Красноярский театр кукол сегодня – это не только постановки для малышей. И хотя в репертуаре они занимают большую часть, сегодня коллектив развивает новое направление взрослого интеллектуального театра. На таких спектаклях можно не только отдохнуть и посмеяться, но и задуматься над проблемами, волнующими общество. Мы встретились с директором Красноярского театра кукол Татьяной Поповой и поговорили о задачах, которые стоят сегодня перед театральным искусством.
– Татьяна Владимировна, мы уже привыкли к интересным вечерним постановкам Красноярского театра кукол. А когда начали осваивать эту нишу – развивать взрослое направление?
— В 2013 году, когда я приняла театр, в репертуаре не было спектаклей для взрослых. Формирование вечернего репертуара начали с восстановления спектакля «Пиковая дама» в постановке Сергея Иванникова в 2014 году.
Задавалась вопросом: каким должен быть театр кукол для взрослых? Безусловно, современным, неожиданным по новизне решений, лирическим, заставляющим зрителя размышлять и быть неравнодушным.
Был вопрос: с кем из режиссеров начинать вести разговор с взрослой аудиторией? Выбор пал на главного режиссера Большого театра кукол Санкт-Петербурга Руслана Кудашова.
Руслан Равилевич человек очень глубокий и большой профессионал. Для него был, возможно, странным сам факт приезда директора театра кукол из Красноярска.
Мы встретились с режиссером в театральном кафе. Кудашов напрямую спросил: «Чего вы хотите?» – «Вас в нашем театре», – ответила я. И объяснила ситуацию с вечерним репертуаром. «Если вы затеяли такой серьезный разговор, самое главное – не обмануть зрителя», – сказал тогда Кудашов. И эти слова стали ключевыми для меня.
В 2016-м мы выпустили «Хармса». Прошло почти 10 лет, но эта постановка не потеряла своей актуальности и по-прежнему вызывает интерес у зрителей.
С тех пор наш театр сотрудничает с Русланом Равилевичем Кудашовым.
Его спектакли постоянно идут на нашей сцене, номинируются на «Золотую маску», имеют успех на международных и всероссийских фестивалях. Даже театральные критики, которые знают творчество Кудашова, посмотрев наши постановки, удивляются: такого даже в БТК нет. У Кудашова спектакли короткие – до 50 минут, но емкие по мысли, по содержанию, по глубине высказывания!

Фото: Руслан Рыбаков / «Наш Красноярский край»
– Почему считаете важным выстраивать отношения со взрослым зрителем? Ведь мы привыкли, что театр кукол – для детей.
– Сегодня театр кукол чрезвычайно креативен и многообразен. Это исходит из самой природы театрального искусства. И то, что сейчас расширяется аудитория зрителей – приходят не только дети, но и подростки, молодежь, взрослые люди, – реальность жизни.
«Театр кукол для детей» – миф, с которым борется не только наш коллектив. Это стереотипы советского времени, хотя в театре Образцова и тогда, кроме детских спектаклей, были взрослые, например, «Необыкновенный концерт». И до сих пор мы смотрим его с большим удовольствием.
А театр кукол Красноярска занял уже определенную нишу – мы работаем с самой широкой аудиторией: от нулевок до молодежи и взрослого осознанного зрителя. Хотя все равно достаточно красноярцев, которые не знают этого и говорят: «Зачем я к вам пойду, у меня дети уже выросли». И через такие стереотипы мы стараемся пробиваться – разными способами: обращаемся к жанровому разнообразию, ставим спектакли от мюзикла «Есть ли жизнь в офлайн?» до спектакля-расследования «Кроткая» по повести Федора Достоевского. Чистого искусства не осталось. Весь мир смешивают жанры.
Для взрослых показываем спектакли не только в зале, но и в буфете. Здесь можно посмотреть увлекательные постановки за бокалом напитка. И в этом нет ничего плохого, ведь все наши постановки с глубоким смыслом (даже, казалось бы, развлекательные). Они заставляют человека не только посмеяться, но и задуматься. Одним словом, меняем отношение зрителей к нашему театру.
– То есть от детей вы не отказались?
– Конечно, нет. Мы не можем говорить, что театр кукол – это только взрослая аудитория. У нас в репертуаре 53 спектакля, 28 из них для детей младшего школьного возраста, четыре бэби-спектакля, 12 – для школьников и подростков, и 9 – для молодежи и взрослых. Дети – это основа основ. Мы должны взрастить своего зрителя, который придет к нам в год и пройдет всю дорогу до взрослого спектакля.

Фото: Ирина Яринская / Газета «Заполярье»
– Как формируете репертуар, подбираете спектакли для постановки? Существует цензура? Вам диктуют: вот это произведение можно взять, а это нельзя?
– У нас в приоритете классика. Наш театр интеллектуальный. Это спектакли, которые подразумевают активный мыслительный процесс, заставляют задуматься над поступками, жизненными ситуациями. Детей, например, мы развиваем, создаем условия, чтобы они общались с родителями. Ведь поход в театр – прекрасный повод после спектакля поговорить о том, что понял ребенок и вынес из постановки. Для нас очень ценно, когда дети приходят в театр не классами, а с мамами и папами. Любой детский материал раскрывает вечные ценности: духовно-нравственные, патриотические, семейные. Да и для взрослых то же самое – для работы ума и сердца, только посложнее. У нас нет проблем с выбором произведений для постановок: столько неосвоенного в российской классике. Казалось бы, знакомые произведения, а каждый раз открываешь их для себя по-новому. Нам даже зарубежные театры завидуют, говорят: «У вас есть Достоевский, есть Пушкин. Только бери и ставь». Но тут главное – в какой команде работать. Руслан Кудашов говорит: важны свобода и честность в отношении себя, театра и каждого артиста перед зрителем. Важно быть не только талантливым актером, но и хорошим человеком. Если эти два качества соединяются, все происходит.
Что касается цензуры, она скорее внутренняя. Мы понимаем, что сейчас неспокойное время. И руководителю театра нужно внимательно смотреть, что добавлять в репертуар. О чем произведение? Кто автор, где живет и стоит ли с его материалом работать? Мы же берем не только классиков, но и молодых писателей. Сейчас государству нужно быть помощником, работать в одной команде.

