Ежесуточно через этот лечебный комплекс проходит в среднем 250 человек, и большинство из них надо в буквальном смысле спасать. Такова специфика больницы скорой медицинской помощи.
К сорокапятилетию знаменитой клиники подсчитали, что за этот срок через «тысячекоечную» прошло два с половиной миллиона пациентов – то есть два с лишним Красноярска при нынешнем количестве жителей. Неудивительно, что в городе, да и в крае, трудно найти человека, который не знаком с этими четырьмя согласными – БСМП. Не в обиду будет сказано другим лечебным учреждениям, но эта больница более, чем какая-либо, заслуживает неформального титула «самой народной». Именно сюда на всех парах летят белые кареты с красной полосой, и здесь принимают всех, кто нуждается именно в скорой помощи, невзирая на то, бомж ты, академик, гастарбайтер…
Невозможно подсчитать, сколько из тех двух с половиной миллионов – а сейчас цифра ощутимо больше – были в этих стенах спасены от смерти. Но утверждать можно – подавляющее большинство.
Отметим, забегая вперед, теперь возможности для спасения неизмеримо выше, чем еще десять лет назад. По сути, «тысячекоечная» встречает свой юбилей обновленной настолько, что поневоле напрашивается расхожий каламбур: в сорок пять – ягодка опять. Конечно, ничего бы не обновилось без поддержки государства, но и она вряд ли бы что-то значила без высокого профессионализма и упорства самих медиков – в том числе тех, кто в разные времена стоял у руля огромной клиники.
Дань основателю
Именно таким запомнился своим современникам Николай Семенович Карпович, имя которого вот уже два десятилетия носит БСМП. Основатель и первый главврач крупнейшей в Сибири многопрофильной больницы скорой медицинской помощи родился в 1923 году в селе Новосельск Манского района. Прошел всю войну командиром взвода «катюш», вернувшись с фронта, поступил в Красноярский государственный мединститут, уже через год после окончания которого был назначен главврачом больнично-поликлинического объединения.
В 1972 году, когда было принято решение о строительстве нынешней «тысячекоечной», о Карповиче вспомнили – и, как пишет в книге «Мой путь» известный красноярский врач, организатор здравоохранения Борис Павлович Маштаков, вспомнили не случайно.
«Именно этот человек способен был во всем разобраться, так как был отличным хозяйственником. Кроме того, все знали, что он не пойдет ни на какие компромиссы, если это касается медицины. Сама же стройка была в центре внимания общественности. Да это и понятно: бурно развивавшийся Красноярск получал отличную больницу сразу на тысячу коек. Была договоренность с Николаем Семеновичем, что при необходимости будем отправлять к нему на лечение пациентов даже из сельских территорий Красноярского края, потому что БСМП на то время должна была стать самой современной по оснащению».
Он с утра до ночи пропадал на стройке, сам следил за всем, и если строители где-то начинали халтурить, заставлял переделывать и увещевал: «Ведь мы строим хорошую больницу не для какого-то абстрактного города, мы делаем ее для себя. Я понимаю, что из-за переделок затягиваются сроки, есть угроза потерять премию, но представьте себе, что вы или ваши родные станете здесь пациентами и будете проклинать себя же, что могли сделать лучше, но не сделали».
Аргумент был железный, и люди, как вспоминает Маштаков, шли навстречу «неразговорчивому, но основательно мыслившему и переживавшему за дело» Карповичу. Он же досконально проверял все оборудование, поступавшее в клинику, чем впоследствии оградил коллег от многих проблем, формировал коллектив, подтягивал науку. «Поэтому не удивительно, что БСМП, или «тысячекойка», как ее ласково прозвали в народе, при Николае Семеновиче была одной из ведущих в Красноярском крае».
Николай Карпович, кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Октябрьской революции, обладатель знака «Отличник здравоохранения», Заслуженный врач РСФСР, депутат Красноярского городского совета, возглавлял больницу с 1972 по 1987 год. За эти полтора десятилетия красноярскую БСМП не раз отмечали на всесоюзном уровне, республиканский Минздрав утвердил клинику как школу передового опыта. Но все же главным, прорывным, моментом стало само появление больницы, поднявшей на принципиально новый уровень организацию экстренной медицинской помощи в Красноярске.
