Садовод или космонавт?

Как найти свое призвание

Садовод или космонавт? Как найти свое призвание

В России катастрофически низкий показатель КПД сотрудников предприятий. Эксперты говорят, в разы ниже европейского. Причин множество, но одна из них обсуждается редко: многие специалисты просто не на своем месте. Им неинтересно работать, потому что когда-то выбирали профессию не сами, поступая в вуз, исполнили волю родителей. Это в том числе свидетельство отсутствия профориентации, которая в нашей стране сейчас находится в стадии становления. 

Это только для школьников?

Чаще всего о профориентации мы вспоминаем в старших классах школы, если вдруг по какой-то причине чадо не выбрало вуз. Однако это понятие намного шире. Профориентация должна начинаться еще с садика, а верхней границы у нее нет. Если не устраивает работа, если не приносит удовольствия, нужно искать себя в другом труде.

– Никогда не поздно начать развитие, – уверена Мария Назарова, директор Центра карьеры СФУ, член краевой межведомственной комиссии по вопросам профессиональной ориентации граждан. – Все барьеры у нас в голове, это наши социальные страхи и согласие с тем, что мы проиграли. Мы находимся на работе около 70 % времени, то есть больше половины жизни страдаем, если занимаемся не тем. Отчасти потому, что у нас очень странные представления о профессиональной жизни и карьере. В России зачастую считается: профессия, как и настоящая любовь, должна быть одна – раз и на всю жизнь. Именно поэтому тех, кто умудряется менять сферы деятельности, по старой памяти называют летунами и относятся к ним с недоверием.

Конечно, идеальный вариант, если карьерный путь прочерчен со времен школы – выпускник знает, где будет учиться и кем работать. Но чаще всего к моменту выпуска из вуза человек подходит с полным непониманием того, куда ему двигаться дальше. Специалисты находят в этой дезориентации и более далекие последствия для нашей страны в целом.

– Мы видим часто выпускника – готового, молодого, интересного, только что получившего диплом, – рассказывает директор Центра карьеры. – И когда начинаем задавать вопросы: «Где вы будете работать, кем?», – получаем такое непонимание! Зачем были эти 4–5 лет в университете? Где были все воспитатели, педагоги, родители, которые все эти годы чему-то учили? И вот стоит молодой специалист и говорит, что «все везде по блату» и «устроиться в России молодым невозможно».

Как и когда начать

Профориентация – обязательный блок того, что психологи называют социализацией, то есть вхождением в общество. И обеспечить ее должны в первую очередь родители. Специалисты отмечают: сейчас детсадовцы достаточно свободно ориентируются в гаджетах – но при этом не знают, где и кем работают мама и папа. Родители не хотят или не успевают погрузить их в особенности своей профессии. Для того чтобы понять, насколько сузился мир в представлении современного ребенка, достаточно посмотреть, во что детсадовцы играют. Как правило, это три профессии – врач, воспитатель, домохозяйка – все, что дети видят вокруг.

– Мир современных профессий настолько разнообразен и широк, что не ставить профориентацию во главу угла просто глупо, – заключает Мария Назарова. – Надо рассказывать детям, какие бывают профессии, как устроен мир. И внимательно наблюдать за ними – к чему проявляют склонность, какие занятия им нравятся больше, какие меньше. Именно от родителей в первую очередь зависит, насколько легко свой профессиональный путь выберет их ребенок.

При этом важно не «пережать». Специалисты Центра карьеры СФУ часто сталкивались с настоящими семейными трагедиями, когда только после профтестирования выяснялось, что ребенок склонен совсем не к той профессии, о которой мечтали родители. И других шансов, кроме как увидеть это на тестировании, просто нет: либо сам школьник боится перечить взрослым, либо они непреклонно уверены в том, что знают, как лучше.

А если в 35? Или в 40?

Часто сомнения в выбранной профессии совпадают с кризисом среднего возраста. Но парадокс в том, что иногда человеку проще развестись, чем уволиться с той работы, которая его не радует. Страх не найти новую работу в этот период силен как никогда.

Но если решимость есть, с чего начать? Ни в коем случае не с изучения рынка труда и текстов «аналитиков» о том, как все на нем плохо. Первым делом нужно понять, чего хочется. К чему на самом деле лежит душа?

Для этого достаточно обратиться к профориентационным тестам – их сейчас в Интернете достаточно много, причем бесплатных. Но не нужно строить иллюзий: главная задача таких тестов – дать человеку возможность взглянуть на себя со стороны. Не более того. Если после тестирования понимания карьерного пути так и не появилось, не нужно стесняться обратиться к специалистам. Консультацию может дать сотрудник рекрутингового агентства или специалист краевого центра занятости. Методик, с помощью которых вам помогут выбрать новый карьерный путь, – множество, и сейчас все больше консультантов владеют ими хорошо. И вот только после того как вы определились с примерным видом деятельности, нужно приступать к мониторингу рынка труда.

Но все-таки самое главное – принять свое призвание, невзирая на общественное мнение и свои стереотипы.

– Не каждому дано быть космонавтом, для кого-то призвание – растить цветы, – говорит в заключение Мария Назарова. – И в этом нет ничего плохого. Потому что, если у человека есть работа, которая ему нравится, и у него все получается, он счастлив. И у него нет шансов в этом не получить развития. Причем развитие может идти на разных уровнях: кому-то достаточно просто быть цветоводом, кому-то – селекционером, а кому-то – ученым, который цветы изучает. Главное – понять, в чем именно твое призвание.

Что такое профтестирование

Тест, помогающий в выборе карьеры, состоит из вопросов, которые определяют личные особенности как подростков, так и взрослых. По полученным результатам консультант поможет сделать вывод, к какой деятельности человек склонен в большей степени. Наиболее распространена в России методика профориентирования академика Евгения Климова, в ней профессии дифференцированы по пяти сферам деятельности человека: человек – человек, человек – знаковая система, человек – природа, человек – техника, человек – художественный образ. Расшифровывается все достаточно просто: человек – природа – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством. Человек – техника – все технические специальности. Человек – человек – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением. Человек – знаковая система – профессии, связанные с обсчетами. Человек – художественный образ – творческие специальности. При всей простоте методика показывает хорошие результаты, потому что позволяет очертить область, в которой можно быть успешным.

Бесплатно пройти онлайн-тестирование можно на сайте центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (http://www.proforientator.ru/tests) или – очно – в представительствах центра, которые есть в крае. Информацию о них также можно найти на сайте.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного