Почтовое отделение в селе Бархатово Березовского района не работает уже больше полугода. Чтобы получить посылку или отправить перевод, жители вынуждены ездить в соседний город Сосновоборск. В Бархатовском сельсовете в основном пожилые люди. Не каждому под силу совершать такие путешествия.
А воз и ныне там
В Бархатовский сельсовет входят три населенных пункта: Бархатово, Киндяково и Челноки – всего три тысячи жителей. На всех – один почтальон, который разносит газеты и извещения. Чтобы получить посылку от родственников или отправить заказное письмо, нужно ехать в Сосновоборск или районный центр – Березовку. Далеко, долго, неудобно. Но что делать?
– У нас давно уже отсутствует заведующая отделением, – говорит глава Бархатовского сельсовета Иван Попов. – Раньше работала девушка, но уволилась – жаловалась на тяжелые условия труда. А нового оператора найти не можем. Не хотят люди работать на почте.
Почтовое отделение в Бархатово располагается в панельном многоквартирном доме: отдельное крыльцо, отгороженный вестибюль, чтобы не запускать в помещение мороз и ветер, внутри столы и стойка для оператора – все как положено. Но дверь на замке.
– Жители уже давно возмущаются. Приходят, пишут письма мне, а я отправляю в Железногорский почтамт (Березовский район относится к Железногорскому почтамту), – рассказывает Иван Попов. – В последнее время подключились депутаты районного совета, обсуждали проблему на сессии. Но воз и ныне там.
Иван Владимирович отмечает: Железногорский почтамт сам подыскивает кадры, главу сельсовета лишь просят посодействовать в поиске людей. Но у него не получается найти кандидатов на должность заведующей почтовым отделением.
Ищем начальников
К Железногорскому почтамту относится несколько районов Красноярского края – Сухобузимский, Большемуртинский, Березовский, Емельяновский. Остро проблема с кадрами стоит только в Березовском. Здесь два отделения не работают. Для одного отделения в районном центре и в Бархатово никак не могут отыскать начальников.
– В сельской местности не удается так быстро найти руководителя почтового отделения. Это, как правило, сотрудник, который много лет проработал на почте и знает всю специфику, – говорит специалист кадрового отдела Железногорского почтамта Полина Дасевич. – У нас из Березовки три недели назад стажировалась женщина, которая шла на руководителя. Ей уже на работу выходить, а она отказалась. Сказала – не сможет, не все поняла.
В Бархатово и на почтовом отделении объявления вывешивают, и почтальонов рекомендуют в операторы. Результат – ноль.
– В любом случае найдем. Мы не отчаиваемся, – говорят в Железногорском почтамте.
Отделение закрыто
Проблема закрытых почтовых отделений для сел и деревень края не нова. В прошлом году в НКК обращались жители Новой Солянки Рыбинского района («В Солянку никто не пишет», № 52 от 17 июля 2020 года). Пенсионеры жаловались: ни газету купить, ни пенсию получить, ни посылку отправить. За каждой мелочью нужно ехать на электричке в Заозерный. А посылки с наложенным платежом можно только в Бородино получить. Маломобильным людям это было просто недоступно.
Почтовое отделение в Новой Солянке стояло закрытым почти полгода. Претенденты на должность заведующей были, но…
– Люди заполняли анкеты. Мы их перенаправляли на электронный адрес Зеленогорского почтамта. Но служба безопасности наши кандидатуры не пропускает – у многих кредиты, – рассказывала глава Новосолянского сельсовета Татьяна Якубенко. – На сходе в декабре уговорили одну женщину пойти работать. В январе она поехала в Новую Камалу обучаться на должность заведующей. А ей не уделили должного внимания. Оператору почты не выдали распоряжения обучить, и наша кандидат просто стояла за спиной у работника – что увидит, то и поймет. В результате отказалась. Заведовать почтой – это же ответственность. В том числе и материальная.
В Рыбинском районе в 2020 году только Новая Солянка страдала от отсутствия почтовиков, в остальных населенных пунктах отделения функционировали. А вот в соседнем Ирбейском районе (который также относится к Зеленогорскому почтамту) из 11 отделений почтовой связи работали только пять. Отсутствовали кадры.
Не люди, а выручка
Сегодня почта в Новой Солянке работает. Пришла новая заведующая, справляется. А вот в Ирбейском районе ситуация практически не изменилась. Единственно, из 11 отделений работают уже шесть, однако один из отдаленных таежных населенных пунктов – Степановка – потерял не только начальника отделения, но и единственного почтальона. Здесь даже газеты и пенсии по домам разносить некому.
– Отделение у нас закрыто больше года, а почтальон сменила место жительства и уволилась в декабре 2020-го, – рассказывает глава Степановского сельсовета Сергей Сырыгин. – Работы в поселке нет, но никто не хочет идти на почту.
Конечно, людей не бросили, но как это неудобно! Газеты и извещения привозят в сельсовет, а жители Степановки приходят и разбирают. Платежи и переводы Сбербанк принимает два раза в месяц, пенсии тоже привозят дважды в месяц из других отделений – выдают по улицам. А за посылками нужно ехать самим. Ближайшая почта здесь в 50 километрах. Дороги не в лучшем состоянии.
Кстати, добавившееся в этом году к списку работающих Тумаковское отделение почты как раз и получило в нагрузку Степановку. Глава сельсовета говорит: пока держится начальник, работает.
– Нам повезло – вернулась прежняя заведующая почтовым отделением, – хвалится глава Тумаковского сельсовета Сергей Криштоп. – Уговорили ее. Когда она уволилась, люди переживали. Без почты плохо.
Сергей Алексеевич говорит: заведующая отделением у них добросовестная, работу четко ведет. Глава сельсовета от нее никогда жалоб не слышал, но от других знает: причина кадровой текучки почтовых работников на селе в мизерной зарплате и жесткой политике плановых продаж товаров народного потребления.
– Сейчас главное не качество оказываемых услуг, а выручка, – считает Сергей Криштоп.
Как снежный ком
На сайте УФПС Красноярского края в разделе вакансий целый список почтамтов, нуждающихся в кадрах: Ачинский, Богучанский, Енисейский, Железногорский, Канский, Красноярский, Минусинский, Норильский, Рыбинский, Шарыповский. Требуются как начальники отделений, так и почтальоны. Зарплату обещают 12 тысяч рублей. Возможны и премии.
Но, как говорят письмоносцы, поди заработай ту премию. Сельский почтальон, кроме газет, писем, извещений, должен разнести по домам бытовые товары и продукты. А попробуй продать их, если в местных магазинах от консервов и шоколадок полки ломятся!
Конечно, стараются почтальоны: за проданные товары полагаются премиальные в виде процента от выручки. Но премия идет в общий котел, и наторговать на всех в малочисленных деревнях не выходит. Вот и получается, что минималка так и останется минималкой, какими бы громкими словами ее ни прикрывали.
А нагрузка на сельского почтальона не маленькая. В сельсовете может быть несколько населенных пунктов, и все нужно обойти с тяжелой сумкой. И нести не только письма и газеты, но и деньги пенсионерам, принимать коммунальные платежи. А вы видели когда-нибудь охрану у сельского почтальона?
Конечно, все это рассказывают сельчане, не называя своих имен и фамилий. Пока работают – молчат, а как становится невмоготу – увольняются.
Проблема с отсутствием кадров в сельских почтовых отделениях нарастает со скоростью снежного кома.
НКК задал вопрос УФПС Красноярского края: что предпринимается руководством этого ведомства для организации стабильной работы почтовых отделений на селе?
Ждем ответ.
Фото с сайта postrobot.ru