение очагов наркосодержащего растения. За невыполнение предписания надзорного органа также предусмотрен штраф (статья 19.5 КоАП РФ).
В 2019 году инспекторы управления Россельхознадзора по Красноярскому краю возбудили административные дела в отношении семи собственников земельных участков, заросших коноплей, 28 выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Фото Олега КУЗЬМИНА, пресс-службы управления Россельхознадзора по Красноярскому краю