После Карповича БСМП возглавляли три главных врача: Станислав Игнатьевич Стародубцев (1987–2002 гг.), Александр Михайлович Чихачев (2002–2009 гг.) и Аркадий Борисович Коган, вставший у руля «тысячекоечной» девять лет назад. Каждому из них пришлось решать задачи, продиктованные временем, и потому иногда очень несхожие друг с другом. Но, по сути, у всех была одна цель: достигнутое – сохранить, сохраненное – улучшить. Для того, чтобы спасать людей…
О чем раньше и не мечтали…
В апреле 2009 года Аркадий Коган дал интервью одному из красноярских изданий, некоторые фрагменты из которого сейчас имеет смысл процитировать. Отдавая должное своим предшественникам, которым пришлось работать в непростые времена, свою задачу он обозначил так: любыми способами решить существующие проблемы, чтобы вернуть больнице прежнее имя. «Чтобы понять всю остроту ситуации, приведу цифры: на сегодняшний день на 1 200 больничных коек работает один аппарат УЗИ. Проработал неделю с небольшим на посту главного врача больницы № 6 – и уже от каждого врача-специалиста поступает стопка докладных: здесь чего-то недостает, тут не хватает…»
Это интервью вспоминается, когда попадаешь в новый хирургический корпус, открывшийся совсем недавно. Он построен в рамках подготовки к предстоящей универсиаде, но по большему счету его появление открывает новую страницу в истории здравоохранения города и края. Корпус, на возведение и оснащение которого самым современным оборудованием потрачено около 2,2 миллиарда рублей (большая часть – из краевого бюджета), удивляет не только новизной, но и непривычным малолюдством. Причина не только в том, что площади больше; все грамотно спланировано: потоки тяжелых, экстренных больных и пациентов с заболеваниями средней и легкой степени тяжести не пересекаются. Одновременно могут работать 15 операционных, места, где проходят различные этапы лечения, находятся «под рукой»…
При этом перемены не ограничиваются новым корпусом – переоснащение затронуло всю огромную клинику, с 39 отделениями. В трех из них еще идет ремонт, который завершится к концу года.
Сергей Геннадьевич Маслов, заместитель главного врача по хирургии, работающий в БСМП с 1982 года, говорит, что нынешняя «тысячекоечная» не сравнима с той, что была еще лет десять назад.
– Если говорить о больных с нарушением мозгового кровообращения, инфарктом миокарда, то сейчас для их спасения здесь применяются абсолютно новые технологии, о которых раньше и мечтать не приходилось. Пациентам уже в первые часы от начала заболевания восстанавливается проходимость сосудов сердца. То есть та причина, которая вызывает инфаркт, устраняется. Очень сильно изменилась травматология – лечение переломов перешло на качественно иной уровень. Если раньше прибегали к рутинным методам – гипсовые повязки, например, или скелетное вытяжение, – то сегодня в течение двух-трех дней такие пациенты оперируются с применением специальных металлических конструкций, позволяющих стабилизировать перелом. Это сокращает время пребывания на койке, и реабилитация происходит очень эффективно – пациент быстрее возвращается к труду. Продолжает развиваться эндоскопическая хирургия. Сегодня она используется для диагностики неотложной, острой хирургии, когда другие методы не дают полной информации, позволяет визуально оценить наличие заболевания, его характер. Также мы развивали ангиокардиографическое, рентгенохирургическое направления. Наконец, самих операционных, оборудованных соответствующей техникой и инструментарием, стало больше. Чтобы наши врачи научились ими владеть, мы приглашали специалистов, которые проводили мастер-классы, показательные операции. На все это, помимо денег, потребовались годы упорного труда.
План один – развиваться
Нынешний главврач клиники Аркадий Коган имеет с «тысячекоечной» не только профессиональную, но в прямом смысле биографическую связь. Здесь работали его родители. Отец Борис Коган начинал вместе с основателем клиники, открывал отделение травматологии, был заместителем главврача по хирургии.
– Аркадий Борисович, многое ли из задуманного девять лет назад удалось реализовать?
– Если говорить о ремонте, то практически все. В декабре заканчиваем последние отделения. Запущен новый операционный блок с приемным отделением. В принципе, можно сказать, все, о чем говорил я в 2009 году, сделано. И даже больше.
– Какие моменты в истории клиники вы можете назвать ключевыми, поворотными?
– Понимаете, такие моменты у нас каждый день, поскольку мы оказываем неотложную помощь, спасаем людей. За сорок пять лет оказали помощь более чем двум с половиной миллионам жителей города и края – это, по-моему, и есть главный «поворотный момент». Что касается истории, то мы ее чтим, стараемся сберечь все сделанное нашими предшественниками, в том числе теми руководителями, которые были до меня. Каждый из них внес свой особый вклад в развитие больницы.
– Традиционный вопрос – планы на будущее.
– Пока о будущем даже говорить не хочется – главное закончить то, что наметили. А в принципе, план у нас один – развиваться, вводить новые технологии, быть по меньшей мере на уровне лучших российских клиник.
В цифрах и фактах
КГБУЗ «КМКБСМП им. Н. С. Карповича» – одно из крупнейших лечебных учреждений Красноярска и края. Ежегодно сюда поступает около 60 тысяч человек, проводится 13 тысяч операций, работают 39 лечебно-диагностических отделений, в которых оказывается экстренная и плановая медицинская помощь по всем основным направлениям хирургии и терапии.
8 июня 2018 года получена лицензия на работу в новом хирургическом корпусе, что позволяет увеличить число операций с 13 тысяч до 15 тысяч в год. Для успешного функционирования нового корпуса в штатное расписание добавлены 294 новых специалиста.
В больнице трудятся более двух тысяч человек, из них около 400 врачей и более 700 медицинских сестер, 200 человек младшего медперсонала. Пять сотрудников клиники имеют звание «Заслуженный врач РФ», двое – «Заслуженный работник здравоохранения РФ», 35 – «Отличник здравоохранения».
Фото Олега Кузьмина и из архива больницы














