Само не пройдет

Почему коварна молодежная наркомания

Само не пройдет Почему коварна молодежная наркомания
Фото www.facebook.com/gultyaev.vladislav

Среди всех заболеваний наиболее социально опасным остается наркомания: в отличие от того же алкоголизма, она чаще поражает самый беззащитный возраст – подростков и молодежь. Хоть официальная статистика дает нам картину вполне оптимистичную, по оценкам экспертов, среди двух миллионов наркозависимых большинство до 24 лет.

В первой тройке

В современном обществе много зависимостей: алкоголизм, табакокурение, игромания, наркомания. Последняя всегда была самой болевой точкой – каждый наркоман знает, что «оттуда» возвращаются единицы.

При этом официальные цифры и реальное положение дел катастрофически расходятся: становятся на учет единицы, очень многих год за годом тянет семья, скрывая это от друзей и родных. Наркомания, хоть о ней и говорится очень много, все еще не воспринимается именно как заболевание, требующее постоянного лечения.

За последние пять лет Россия потеряла вследствие употребления наркотиков около 40 тысяч своих граждан, а наркозависимы в это время около двух миллионов – два Красноярска в нашей стране полностью состоят из людей, которые не мыслят своей жизни без дозы. В то время как в самом краевом центре на учете стоят 8 700 человек. Знающие люди говорят, что реальное число минимум в 10 раз больше.

Статистика по молодежи, принимающей наркотики, в целом не так плоха, однако при этом наш край входит в первую тройку неблагополучных в этом вопросе регионов.

– Практика прокурорского надзора свидетельствует, что, несмотря на снижение числа зарегистрированных несовершеннолетних потребителей наркотиков и больных наркоманией, значительное их количество учтено в Республике Башкортостан, Забайкальском, Красноярском, Пермском краях, – отметил генпрокурор РФ Юрий Чайка.

Основные претензии генпрокурора касаются плохого оснащения наркологической службы и недостаточных мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.

Кроме того, в большинстве регионов в системе образования нет центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних наркоманов. Всего в прошлом году было выявлено более 5,6 тыс. нарушений закона в сфере профилактики наркомании среди несовершеннолетних.

Украденное детство

Наркомания стремительно молодеет – все чаще и чаще в зависимость попадают школьники, причем не всегда это старшие классы. Если раньше верхом бунтарства были сигареты и пиво, то теперь ученики употребляют «что покрепче». Причем это редко ребята из неблагополучных семей – они наркодилерам просто неинтересны: их привлекают дети состоятельных родителей.

Кроме абсолютно предсказуемых проблем со здоровьем, такой вариант «досуга» приводит к очень серьезным психологическим проблемам: дети, попавшие под действие наркотика, пропускают годы, десятилетия жизни, во время которых они должны были повзрослеть.

Наркотики крадут детство, а результатом становятся взрослые люди, у которых не сформирована волевая сфера, они не понимают, как жить в обществе, чем хотят заниматься, и потому очень часто возвращаются туда, где все понятно и прозрачно, – в мир наркотиков.

Поступки этих «взрослых» малопредсказуемы и совсем непонятны для близких: бывший наркоман рассказывает, как он, например, мог делать закладки, гуляя с ребенком. Все попытки родных и близких просто поговорить, объяснить, что так нельзя, как правило, не приносят результата: зависимый человек живет в своей вселенной, откуда реальный мир просто не слышен.

Таким людям нужна очень серьезная помощь, потому что зависимость не пройдет сама – по статистике, людей, которые смогли бросить сами, – 1–2 % от общего числа наркоманов. Всем остальным нужны специалисты, причем не только медики, но и психологи, работающие с зависимостями.

Очень долгий путь

– Я научился руководить своими чувствами и эмоциями, понимать, что это сильное влечение (наркотики. – НКК) вредит мне и моему окружению, – делится основатель АНО «Центр реабилитации и социальной адаптации «Енисей» Антон Мишин.

Сейчас в крае десятки реабилитационных центров, деятельность которых слабо регулируется. «Енисей» сотрудничает с государством – несколько человек в центре проходят реабилитацию бесплатно, по направлению из КНД.

– Но до этого у меня был целый путь. Длиной в 12 лет. В 20 лет я в первый раз попробовал тяжелые наркотики. И уже через год я понял, что существую, отношения строю, зарабатываю деньги только для того, чтобы были наркотики. Я достиг дна – у меня было несколько «сидок»…

Очень часто даже близкие люди не понимают, в каком по-настоящему плачевном состоянии оказываются их родственники: наркоманы продолжают учиться и работать, некоторые вполне успешно. Как поделился один из излечившихся, человек, находящийся в наркотической зависимости, очень изобретателен в вопросах заработка. Часто эти люди внешне успешны.

– Мои родные поняли, что со мной что-то не так, когда открыли однажды дверь, а я с ножом стою босой. Тогда-то они и осознали, что со мной что-то серьезное происходит. Что нужно что-то делать, – рассказывает реабилитант центра «Енисей». У него все началось как раз в старших классах – с «травки». – Вскоре появились новые прикольные наркотики, все хотелось попробовать. Я понял, что уже все, когда началась синтетика и я стал просыпаться с мыслью, где бы достать. Полнейшее безумие, одержимость наркотиками. Я все отнес в ломбард.

Для того чтобы выйти из этого состояния, наркоман должен пройти сложный путь: снять химическую зависимость, потом реабилитация – длительная, минимум полгода – с психологами, в отрыве от семьи и привычного окружения, потом социализация – возвращение в общество, когда реабилитанты живут в тренировочных квартирах и учатся заново ходить в театр и кино, зарабатывать, влюбляться.

«Никто их не слышит»

В начале лета на одном из пляжей краевого центра появилась инсталляция: несколько десятков лиц из песка. «Под поверхностью», так назвал ее художник Владислав Гультяев: мы редко знаем, кто именно употребляет наркотики и с какими трудностями эти люди сталкиваются.

– Наркопотребление в современной России – это острейшая проблема, миллионы человек используют различные вещества, чтобы бежать от реальности, – прокомментировал ее художник. – Да, наркотики – это угроза, прежде всего угроза детям, но когда борьба с наркотиками превращается в борьбу с детьми – значит, что-то идет не так. Эти лица скоро исчезнут. Они ничего не могут вам сказать. Это просто безмолвный крик о помощи.

Инсталляция в первую очередь направлена на то, чтобы обратить внимание, сколько человек попадают за решетку за сбыт наркотиков.

О художественной ценности этого произведения и главной мысли автора можно спорить, но одну важную мысль он схватил очень верно: мы не хотим видеть масштабы этой проблемы, закрывая на нее глаза. У нас на данный момент катастрофически мало детских и подростковых наркологов, в удаленных территориях родителям вообще не к кому обратиться, если они почувствовали неладное.

Официальная реабилитация для несовершеннолетних пациентов в принципе пока недоступна, потому что детей не могут положить в одну палату со взрослыми. Об отношении к наркоманам свидетельствует и тот факт, насколько мало даже взрослых людей стоят на учете в наркологическом диспансере: люди думают, что учет испортит их карьеру, забывая о том, что наркопотребление может испортить их жизнь целиком.

P. S. Дождь, который прошел вскорости после того, как инсталляция была закончена, размыл все лица. Хочется верить, что потребности и боль реальных наркоманов мы как общество все-таки услышим.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 ноября 2024
На ней все держится
Молодые мамы становятся старше. По статистике, приведенной в проекте Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности, средний
Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это