Фото: Руслан Рыбаков / «Наш Красноярский край»
– Но ведь и театр кукол очень сильно изменился. Если раньше артисты-кукловоды были скрыты ширмой, сейчас они работают на сцене живым планом.
– Я еще застала те времена, когда кукольники работали за ширмой. Как же прекрасно жилось администрации театра! Артистам не нужно было шить костюмы. У нас сохранились ширмовые спектакли, например, «Машенька и Медведь», который идет уже 25 лет.
Сегодня театр, действительно, стал другой. Он синтетический. Артисты все чаще работают «живым планом» на сцене. При этом, безусловно, кукла никуда не ушла. В этом новом формате у кукловода сложная задача, ему необходимо не только управлять куклой, но и передавать через нее целый спектр эмоций и чувств. Это очень непростая задача. Чтобы быть в форме, артисты занимаются сценической речью, хореографией. В этом процессе нам помогает хореограф Артем Игнатьев, который занимается с артистами сценическим движением и пластикой. Главный режиссер театра Ольга Петухова имеет ряд предложений по творческому росту артистов. Надеюсь, будем двигаться и в этом направлении.

Фото: Александр Паниотов_Культура24
– Приживаются в театре кукол новые технологии?
– Конечно. И в световом оформлении спектаклей, и в сценических решениях. Нам очень сильно помог федеральный проект «Культура малой родины» нацпроекта «Культура», который завершился в 2024 году. Это мощное подспорье для материально-технического оснащения театра. Благодаря этому проекту удалось обновить звуковую и световую аппаратуру. Появилась возможность внедрять в спектакли уникальные эффекты, качественнее выполнять художественные задачи режиссера. Например, выполнили 3D-сканирование лица Анастасии Ивановой для спектакля «Кроткая» (реж. Руслан Кудашов). Благодаря этой технологии была создана кукла – точная копия главной героини постановки.
Новые технологии присутствуют в каждом втором спектакле репертуара театра.

Фото: Дарья Кривицкая (Культура 24)
– Насколько важна для театра проектная деятельность? Одна из ваших инициатив – фестиваль театров кукол Урала, Сибири и Дальнего Востока – стала известна и популярна во всей театральной России. Почему решили создать свой фестиваль?
– Театральная карта России пестрит различными фестивалями. Их много, каждый имеет свое название. Все они всероссийские и международные. И спектакли в них пересекаются – переезжают с одного формата фестиваля в другой.
А мы предложили альтернативу – межрегиональный фестиваль. Решение о его создании было единогласно принято на форуме кукольников, который прошел во время празднования 80-летия нашего театра.
Изначально это был Урало-Сибирский межрегиональный фестиваль-конкурс «Сибирь. TERRA MAGICA», но чуть позже мы расширили границы и добавили территорию Дальнего Востока.
И мне казалось важным, чтобы эпицентром фестивальной жизни для удаленных территорий стал именно Красноярск. Он объединяет регионы от Урала до Дальнего Востока. В следующем году с 30 мая по 3 июня мы в четвертый раз будем проводить «Сибирь. TERRA MAGICA». Офф-программа будет состоять из спектаклей театров зарубежья – Монголия, Китай, Иран. Этим мы укрепляем еще и творческие отношения между странами БРИКС.

Фото: Руслан Рыбаков / «Наш Красноярский край»
– Кстати, вы недавно вернулись с гастролей по новым территориям России. Как давно возникла эта дружба и почему считаете важным поддерживать культуру Донбасса?
– Год назад мы уже были в ЛНР – выиграли президентский грант и поехали сборной делегацией в Луганск: показывали спектакли, давали мастер-классы, проводили семинары. Ситуация была неспокойная, но мы объехали пять населенных пунктов. Так завязалась дружба с музыкально-драматическим театром имени Голубовича в Луганске. А в этом году обратились в Росконцерт с предложением организовать гастроли в ЛНР нашего театра. Повезли три детских спектакля. Давали представления в Луганском театре кукол и в сельских ДК. Все выступления прошли с аншлагом. Да, тяжелые переезды, но мы стараемся быть полезными этим людям, дарить радость детям, которые столько пережили. Все, что мы делаем, в рамках общей стратегии государства. И мы рады помогать этим людям вливаться в нашу страну. Мы замечаем, как меняется Луганск и Свердловск ЛНР – побратим Красноярска. Красноярский край очень много делает для восстановления этой территории. Везде идет строительство, появляются новые комфортные пространства. Приехали в Володарск: в прошлом году в ДК был закрыт зрительный зал, холодно. Стульчики в фойе поставили и так выступали. А в этом году зрительный зал уже отремонтирован, современное оборудование, световая, звуковая аппаратура. Для поселкового клуба просто огромный зал – 250 мест! И жители Донбасса с большой благодарностью говорят о той помощи, что оказывает им Россия. К ним наконец-то пришла мирная жизнь!
Знаете, тема СВО не оставляет нас и в Красноярске. В нашем театре мы проводим различные мероприятия для ветеранов военных действий: экскурсии, творческие встречи с артистами, приглашаем на спектакли. Надеюсь, осуществим и постановку о бойцах спецоперации. Мне кажется, сегодня об этом со зрителем важно говорить.



