Самокатная свобода

От инвалидной коляски и костылей

Самокатная свобода От инвалидной коляски и костылей

Красноярца Алексея Сталидзана в городе знают хорошо: взрослый человек с невозмутимым видом рассекает по дорогам на самокате. Рядом часто бежит огромная собака, похожая на волка. Мало кто знает, что последние 30 лет Алексей ходит на протезе, и такое средство передвижения для него – наконец-то обретенная свобода.

 

Два случая

– Я вас на улице встречу, мне как раз Локоса выгулять надо, – договаривается с нами Алексей по телефону. Локос, огромный маламут, послушно стоит на крыльце новостройки, пока хозяин выкатывает свое средство передвижения. Собака и велокат, а именно так Алексей Сталидзан называет свое изобретение, – две главные удачи, которые перевернули его жизнь.

С псом они познакомились пять лет назад – друг решил похвастаться выводком щенят. Один из пяти псов положил лапу на здоровое колено. Алексей решил мгновенно: беру. Спонтанное решение переросло в настоящее братство и хоть небольшой, но бизнес – прожить только на пенсию в восемь тысяч взрослому мужчине сложно. Алексей делал свое маламут-такси, сейчас катает детишек на Театральной и дает фотографироваться с лохматым другом.

– Помучился я поначалу. Он же сильный, дурной, за собакой побежит – меня по асфальту тащит. Но приноровились, привыкли друг к другу. Мы гулять пойдем вон на ту площадку, идите напрямки, а я по дороге объеду.

До площадки метров 300. Пробираясь по замерзшим снеговым кочкам, мы доходим до нее вторыми – Алексей уже доехал на своем изобретении окружным путем. Велокат – вторая крупная удача. Два года назад на глаза в спортмагазине попался уцененный китайский детский самокат.

– Что меня тогда подвигло? – вспоминает он. – Не могу понять. Купил и в багажник бросил, две недели с ним прокатался. А как-то проснулся утром – и меня осенило: надо к самокату приварить сидушку, как на велосипеде.

В ближайшей автомастерской вся процедура заняла 15 минут. С этого момента, как говорит сам Алексей, он начал гонять. Что это означает для человека, вынужденного 30 лет передвигаться очень ограниченно?

– На меня люди смотрят с интересом, с любопытством, – Алексей подбирает слова. – Без жалости. Я свободен – могу передвигаться, когда и куда хочу. Хоть по пересеченной местности, по буеракам этим.

По буеракам, правда, ездит усовершенствованная модель – Алексею сделали уже второй велокат. На нем стоят колеса от инвалидной коляски, в которую он принципиально ни разу не садился. За эти годы изобретатель провел обкатку средства передвижения во всех погодных условиях – абсолютным рекордом стали минус 35, когда пришлось добираться на турнир Ярыгина.

– Оделся потеплее и погнал, – рассказывает он. – Балаклаву, перчатки посерьезнее, только нос замерз немного. Какая бы коляска электрическая с такими морозами справилась, если у людей машины не заводились. А я доехал спокойно.

«Хочу быть полезным»

В августе прошлого года велокат стал единственным средством передвижения – личная машина встала наглухо. Починить или даже эвакуировать ее от здания городской администрации просто не на что. И тут у этой истории начинается новая глава. По словам Сталидзана, поначалу кондукторы его шпыняли – требовали заплатить за проезд. Запрещали использовать такое средство передвижения и в торговых центрах, магазинах, на массовых мероприятиях в городе.

– В аптеку однажды за корвалолом приехал. Так мне там: «Что разъездился?» Представляете? – возмущается Алексей. – И ведь каждому приходится объяснять, что это не просто самокат – это половина инвалидной коляски. Протез, как мандат, предъявляю.

Тогда ему стало понятно, что с изобретением нужно что-то делать, иначе оно так и останется в статусе самоделки.

Уже в своей крошечной однокомнатной квартире он показывает нам кипу бумаг – результат переписки со всевозможными ведомствами, депутатами… Пока хозяин шуршит бумагами, Локос, уютно свернувшись, лежит под кухонным столом. Он взрослый пес, теперь ему возить детей не так интересно, а значит, хозяин останется без части и так небольшого заработка.

– Я понял, что велокат нужно сертифицировать, – продолжает Алексей. – Пока нет сертификата, его нельзя тиражировать. А я хочу быть полезным – помогать таким, как я. И если хотя бы пять-семь человек смогут так же свободно передвигаться, буду счастлив.

С сертифицированием пока туго – велокат не могут зарегистрировать как средство реабилитации, отказ уже получен. Сейчас изобретатель пытается доказать, что это спортивный инвентарь. Алексей вспоминает, как он – спортивный в принципе человек – упал со своего первого велоката. У человека, ограниченного в движениях, проблемы с вестибулярным аппаратом, особенно если он не использует протез, садится в инвалидное кресло.

– А это универсальный тренажер оказался – я даже сам не ожидал, – рассказывает он. – Работает не только нога, которой я толкаюсь, работает абсолютно все тело. Развивается вестибулярка. Я помню, как нагонялся в первый день, когда на него сел, – шевелиться потом не мог, настолько серьезная нагрузка.

Конечно, на рынке уже есть китайские аналоги этого средства передвижения, но дело в том, что, как и все средства реабилитации, такой велокат должен быть индивидуальным – сделанным строго под определенного человека. Кому-то, считает Сталидзан, может и моторчик к нему понадобиться.

За два года переписок со всеми ведомствами у Алексея возникала идея плюнуть и зарегистрировать изобретение на свои кровные. Но вопрос в том, что лишней копейки у человека, живущего на пенсию, просто нет. Сейчас он старается объединить вокруг себя единомышленников – людей, которые тоже хотели бы пользоваться велокатами. Если их будет достаточное количество, уверен, что дело с сертификацией сдвинется с мертвой точки. И Красноярский край станет не только местом, где появилось новое средство реабилитации для опорников, но и регионом, где люди могут передвигаться свободнее.

– Я ж теперь еще и окружающую среду берегу, – улыбается Алексей, провожая нас. – На машине-то не езжу. Велоката мне достаточно. Еду куда захочу.

Фото Олега Кузьмина

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности